+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2010 г.

Закон преуспевания

Вадим Коцарцев

Директор компании «Мейнстрим» о том, как Господь помог создать бизнес с оборотом в миллионы долларов

«Закон преуспевания для меня в том, что я вижу подтверждение Божьих слов».

Олег Гавриш

Офис компании «Мейнстрим» находится на улице Владимирской, в центре Киева, в бывшем купеческом доме, где снимают внаем помещения Эстонское посольство и важные предприниматели. Я прохожу через пункт военизированной охраны, поднимаюсь на третий этаж и останавливаюсь перед четырехметровой элегантной дверью. Звоню, дверь открывается автоматически. Сразу за дверью – полукруглый стол, за которым строгая, с профессиональным видом ресепшенменеджер. Сдержанно улыбаясь, она говорит: «Олег Иванович у себя, проходите». Я захожу в тихий и уютный кабинет директора компании, которая, как я выяснил, входит в число лучших PRагентств страны. То есть помогает бизнесу общаться с прессой и общественностью. Смотрю на стены, которые, наверное, слышали многое, прежде чем эта информация попадала на страницы ведущих газет и телеэкраны. Вот на полочках стоят различные фигурки морских маяков – символ компании. И тут мой взгляд падает на надпись, которую не ожидаешь увидеть в кабинете украинского бизнесмена: «Если Бог за нас, кто против нас?» А на столе лежит Библия.

Здравствуйте, Олег Иванович! Спасибо, что согласились поговорить на такую деликатную тему, как деньги.

Да не за что. Только я бы не очень хотел говорить о себе. Мне бы больше хотелось, чтобы читатели узнали о том, что Бог сделал в компании, ведь все, чего мы добились, – Его заслуга.

Вашей компании уже почти шесть лет. Какие факты Вы считаете наиболее удивительными в ее истории?

Самое главное, что компания состоялась. По результатам прошлого года, я думаю, мы входим в тройку лидеров в Украине. Хотя компания начиналась с нуля и в ней вначале работали практически «нулевые» специалисты. Это были верующие люди, которые просто хотели работать и зарабатывать, но ничего не умели. Так что происшедшее с нами – настоящее чудо, которое свидетельствует о том, что Бог есть, Он живой и действует в нашей жизни.

Как у Вас вообще возникла идея создать бизнес?

Сын настоял. Он очень долго предлагал, а я молился около года, ждал от Бога ответа. Господь ответил и начал совершать чудеса...

Каким образом Вы пришли к осознанию, что все­таки стоит начать?

Сначала были сомнения. Я очень долго молился. И решение пришло совершенно простым и естественным способом – смятение ушло, и появилась твердая уверенность в том, что надо работать. Для меня отчетливо прозвучали слова: «Иди, но „только будь тверд и мужествен“». Тогда для меня было принципиально, чтобы в компании работали христиане. Мы бросили клич, и на удивление с разных сторон начали приходить верующие, которые ничего не смыслили в пиаре, но верили Богу и хотели трудиться.

Вы, наверное, единственная компания из тех, что я знаю, в которой каждый день начинается с молитвы. Почему Вы так решили?

Это моя принципиальная позиция. Мы делали компанию для Бога. Наш девиз: «Если Бог за нас, кто против нас?» Я с самого начала решил, что если мы делаем это для Бога, то Он должен приходить к нам и говорить с нами каждое утро. Нужно с Богом общаться целый день. Он – наш самый главный консультант.

Сейчас непопулярно навязывать свое мнение, тем более религиозные убеждения. Ваши работники не возмущаются по этому поводу?

Мы никого не заставляем. Люди приходят сами. Иногда даже неверующие (их у нас 10–15 человек из 35 сотрудников) просят, чтобы мы помолились за успех сложного проекта. Они это делают, потому что видели действие Бога в нашей жизни и через молитвы верующей части компании в своей жизни.

У Вас работают люди разных конфессий?

Да. Православные, католики, пятидесятники, баптисты, харизматы.

А конфликтов на религиозной почве не бывает?

Нетнет. Просто все понимают, что догматика – это второстепенное, а главное – это Христос. Бог есть любовь. Эту любовь, которую Он подарил всем нам, никто больше не сможет подарить. И то проявление любви, которое есть в Нем, я хочу привить. Я вообще против стадного мышления, а за то, чтобы каждый жил Богом, чтобы это было видно в поступках, во взаимоотношениях.

Существует как минимум два различных взгляда на бизнес. Бизнес – неизбежное зло, которое позволяет зарабатывать. И бизнес – способ управления тем, что Бог мне дал. Вы какого взгляда придерживаетесь?

Бог сказал, что надо трудиться. Труд – это обязанность, которую мы должны исполнять не только перед Богом, но и перед семьей и близкими. Важны плоды труда и то, на что они направлены. Не всякий труд приносит одинаковые результаты. Богу не угодно производство порнографии или алкоголя. Кстати, наш бизнес – PR – находится на грани фола. Это очень тяжелый бизнес, с точки зрения христианской нравственности, потому что иногда приходится участвовать в антикризисных мероприятиях.

Христианские принципы не мешают работать? Считается, что «подставлять правую щеку» – не очень хорошая деловая практика.

Нужно отстаивать свои интересы. Когда Господь пришел в храм и увидел торгующих, то не стал подставлять щеку, а просто всех выгнал. И разрушил их так называемый бизнес. Мне не нравится тот образ баптистов и православных, который навязывала советская власть, учившая, что христиане – это те, о кого можно вытирать ноги. Христиане – это люди, которые могут отстоять свою веру. Те, кто шел на крест. Это те, кто страдал за свою семью. Очень многие христиане сегодня страдают не только на поприще благовестия, работая в миссиях или церквах, но и в бизнесе, участвуя в общественной, социальной, наконец, политической жизни. Они подвергаются гонениям. Чтобы устоять, им требуется мужество!

Что конкретно христианство дает бизнесу?

В компании это позволяет построить взаимоотношения, при которых не нужно опасаться быть «подсиженным». Здесь людям дают возможность развиваться, подставят плечо, не «съедят». Хотя и начальнику здесь делают замечания, но никто не плюет в лицо. Рабочие споры, конечно, происходят. Но главное –люди в нашей компании понимают, что они не только получают плату за труд, но и чувствуют Божью руку!

Ваши заказчики знают, что Вы – христианин?

Я прямо не говорю, что я христианин. Могу сказать, что я советуюсь с Богом. Когда задают вопросы, отвечаю, что я православный, но взгляды у меня протестантские. Многие после этого начинают читать Библию. Однажды я встретился с человеком, который занимает высокую должность в очень серьезной компании. При первой встрече, когда он еще не знал, что я христианин, он очень жестко ругал сектантов. Прошло полтора года. Теперь мы приятели. Я уже сказал ему, что я христианин. Сейчас он поздравляет меня с христианскими праздниками. Верующим он не стал, но взаимоотношения у нас сейчас совсем другие. Он понимает, что Бог действует в нас, и учитывает это при выборе исполнителя заказа. И так было уже не менее десятипятнадцати раз за пять лет нашей работы.

Как человеку добиться успеха в бизнесе?

Себя я успешным не считаю. Потому что то, чего я достиг, достиг не я, а Господь. Он просто творит чудеса со мной, обычным человеком, и такими же простыми христианами, которые работают в нашей компании. Нужно держаться за Бога, держаться «за Его подол». Вот, благословенный народ, народ Божий, – хотим мы того или не хотим, – в бизнесе преуспевает.

Евреи?

Да. И я, к счастью, знаю серьезных бизнесменов, реальных христиан, которые исповедуют те же принципы, что евреи. Эти принципы точно так же действуют и у христиан.

Какие принципы?

...Вера. Вера «в осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Они верят, что Бог им даст. Для них вера – это взаимоотношения с живым Богом, а не языческий культ, подобный поклонению каменной бабе или солнцу.

Интересно то, что западные бизнесмены обычно подчеркивают не то, что Вы. Они делают упор на честность, справедливость и другие качества.

Я, наверное, слишком прикладной. Бог настолько действует в моем бизнесе, что это стало уже не какими-то академическими знаниями, а реальностью. Если я ошибаюсь, строю что­то неправильно, то получаю по заслугам. Конечно, христианин должен стремиться предоставлять услуги такого качества, какие бы он хотел получить сам. Он ответствен за данное слово не только перед людьми, но и, простите за пафос, перед Богом. И, наконец, важно и то, с каким сердцем ты распределяешь прибыль и общаешься с сотрудниками. Нельзя забывать и каяться за совершенные ошибки. И все же только нравственных ценностей недостаточно. Они есть у миллионов людей, которые не верят в Бога. Эти люди не менее профессиональны, чем мы, не менее творческие, имеют не худшие, чем у нас, возможности для лоббизма, да и цены у них зачастую ниже наших. Но получается у нас, потому что Бог благословляет!

В Библии написано, что сребролюбие – это корень всех зол. А основная цель бизнеса – получение прибыли. Здесь нет противоречия?

По­моему, это искусственный вопрос. Возможно, изза того, что раньше нам не позволяли жить в достатке, мы к этому привыкли и стали оправдываться тем, что мы бедные и должны быть такими. Важно то, как ты к деньгам относишься. Ведь говорится: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его». Относиться к деньгам, как к тому, что позволяет иметь роскошь, не имеет смысла. Есть машина – достаточно. Можно иметь и две, и три. Суть не в этом, важно, для чего они. Могу ли я иметь три квартиры, когда пятнадцать человек в моей компании не имеют ни одной? Я человек, которого на это место поставил Бог. Он дает благословения не мне, а моей компании, моим людям. И если благословения будут идти только на удовлетворение моих нужд, то будет беда.

Каков Ваш рецепт борьбы с искушениями, которые появляются с богатством: стремлением к постоянному удовлетворению своих потребностей?

У меня таких искушений нет. Это не было проблемой в моей жизни еще до прихода к Богу. Бог сейчас между нами, и я говорю искренне: мне важно видеть глаза другого человека, который понимает, что это не ты дал ему денег, а Бог послал это через тебя. Так люди понимают, что Бог жив, и у них растет вера. Вера уже была, но благословение помогает увидеть, как она действует.

И все­таки христиане сталкиваются с искушениями в бизнесе. Как с ними бороться?

Это не только ответственность работников, но и тех, кто ими руководит. Например, у меня есть четыре человека, которые получают 600, 500, 400 и 200 долларов. Понятно, что последний думает о том, как доехать домой, что ему поесть. Я понимаю, что ему просто не хватает необходимого для того, чтобы прожить. Может, он не нарабатывает на двести, но есть минимальный прожиточный минимум для этого города. Если этот вопрос решить, то искушения все равно будут появляться, но они уже будут другого плана. Недаром сказано: не сделай меня нищим, не сделай богатым. Я стараюсь, чтобы каждый работник компании понимал, что он стоит в проломе за победу ради Христа. Ведь именно так наполняются чаши для благовестия Слова – благодаря Богу и стараниям тех, кто трудится и жертвует.

Я так понимаю, что значительную часть доходов компании Вы отдаете людям.

Что такое PRкомпания? Она стоит ровно столько, сколько стоят мозги, навыки и контакты ее специалистов. Год назад я мог продать эту компанию за 3,5 млн. долларов. Но если бы после продажи я ушел и забрал с собой пять человек, стоимость компании стала бы нулевой. И когда такие компании, как наша, покупаются, есть обязательное условие сохранения ключевых менеджеров на срок от 3 до 5 лет. Поэтому мы инвестируем в людей.

Как Вы относитесь к десятине?

Как к Закону Божьему. (Смеется.) Десятину нужно отдавать однозначно. Свою. Плюс десятину мы отдаем из прибыли компании. При этом мы очень тщательно подходим к выбору направления пожертвований. Мы даем людям, церквам и финансируем проекты, о которых хорошо знаем.

Почему Вы считаете, что десятину нужно давать не только из зарплаты, но и из прибыли компании?

Потому что эта компания работает ради Бога. Ради Христа.

Библия этого не требует...

Ну и что? Она не требует и того, чтобы мы здесь по утрам молились. Могли бы дома помолиться – и все. Я так понимаю, что если Бог меня сюда поставил, то здесь во всем должны соблюдаться Божьи принципы. Это не значит, что у нас нет ссор и что все у нас идеально. Здесь все, как в любой семье, даже верующей. Есть принцип десятины. Я хочу ему следовать для того, чтобы компания процветала. Молитва, десятина, разбор Слова, молитвы церквей, членами которых являются наши люди, – все это способствует успеху компании. Я знаю, что многие люди и церкви молятся за «Мейнстрим». Как я могу не поддерживать церкви, благодаря молитвам которых процветает наша компания?! Нужно быть слепым или неразумным человеком, чтобы этого не видеть.

Как Вы относитесь к доктрине благосостояния?

Я не думаю, что учение о том, что если человек страдает и живет в нищете, то он обязательно неверующий или плохой верующий, правильное. Этот догмат придумали неопятидесятники для себя, но я еще не видел ни одной их церкви, куда пришли бы нищие, а через пять лет все стали миллионерами. Значит, здесь что­то не так. Я вспоминаю о Давиде, который имел обетование, что он будет царем, и при этом прятался от Саула. Закон преуспевания для меня в том, что я вижу подтверждение Божьих слов. И это видно не только по отношению к деньгам. Иногда я еду со своими сотрудниками в командировку в автомобиле и говорю: «Смотрите, какое небо!» «Где?» – спрашивают. Они не видят неба! Люди перестали видеть чудеса Божьи, которые Он творит каждый день. Иногда должен быть какой­то триггер. Иногда человек верующий ходит в церковь, молится, у него даже живой блеск в глазах, он говорит с Богом. Но он не понимает, как Бог действует в жизни. Да, он женился по Божьей воле. Родил детей по Божьей воле, Бог благословил. Купил машину. Но у него нет внутреннего драйва. Не харизматического, когда падают на пол. Но понимания того, что Он всегда с тобой и наполняет твою чашу.

Когда мы начинали свой бизнес, у нас были очень тяжелые времена. Мы начали не с начала года, а в апреле. Тогда на рынок вышло пять фирм, похожих на нашу. К концу года осталось только две, включая нашу. В сентябре мы поняли, что у нас осталось денег только для того, чтобы выплатить месячную зарплату, у нас было семь или восемь сотрудников. Что было делать? Мы твердо стояли в вере и молились. И Господь нам ответил.

Архив