+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2008 г.

Сам Бог - Бог их!

Вальдемар Цорн

4 Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

5 Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

6 А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает.

7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир и сделался наследником праведности по вере.

8 Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования...

16 Но они стремились к лучшему, то есть к небесному. Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город...

32 И что еще скажу? Мне не хватит времени...

36 Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления.

38 Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

39 И все эти, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства.


САМ БОГ – БОГ ИХ

В 11-й главе Послания к евреям приводится целый ряд имен. От сотворения мира до пророков. Перечисляя их, автор говорит, что ему не хватит времени, чтобы написать обо всех. О ком же здесь говорится?

Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф, Моисей... Дух Святой приводит нам в пример людей веры. Людей, о которых Он говорит, что Сам Бог не стыдится их, называя Себя их Богом. Что отличало их?


1. Это были люди без земной родины


Авель. Боль от потери рая, о котором ему рассказали родители, еще не прошла. «Папа, – говорил он Адаму, – давай вернемся в рай!» – «Нет, сынок, это невозможно. Бог гневается на нас, согрешивших против Него». И Авель приносит Богу жертву. Тоска по потерянному небесному отечеству побуждала его приносить жертву Богу. Авель убит был вне этой родины.

Енох. Жил так благочестиво, как никто другой. Бог взял его туда, где его истинная родина.

Ной. Арарат – его родина? Опустевший после потопа мир? Нет, не его родина – мир после Всемирного потопа. Занесенный в Араратские горы, он оказался вне своего мира. Вне своей отчизны.

Авраам. Бог вывел его Сам из Ура халдейского в страну, которую он не знал. И эта страна обетованная не стала родиной ни ему, ни сыну его, ни внукам его. Через четыреста лет потомки Авраама придут и поселятся здесь, среди осквернивших землю язычников...

Но сегодня мы говорим о нашем брате, друге, наставнике, учителе, поэте и писателе, проповеднике и, осмелюсь сказать, пророке – Николае Водневском.

Он пишет в своем стихотворении «Иностранец»:


Загорается в небе заря,
На востоке алеет румянец...
Переплыл я большие моря
И теперь в сей стране – иностранец.
Но и здесь я, друзья, не забыт
Всемогущим Спасителем Богом.
Как же Господа мне не любить,
Не сказать о спасении многим?!
Много видел я в жизни чудес,
Да и жизнь моя – разве не чудо?
Но боюсь, чтобы в сердце не влез
Сладким долларом рыжий Иуда.
Надоел мне торгашеский лай,
Я иного, нездешнего, рода.
Мне Америка – вовсе не рай,
Но люблю я ее за свободу.
Я  живу здесь не хлебом одним,
Не стараюсь земное упрочить.
Кто сегодня Иисусом храним,
Тот прославить Спасителя хочет.
Занимается в небе заря,
И восток озарился румянцем.
О мои дорогие друзья,
Мы ведь все на земле – иностранцы.

1951 г.

Оторванные от своего народа, от привычной среды, все эти люди, о которых говорится в Послании к евреям, жили среди чужих им по культуре и языку людей. И Николай Водневский осознавал это очень остро.


2. Они говорили о себе, «что они странники и пришельцы на земле»

На примере Авраама это становится нам совершенно ясно: он жил в земле обетованной, как в чужой, ибо ожидал города, художником и строителем которого есть Бог. Аврааму Бог открыл, где его истинная отчизна. «Тогда чего мне, – решил Авраам, – прилепляться сердцем к Ханаану?»

В своем первом после крещения стихотворении Николай Водневский пишет:

Куда идти? В Тебе глаголы жизни,
В Тебе источники живой воды.
О мой Господь, меня к святой отчизне
Своей рукой пронзенною веди.

3. Они искали этого небесного отечества

Но не того, из которого вышли. Бог открыл им нечто большее, совершенное, вечное, небесное. Узнав об этой небесной родине, они уже не могли жить иначе, как только ожидать ее. Если бы они страдали ностальгией, мечтали о потерянном земном отечестве, то имели бы возможность возвратиться, но они открыли для себя нечто более важное: небесную родину своей души.


И Николай Водневский это подтверждает:


...Мы пришли сюда ненадолго
И уходим чередой.
Путь указывает радуга
В дом небесный, неземной.
Не пускаю в землю корни я –
Дверь души отворена:
Краше теплой Калифорнии
Есть еще одна страна.

1951 г.


4. Они узнали свое призвание

Они узнали, для чего родились, для чего живут, в чем их истинное призвание. Да, «они стремились к лучшему, то есть к небесному. Поэтому и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом».

Слова Николая Водневского из стихотворения «Есть за что...» отражают эту библейскую истину:


Мне есть за что благодарить Творца:
Он снял с меня греховную проказу.
О, пусть теперь польется без конца
Хвала Ему в поэмах и рассказах.
Душа взывать к Христу не устает,
Где падала – прощения просила.
Ведь Он в беде мне руку подает,
Он в трудностях – прибежище и сила.
Вот почему мне хочется любить
Его сильнее, искренней и чище.
Мне есть за что Христа благодарить:
Он мне купил небесное жилище.
Все от Него, и все идет к Нему,
Душа поет небесным отголоском.
Придет мой день – я ноги обниму
Того, Кто умер на кресте голгофском.

1948 г.

Призвание Николая Водневского заключалось в его личном спасении, в том, чтобы славить Господа устным и печатным словом, в его любви ко Христу, в благодарении Ему, в призвании быть с Ним вечно.


5. Все они были непризнанными

Имели ли все эти великие мужи веры признание в своей земной жизни? Нет. О них написано: «Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли».

После смерти – да. А здесь, на земле, все, как говорил Христос: «Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши. Этим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь c ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: „Пошлю к ним пророков и апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят“» (Лк. 11:47–49).

Николай Водневский в стихотворении «Задача решена» говорит о себе:


На земле, где много слез и плача,
Где когда-то мой Спаситель жил,
Ничего я в сущности не значу,
Похвалу ничем не заслужил.
Каждый день опасность на дороге,
Впереди – тяжелая верста.
Я сложил все страхи и тревоги
У креста Спасителя Христа.
Он незрим, но Он со мною рядом,
Если я держусь Его пути.
В нашем человеческом наряде
Без Него к Творцу не подойти...
Пусть я в мире ничего не значу,
Не всегда, как Бог желает, жил,
Вечного спасения задачу
На Голгофе мой Господь решил.

1951 г.


6. Эти люди жили верой

Да, все они отличаются тем, что жили верой в то, что им открыл Бог. Они верили Его слову. И поэтому Он не стыдится называть Себя их Богом.

Касалось ли это только их, древних мужей веры? Нет. Написано: «И все эти, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о НАС нечто лучшее, чтобы они не без нас достигли совершенства».


Радуется сердце Радостью небесной: Есть одна надежда – Божья благодать. Я иду в отчизну, Где, как нам известно, Мы уже не будем Плакать и страдать.


Этого совершенства, засвидетельствованного в вере, достиг и Николай Водневский. Он жил на этой земле, как на чужой; он искал небесного отечества; он стремился к лучшему, небесному; он не получил в своей земной жизни обещанного, ожидая вечного, верой в которое жил.


Мир – сухая, жаркая пустыня, Но я слышу хора голоса: «Вечный Бог в единородном Сыне Приведет тебя на небеса». Там поют совсем иные песни, Там не встретим горе или грусть. В небесах с поэзией небесной Я душой спасенною сольюсь. Не стремлюсь судьбу переиначить, Жизнь земная – тлен и маята. Небеса, где не бывает плача, – Вот моя заветная мечта!

1950 г.

Вальдемар Цорн,
прощальное слово на вечере памяти известного христианского поэта и писателя Николая Водневского, г. Сакраменто, Калифорния

Архив