Вера и Жизнь 6, 2008 г.
- О верных и неверных
- Сам Бог - Бог их!
- Лишь слово Бога вне времен
- Воспоминания о сотруднике и друге
- Петр, Иоанн, Диотреф и другие
- Некоторые отступили от веры
- Послушная курица
- Из поэтических тетрадей
- Дух времени: масскультура и Церковь
- Путь отступничества
- Доказательства, которые ничего не доказывают
- Письма читателей
Лишь слово Бога вне времен
Александр Шевченко
С Николаем Александровичем я познакомился в свои шестнадцать лет. Наша семья только эмигрировала в США, и однажды наш дом посетил сам Водневский. Я читал ему свои стихи с боязнью и смущением. Помню, ему приглянулось вот это стихотворение, которое он и поместил в своей газете.
В тиши колени преклонив, Гляжу в небесный холст И слышу ласковый мотив Поющих звезд. Я к этой речи не привык. Я человек. Я прост. Но понимать небес язык Учусь у звезд.
Николай Водневский привлекает своей особой внутренней страстью. У него как будто совсем не было старости. Ибо есть только две общие категории – это жизнь и смерть.
А молодости, совершеннолетия, старости, с позиции человеческого духа, просто не существует. Дух вне времени – он вечен! Это мы с годами ветшаем под ярмом нашей воспитанности, этики и всего прочего. Тогда как ребенок – чист как слеза. Может, поэтому Христос и сказал: «Если НЕ ОБРАТИТЕСЬ и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное». А говорил Он эти слова как раз людям духовным и воспитанным, знающим, как себя вести в той или иной ситуации. Если одним словом сказать о Водневском – я вижу простое детское сердце. Как сказала Ахматова о Пастернаке:
Он наделен каким-то вечным детством, Той чуткостью и зоркостью светил. И вся земля была его наследством, А он ее со всеми разделил.
«Поэт должен быть голодным», он обязательно должен быть в пустыне, быть вне стана, вне стереотипных, накатанных обобщений. Если он и утверждает кому-то известную истину, то обязательно должен прийти к ней самостоятельно. Поэтому, вероятно, пророк не имеет чести в своем отечестве. Как сказал Лермонтов: «Глупец, он не ужился с нами». Вот потому Иоанн Креститель был в пустыне до дня явления своего Израилю. Он не сотворил никакого чуда! Потому что чудеса и громкая слава «умерщвляют» даже пророков. Бог готовил Себе величайшего из пророков именно вдали от людей, где он должен был вслушаться в себя, бороться в собственных противоречиях своего низменного, человеческого, и высшего, небесного, начал. И, дойдя до высшей духовной кондиции, осознать собственное ничтожество и бесконечное величие Бога в себе. Удостоиться высшего звания пророка – быть голосом Вопиющего. Нет, я не ошибся, вопиял именно Бог, а Иоанн всего лишь проговаривал, «провещевал», то, о чем плакало Его сердце.
Верю, таким пророком прошлого века для русского евангельского движения был Николай Водневский. Его мечта сбылась – сегодня он уже Дома!
ПОЭТУ «Кто ты, раб Бога Всемогущего, в твоих устах слова святыни?» «Я – Вопль, я – голос Вопиющего в пустыне. И вышний жребий мой прекрасен. Но платы час настал, и голова упала наземь, и озарилась кровью сталь. Я – Вопль, и ямы мне не вырыть, и головы мне не отсечь, и языка – не вырвать!» Палач сломал о голос меч. Мы знать должны, поэт мой милый, лишь Слово Бога вне времен. Оно бессмертно, без фамилий и имен.
Поэт Александр Шевченко, ведущий телепрограммы «Угол»