+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 1, 2016 г.

Без трёх двенадцать

Надежда Орлова

Феклуша. Тяжелые времена, матушка

Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.

Кабанова. Как так, милая, в умаление?

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится... Дни-то и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче...

А. Островский, «Гроза»

В июне 1947 года в университете Чикаго вышел в свет сугубо научный журнал «Bulletin of the Atomic Scient ist s». Его начала выпускать группа ученых-физиков, создавших первую американскую атомную бомбу. Обложку журнала украсило изображение часов.

Как это водится у больших у ченых, они сначала создали чудовищную угрозу для человечества, потом осознали ее глобальную опасность и тут же начали с ней бороться, призывая мировое сообщество присоединяться. Вот и данный циферблат наглядно демонстрировал всем людям доброй воли, насколько близко человечество подошло к черте самораспада. Все двенадцать часов – это история нашей планеты, но непосредственно история человечества занимает лишь последние минут двадцать. А 12:00 – это время, когда наступит конец Земли. Правда, минутная стрелка может на десятилетия застывать на одном месте и даже перемещаться в обратном направлении, таким образом отодвигая конец современного мира. А сами часы получили название «Часы Судного дня».

С тех пор (с 1947-го) в начале каждого года группа экспертов: физиков, биологов, экологов, политологов и прочих «ологов», в числе которых восемнадцать лауреатов Нобелевской премии (да, всё очень серьезно), – решают, где установить стрелку на ближайший год: передвинуть вперед, назад или оставить на месте.

Первоначально, на той самой обложке научного журнала, часы показывали 11:53. В 1949 году стрелка прыгнула на 11:57. Это было связано с первым испытанием атомной бомбы в СССР. В конце 1952 года США провели испытание первой водородной бомбы, и часы в начале 1953-го стали показывать, что до ядерного апокалипсиса осталось две минуты.

Самое оптимистичное время часы показали в 1991 году – 11:43, целых семнадцать минут до конца света! Это был самый безопасный период за последние более чем сорок лет, и причиной этому послужил подписанный тогда между США и СССР Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений.

Если в сороковых годах прошлого столетия учитывался только риск, связанный с ядерной катастрофой, то в наши дни рассматриваются уже многие факторы: глобальное потепление, экологическая безопасность, всевозможные эпидемии, техногенные катастрофы.

В 2015 году стрелка скакнула на две минуты вперед по сравнению с предыдущим годом и остановилась на «без трех минут двенадцать».

* * *

Феклуша. Последние времена... по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!

А. Островский, «Гроза»

До наступления христианской эпохи люди видели причину конца света в гневе высших сил. Начиная с нашей эры и буквально до новейшей истории, сценарий гибели был более или менее близок к библейскому: приход антихриста, Армагеддонская битва. Эпоха Просвещения, отказавшись от религиозного миропонимания и обратившись к разуму как к единственному критерию познания, в качестве возможных всемирных катастроф рассматривала стихийные бедствия и пандемии.

С бурным развитием техники появилась еще и такая экзотическая причина гибели человечества, как нашествие инопланетян (вспомните «Войну миров» Г. Уэллса). С наступлением двадцатого века – века атома, конечно, первое место было отдано ядерному конфликту или техногенной катастрофе, также связанной с атомной промышленностью. Правда, есть еще несколько гипотез, относящихся к космосу и его законам. Например, столкновение с астероидом, аномальная солнечная активность.

Удивительное дело: в начале третьего тысячелетия население Земли как никогда боится всемирной катастрофы. Причем большинство считает, что ее причиной будут сами люди, точнее, их безответственно-преступная деятельность. И это не только гонка ядерного вооружения, обострение политической обстановки, угроза захвата террористами атомного (химического, бактериологического) оружия, но и научные эксперименты, связанные, например, с Большим адронным коллайдером или с генной инженерией. В общем, страха, как мы видим, хватает.

* * *

Сторож! Сколько ночи?

Ис. 21:11

Человек – единственное существо на нашей планете, которое осознает свое конечное существование, ждет смерти и боится ее. По сути лишь один вопрос занимает его всю сознательную жизнь: когда? Но одному умирать страшно, а вот если всем вместе, то тоже страшно, но не так. В коллективном ожидании апокалипсиса есть даже некий кураж, истеричное любопытство и смутная надежда, что не будет его, этого конца света, а с его отменой вдруг не будет и личной смерти. Это ли не мечта каждого? Однако это всего лишь мечта, реальность же каждый день демонстрирует тщетность подобных устремлений, сообщая нам хроники власти смерти со всех концов мира. Поэтому всегда остается актуальным вопрос: итак, когда же?

Все мы знаем о сотнях предсказанных «последних днях Земли», раскиданных по странам и столетиям, как страшные сказки, благополучно пережитые человечеством. Впереди уже набросаны новые даты армагеддонов. Но дело не в этом. Дело в том, что люди видят в грядущих ужасах лишь внешнюю форму – глобальную катастрофу, но совсем не думают о ее сущности. А сущность в том, что мир узрит Христа, пришедшего судить живых и мертвых. И увидят люди не только и не столько потрясение земли, колебание небес, помрачение луны и солнца, потерявших свой свет звезды, а «Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой».

Население Земли должно бояться ответственности перед Творцом, своей невозможности оправдаться перед великим Судьей. Страшна не смерть первая, физическая. Страшна смерть вторая, духовная, окончательная. Однако перед первой смертью трепещут все, о второй – мертвые духом не думают вовсе. Литература описывает нам общую смерть, кинематограф демонстрирует ее нам на экранах, но главное ускользает и от авторов, и от зрителей.

Но была, есть и будет на земле группа людей, которых не пугает приближение «дня оного», мало того, они с нетерпением ждут его. Сокрытые во Христе уже сейчас, они обрели такое надежное убежище, с которым не сравнятся никакие бункеры, космические корабли и иные планеты, предлагаемые фантастами в качестве альтернативной площадки для жизни после апокалипсиса. И каждому, кто всерьез размышляет о конце времени, о судьбе человечества, о собственной участи, необходимо стать частью Церкви – тела Христова, чтобы вместо охов и вздохов по поводу конца света вместе с Духом сказать: «Приди!»

Архив