Вера и Жизнь 1, 2010 г.
Краткие беседы о семье
БОГ УБЕРЕГ МЕНЯ ОТ БРАКА
Ширинай, представься, пожалуйста, и коротко расскажи о себе.
По национальности я таджичка, по профессии экономист. Родилась в Узбекистане, уверовала в Москве 22 года назад. Сотрудник миссии «Свет на Востоке». Миссионерка и преподаватель. Живу в Москве 35 лет.
Ты выросла в мусульманской семье. Чем мусульманская семья отличается от христианской?
Сравнения нет: это – как ночь и день. В мусульманской семье с женщиной часто поступают сурово и крайне пренебрежительно. Я и сегодня слышу, как муж-мусульманин называет жену не по имени, а «Эй, ты!» А желание женщины высказать свое мнение он грозно обрывает: «Молчи, ты – женщина!» По-моему, этого с лихвой достаточно, чтобы сделать соответствующие сравнения и выводы. Все счастье мусульманской женщины – в детях, которых она рожает в большом количестве. Но нередко брак заканчивается суицидом. Недавно в одном из колхозов повесилась 17-летняя девушка-таджичка, которую отец выдал за «хорошего жениха». Когда она приехала домой к родителям и с рыданиями пожаловалась на семейную жизнь, то отец сказал: «Не приезжай больше! Раз тебя выдали замуж, ты уже не наша, ты чужая – там твой дом, терпи!» Не выдержала, замужем была только восемь месяцев. Хотя справедливости ради надо сказать, что и в России женщине нелегко – повальное пьянство, смертность мужчин от этого злого зелья очень высокая.
Ты никогда не выходила замуж? Почему?
Когда-то Сократ сказал: «Женитесь вы или не женитесь – все равно пожалеете». Кавалеров у меня было немало, но думаю, что так Бог распорядился. Пока я была неверующей (до 30 лет), я думала, что женихи какие-то не те мне встречаются. В то время я была «лимитчицей» в Москве, приехала из Узбекистана, работала на тяжелой работе. А мужчины-москвичи себе цену знают, очень изнеженные и избалованные. К тому же у них маниакальный страх, что приезжие девочки в их квартиры через брак пропишутся, а потом эти квартиры в судебном порядке делить будут и отнимать. Московская прописка стоила очень дорого, и она «разбила» многие жизни. Помните, известную фразу Зощенко: «Москвичи – люди хорошие, но их испортил квартирный вопрос»?
В 30 лет я уверовала, начала проповедовать на Арбате, потом стала часто ездить в Среднюю Азию, где образовались две общины. Это великое и неземное благо, когда вся жизнь заполнена служением Христу. Я точно знаю, что в моем случае Бог благословил меня и уберег от брака, потому что я не смогла бы совместить постоянное пребывание вне дома с семьей. Апостол Павел пишет: «Кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждой, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает. Поэтому выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше» (1 Кор. 7:37–38). Получается, что замужество – благословение и безбрачие – благословение. Все зависит от того, как ты относишься к этому благословению, что ты с ним сделаешь, на что употребишь. Я – миссионер, проповедую, веду телевизионные и радиопрограммы, преподаю в семинариях, часто бываю на людях и, наверное, кому-нибудь и нравлюсь. Вот недавно получила предложение руки и сердца от хорошего человека, хотя мне уже 52 года. Я извинилась и отказала. Не знаю, как это объяснить. В миру в таких случаях говорят, что «надо снимать порчу, это венец безбрачия», а я сердцем знаю, что это благословение и дар свыше.
Ты – проповедница, отвечаешь за жизнь, учение и наставление основанной тобой общины в Москве. Какие вопросы тебе легко решать, какие – трудно?
Церковь наша совершенно замечательная. Меня в ней очень любят и стараются ограждать от всяких неприятностей. Но бывают люди с исковерканными судьбами, вот с ними тяжело. У них сложился определенный характер, им трудно смиряться, хотя они стараются. Порой взрослые люди похожи на младенцев, они не готовы к решению проблем, хотя обращаются за советом. Я часто видела, как в беспомощных ситуациях Бог вмешивался, причем очень скоро. Оставалось только благодарить Его. Самые большие проблемы в области семьи – взаимоотношения между мужем, женой, детьми, родственниками. Кто-то верно заметил, что больше всего огорчений мы приносим тем, кого больше всего любим. Впору сравнить с леди Нэнси Астор (первая женщина в истории Великобритании, избранная в парламент), которая однажды сказала Уинстону Черчиллю: «Если бы я была вашей женой, Уинстон, то подсыпала бы вам яд в кофе», на что Черчилль ответил: «А если бы я был вашим мужем, то выпил бы его». Как это лечить? У нас в церкви есть два библейских курса, которые мы периодически проходим: «Супружество без разочарования» и «Интимные отношения в свете Библии». Они очень помогают. Недостаточно получить совет, необходимо постоянно «обновляться умом», чтобы иметь неискаженное мышление и правильное Божие видение.
Как выглядит демографически твоя община?
Большинство русских. Но есть и из бывших мусульман – узбеки, таджики, татары. Вот недавно русский Олег пришел, он из Таджикистана, прекрасно владеет таджикским языком, и себя он чувствует таджиком более, нежели русским. Вот как его считать? У себя в телефонной книжке я записала: «Олег-таджик». Я радуюсь, что почти все члены церкви подвизаются в благовестии и раздают литературу мусульманам в Москве – на рынках, вокзалах, дворникам во дворах.
Как сказывается на твоем служении то, что ты женщина и что ты не замужем?
Я благодарю драгоценных братьев, которые поддерживают меня и ободряют. У нас в церкви шесть братьев-дьяконов. Один из них профессор, заслуженный врач России, другой – начальник отдела в департаменте, третий – сотрудник миссии «Доркас», четвертый – электрик, пятый – работник банка и шестой – водитель, прекрасно владеющий английским языком и аккомпанирующий в церкви на фортепиано. Эти братья – настоящий жемчуг! Богобоязненные и «не ищут своего». С ними чувствуешь себя защищенной, и это отражается на служении. В твоем вопросе завуалировано превосходство мужчин перед женщинами. Премьер-министр Израиля Голда Меир однажды ответила: «Лучше ли женщины, чем мужчины, я не могу сказать. Но они, конечно, не хуже». А что касается «не замужем», отвечу словами апостола Павла: «Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» (1 Кор. 7:34). Слово Божие не ошибается.
Ширинай Досова, проповедница
СЕКРЕТ СЧАСТЬЯ СЕМЬИ
Михаил, расскажи, пожалуйста, немного о своей семье. Чем она отличается от «средней» семьи в провинциальном украинском го-роде?
Наша семья – это мы с женой Верочкой и наши дети: сыновья Женя и Денис, дочери Элина, Карина и Ксения. Не знаю, что и сказать о каких-либо отличиях от других семей. Просто Бог милостив к нам больше, чем мы того заслуживаем.
Тебе приходится заниматься душепопечительством с людьми, у которых разваливается брак. Назови, пожалуйста, основные причины, разрушающие семью.
Думаю, что основными разрушителями семьи являются гордость и эгоизм. Все остальное – следствие.
Чем отличаются опасности для семьи сегодня от тех, против которых боролась церковь в прошлом веке?
Семья – не изобретение людей. Это – подарок человечеству от любящего Бога-Творца. Секрет счастья каждой семьи, согласно Библии, кроется в том, чтобы мужья и жены повиновались Богу, любили Его, друг друга и учили этому детей. Сатана – противник Бога и всего Божьего, он ненавидит семью. Каждая семья – вызов сатане. Его методы для разрушения семьи, всего прекрасного и совершенного, данного Богом, не изменились. Библия об этом предупреждает всякого, кто доверяет ее словам: «Не любите мира (речь не о том, чтобы культивировать ненависть к нехристианам, но о том, чтобы не подпасть под их влияние), ни того, что в мире... Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, – не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:15–16).
Говоря о том, чем отличаются опасности для семьи сегодня от тех, против которых боролась церковь в прошлом веке, можно сказать, что природа их не изменилась. По- прежнему движимые похотью плоти и очей, гордостью житейской, мужья и жены нарушают супружескую верность, разводятся, бросают на произвол судьбы своих детей. Просто опасности умножились из-за того, что средства массовой информации тиражируют в огромном количестве греховную продукцию – сериалы, порносайты, пошлые мультфильмы, рекламируют алкоголь, сигареты, так называемый «безопасный секс», который на самом деле является мифом. В море этой информации погружаются семьи. Из-за большой занятости родители не контролируют детей, которых с большим успехом контролирует Интернет, размывая в сознании детей представление о ценности брака, навязывая им понятие о том, что семейные отношения – не единственные в своем роде, где человек имеет право на счастье.
Еще одна проблема для современной семьи видится мне в прагматизме. Интересы бизнеса зачастую становятся выше интересов семьи. У людей просто недостает времени для того, чтобы поразмыслить над тем, что происходит на данный момент в их семье. Добиваясь успеха на деловом поприще, обустраивая свою жизнь внешне, люди вдруг обнаруживают, что их объединяет только крыша и общие дети. Мировой кризис будет только умножать трудности для развития хороших семейных отношений. Рост цен, финансовая нестабильность, огромное желание людей улучшить свой быт независимо от размера зарплаты будут вынуждать их работать все больше и больше, следовательно, меньше времени останется для того, чтобы развивать семейные отношения.
Особо хочется сказать о церкви. В твоем вопросе есть очень хорошая фраза о церкви, которая «боролась». Самое важное в том, что-бы церковь сегодня была не той, которая «боролась», но той, которая борется, напоминает о Господе, бодрствует, защищает все то, что Божье. Церковная община станет хорошим примером для мира, если внутри нее будут крепкие семьи.
Михаил Власенко, пастор, миссионер в Полтаве
ЖИЗНЕННЫЕ УЗЛЫ
Петр, пожалуйста, несколько слов о себе.
Меня зовут Петр, мою супругу – Лилия. У нас двое детей: дочь Ирина и сын Давид. Я родился в семье верующих родителей. Бог призвал меня быть миссионером. Церковь в Самаре – третья, которую Бог созидает через служение нашей семьи.
Какую роль в твоей личной жизни играет семья?
Бог сказал, что человеку одному нехорошо, и создал ему помощницу, Еву. Для меня моя семья – это то, где мне очень хорошо. Мне трудно представить себя без моей семьи. В минуты трудностей, особых переживаний самые близкие – это Господь и моя семья. Если в семье наличествует любовь, выраженная в уважении, сострадании, принятии, прощении и послушании, – это огромное благословение. В семье очень трудно лицемерить. Это та среда, где тебя лучше всего знают. Среда, которая является самой эффективной в Божьем воспитании нас. Когда случалось, что я проявлял чрезмерную строгость к своим детям или жене, Бог учил меня смирять себя и просить у детей или у жены прощения. И это замечательное воспитание от Бога.
Какое участие принимает твоя семья в твоем миссионерском служении?
Быть успешным в миссионерском служении во многом зависит от твоей семьи. Прежде чем рассказать человеку Евангелие, необходимо подружиться с ним. Трудно дружить с людьми, не приглашая их в гости. Вот здесь-то от семьи многое зависит. Поддерживает ли твоя семья то, что ты делаешь? Участвует ли она в твоем служении неверующим, которые приближаются к Богу? Для меня большое благословение от Господа то, что моя жена и дети не только меня поддерживают, но и сами служат людям, чем только могут. Мне хотелось бы отметить еще один немаловажный фактор. Наша семья в какой-то мере самодостаточна. При основании и становлении молодой церкви необходимы люди, которые умели бы петь, играть на музыкальных инструментах, могли бы вести в прославлении и поклонении Богу, так как это большое благословение. В этом плане мне как миссионеру легко, потому что моя семья умеет это делать и делает хорошо. Мне известны примеры, когда молодые церкви в этом вопросе встречались с большими трудностями. Если бы не моя семья, мне было бы не легче.
С какими трудностями тебе приходится сталкиваться в общении с твоими современниками в миллионном городе?
Большинство семей, с которыми мы знакомимся, – это семьи, которые были в разводе не один раз. Конфликты, случающиеся у них, разрешать очень сложно. Для меня как пастора самое главное – научить их, убедить их в том (об этом моя молитва за них перед Богом), что только Христос и Его Слово должны для них быть превыше всего и наибольшим авторитетом. Только Бог может навести в их жизни порядок. Множество семей (если их можно так назвать) живут в так называемом «гражданском браке».
У них проблем еще больше. У сожителей нет никаких обязательств, нет никакой ответственности. Как только они встречаются с трудностями или какими бы то ни было проблемами, они тут же разбегаются. Находят себе других, подобных себе, и повторяется все сначала.
Эти пары не умеют решать вопросы, конфликты, они не умеют служить друг другу. В итоге развивается эгоизм, себялюбие.
А когда рождаются дети, то, как правило, они растут без отцов, а это еще большая проблема. Но когда люди приходят к Иисусу, веруют в Него от всего сердца, слушаются Его через Библию, Бог развязывает такие жизненные узлы, которых нам никогда не развязать.
Петр Пасека, миссионер в Самаре
ПОДРАЖАНИЕ МИРУ И ДЕВАЛЬВАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ
Петр, представься, пожалуйста, коротко и расскажи о себе.
Мое родство имеет глубокие баптистские корни, хотя сам я пришел к Господу в 39 лет. Важнейшую роль на моем пути к Богу сыграла бабушка, которая была духовной матерью для всех нас: четверых братьев и сестры. Родители, будучи ДВР-цами, конечно, тоже учили нас жить согласно Библии, хотя сами обратились к Господу в 60 лет.
Я несу служение пастора в Киевской независимой церкви ЕХБ «Храм спасения» и исполнительного секретаря братства независимых церквей ЕХБ Украины. Благодарю моего Спасителя за все, что Он посылает на жизненном пути, и за то, что, не взирая на обстоятельства, Он дает радость в служении и семейной жизни.
Семья в евангельско-баптистском братстве всегда считалась крепкой основой общины, но в последние годы происходит что-то непонятное. Каким тебе представляется состояние семьи в братстве, которое ты представляешь?
Да, действительно, семьи верующих не только считались, но и были прочными и служили примером для окружающих. До сих пор большие, дружные семьи в наших церквах являются ободрением и примером как для меня, так, думаю, и для многих других христиан. Наставленные в вере с малых лет, дети в таких семьях обычно, повзрослев и исповедав личную веру в Господа Иисуса Христа, становились и становятся членами общин. При правильном воспитании дети включаются в служение, и зачастую несколько таких семей фактически формируют основу общины. Из них впоследствии вырастают служители, хористы, миссионеры.
Конечно, в последние годы в семьях явно заметны перемены, причем не в лучшую сторону. Не будем забывать, что и мир, в котором мы живем, в целом постоянно меняется. Меняется общество, его мораль, этические нормы, отношение к тому или иному явлению, возникающему в тот или иной исторический отрезок времени.
Одним из признаков последнего времени и одной из актуальных опасностей можно считать незаметное влияние таких перемен, свойственных, казалось бы, исключительно секулярному обществу, на состояние семей, особенно молодых, и на жизнь церкви. Среди про-чего, это подражание миру в повседневной жизни, девальвация понятия целомудрия, пренебрежение Божьим благословением, отношение к деторождению в семьях.
Приведу такой пример. В советское время среди неверующих в основном был стандарт – один ребенок в семье. Недавно встретил своего университетского товарища, у них с женой двое взрослых детей.
В свое время они решили родить второго, чтобы получить трехкомнатную квартиру. А сейчас возникла проблема: этот повзрослевший ребенок упрекает родителей, что он появился на свет только из-за квартиры.
Слава Богу, что в семьях верующих в то время было совсем по-другому! И не только тогда: например, в нашей церкви и в настоящее время есть несколько многодетных семей, проживающих в однокомнатных квартирах. Папа, мама и четверо-пятеро детей ютятся в квартире площадью двенадцать квадратных метров. Причем, не ропщут, а славят Бога, чем немало удивляют наших братьев и сестер из-за рубежа, которые их посещают. Радуемся, что в этих семьях жилищные проблемы с Божьей помощью уже потихоньку разрешаются.
Но далеко не все поступают так. Сегодня даже среди молодых христиан бытует мнение, что нужно вначале «пожить для себя, а затем уже рожать детей». Другие ждут окончания учебного заведения одним из супругов, а затем только собираются стать родителями. Некоторые рожают одного ребенка, а затем, не желая иметь больше детей, мотивируют это малой жилплощадью, невысокой зарплатой или потерей любви.
Конечно, названные случаи – единичные и пока еще являются исключением. Но за каждым из них стоит глубокая духовная проблема, впоследствии приводящая ко греху или разрушению брака, то есть к потере Божьего благословения, которое изначально было предназначено для этой семьи.Сегодня, как говорил один брат, мы уже, к сожалению, не можем сказать, что разводов в наших церквах совсем нет.
Причина простая, объясненная еще века назад апостолом Иаковом: «...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью» (Иак. 1:14).
Перемены в обществе последнего времени таят в себе большую опасность, которая приводит ко многим проблемам в семейной и церковной жизни. Стереотипы, присущие изначально только светскому обществу, начинают влиять на церковь. Скажем, можно наблюдать искаженное проявление демократии в виде либерального подхода к Священному Писанию, свободного трактования библейских норм в отношении одежды или формы поклонения, норм семейной жизни или плюрализма мнений на членских собраниях, некогда проходивших благопристойно и чинно. В результате влияния одного из подобных стереотипов получаем такой феномен, как пасторское служение женщин в отдельных деноминациях, которое, по моему мнению, является всего лишь влиянием на эти деноминации светского движения эмансипации, так популярного в мире. Согласно логике этого движения, если женщина может управлять государством, то почему она не может управлять семьей или церковью? Но библейская логика совершенно другая...
К сожалению, что-то подобное происходит и в сфере семейных отношений – сегодня уже кое-где можно увидеть влияние мирских стереотипов на уклад жизни христианской семьи, начиная от досуга и заканчивая посещением богослужений.
Хочу напомнить, что мы говорим о наших переживаниях, касающихся семьи в контексте церкви, не рассматривая положения светской семьи. Как и во все времена, существует большой контраст между семьями верующих и неверующих людей. Семьи в наших церквах в большинстве своем счастливые, радующиеся о Господе и испытывающие Божье благословение в семейной жизни, в детях и внуках. И сам этот факт является добрым свидетельством для семей этого мира, в котором так много греха, разводов, оставленных детей и разбитых судеб.
Что предпринимается братством и отдельными церквами для решения этих проблем?
Церкви нашего братства есть во всей Украине. Каждая церковь независима, и, естественно, мы не спускаем циркуляры сверху для решения того или иного вопроса, тем более устройства семей. Конечно, существует церковная дисциплина, меры воздействия по отношению к согрешающим. Но главный инструмент – Слово Божие. Если, например, мы замечаем, что появилась проблема в семье, посещаем, беседуем, даем наставление из Слова, молимся вместе. Благодарение Богу, в нескольких таких семьях удалось предотвратить разводы, примирить супругов. Они налаживают семейные отношения в страхе Божьем.
На уровне братства проводим целевые конференции: для супружеских пар, сестринские, молодежные. Ведь в семье все начинается с правильного выбора спутника жизни: если есть на брак Господня воля – будет и благословение. А для этого нужен библейский подход в этом вопросе: молитва, пост, благословение родителей. Ведь неизменен наш Господь и Его Слово. И тогда все происходит точно так же, как и при поиске невесты для Исаака тысячи лет назад (Быт. 24:7).
Не так давно нашим братством была проведена всеукраинская молодежная конференция на тему: «Где ты? или Нехорошо человеку быть одному». Во многих церквах братства существуют «школы супружества», куда приглашаются семьи с разным стажем супружеской жизни, проводятся другие служения подобного рода. На этих общениях возрожденный христианин всегда услышит и ответ от Бога, чтобы, поправив свой светильник, и он сам, и его семья излучали свет Христов, а не были камнем преткновения для других.
Что лично Вы советуете молодым людям, вступающим в брак?
Обычно я имею одну-две предварительные беседы с молодыми людьми, вступающими в брак, в процессе которых я убеждаюсь, есть ли свидетельство о воле Божией на этот брак, согласие родителей и церкви. Советы молодые получают из Писания; они простые, но вечные, и за ними кроется так много благословений!
Не стоит, однако, надеяться на Божьи благословения, если человек лукавит, потому что Бог поступает адекватно: «...с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Пс. 17:26). Помню, готовилась к браку одна пара. Все налицо: родители согласны – сам с ними беседовал. Молодые утверждают: «Мы вопрошали Господа, имеем подтверждение, что есть Его воля на брак, и главное – мы любим друг друга и готовы к бракосочетанию». Буквально через три недели брак расстраивается. И уже нет ни желания вступать в брак, ни любви, ни уверенности в воле Божией. Ничего не осталось. «А было ли что-то?» – возникает резонный вопрос. Или другой пример, уже не из среды наших верующих. Готовится пара к сочетанию. Но вдруг родители звонят жениху и предлагают ему оставить невесту: они нашли ему другую – получше, побогаче. Самое поразительное, что все они верующие и что сын слушает родителей и делает, как они предлагают ему... Думаю, не стоит ожидать благословений и в таком случае.
Советую, как и все мои братья-служители, любить Слово Божие, созидать домашнюю церковь, рожать детей и жить полнокровной христианской жизнью. У меня один жених спрашивал, как быть с ребенком, когда он женится: пожить вначале для себя или чтобы жена рожала сразу? Конечно, я посоветовал, чтобы она рожала, и сейчас радуюсь, видя, что они послушались моего совета.
Существует пословица: «Все гениальное – просто». Счастья в семейной жизни достичь просто, если в евангельской простоте молодые люди действительно ищут воли Божьей при выборе спутника жизни, хранят себя чистыми в добрачный период и любят друг друга. Это тоже один из моих советов молодым людям.
Петр Балацкий, исполнительный секретарь Союза независимых церквей ЕХБ Украины