Вера и Жизнь 3, 2016 г.
Апельсины и картофель
Лилия Фрёзе
Мои дети часто говорят мне: «Мама, у тебя голова, как решето!» Бывает, что я не помню, о чём они говорили мне вчера, но то, что было в детстве, я никогда не забуду. В этом я уверена!
О прошлом я вспоминаю очень часто. Это приятные воспоминания, хотя с возрастом начинаешь понимать, что не всё было так прекрасно, как нам тогда казалось. Сегодня я понимаю, как тяжело приходилось нашим родителям, сколько забот и труда было в их повседневной жизни.
Два события вспоминаются мне особенно часто…
Мой папа уделял очень много времени и сил служению в церкви и благовестию. Для нас это означало, что его часто не было дома. Но он любил делать нам сюрпризы.
В один прекрасный день папа вернулся домой из очередной поездки. Мы, дети, знали, что он был в Москве. С нетерпением ожидая его приезда, мы, конечно же, надеялись, что он привезёт нам какой-нибудь подарок. И он превзошёл все наши ожидания!
Созвав нас, папа показал нам, что привёз в своей большой сумке. Мы не поверили своим глазам: сумка была полна апельсинов! Это было как Рождество и день рождения в один день! Папа хотел что-то добавить, но мы уже опрокинули сумку – и апельсины покатились по всей комнате. Однако их было вовсе не так много. Под апельсинами оказалось второе дно, а под ним – книги: Библии и прочая литература. Мама с папой испуганно взглянули на нас и строго предупредили, чтобы мы ни в коем случае никому об этом не говорили. Они сказали, что это связано с большим риском.
Несколько дней спустя родители ушли на спевку, а мы занялись своим любимым занятием: игрой в богослужение. У каждого была своя роль. Валентина была главной певицей – у неё был чудесный голос. Яков играл всех одновременно: и пресвитера, и проповедника, и регента. При этом он всегда пользовался моими очками, что придавало ему авторитетность. А четверо остальных (и я в том числе) были рядовыми членами церкви, которые делали всё, что им говорили старшие. Открыв богослужение, мой брат произнёс: «Братья и сёстры! Сегодня мы должны особенно интенсивно молиться за дело с сумкой!» И мы начали молиться.
Время шло, и происшествие с чудо-сумкой уже почти забылось. Однажды вечером мы сидели на кухне. Услышав звук автомобиля, папа вышел во двор. Будучи любопытным ребёнком, я старалась понять, о чём же говорят взрослые в гараже, но, увы, слышала только тихие голоса. Хотя гараж находился прямо под нашей кухней, я ничего не могла разобрать. Но один голос я всё же узнала. Это был голос человека, которого я очень любила, – папиного друга Якова Фризена. Мужчины долго о чём-то беседовали в гараже. Там стояла наша машина и, кроме того, была яма для ремонта. Правда, эту яму мы, то есть наши родители, чаще использовали для хранения картофеля, который мешками закупали в городе на зиму.
На следующий день мама послала меня в гараж за картошкой. Это входило в мои обязанности. Родители неоднократно объясняли мне, что брать нужно сначала картофель, лежащий сверху. Так я всегда и делала. Но в этот день я не смогла удержаться от любопытства. Мне так хотелось узнать, чем мужчины так долго занимались в гараже в тот вечер. Стоя в яме, я решила взять в этот раз картофель снизу. И, поборов страх, начала рыться. Оказалось, что и здесь было двойное дно! Посмотрев под дно, я обнаружила массу книг. Что это были за книги, я уже не помню. Страх и одновременно гордость переполнили моё сердце – ведь я знала теперь такой секрет! Весь день я старалась придумать, как бы показать моим братьям и сёстрам, что я знаю больше, чем они. Ведь как это здорово – иметь секрет!
Вечером мы снова играли в богослужение. Я встала и сказала: «Братья и сёстры! Давайте помолимся!» Про себя я надеялась, что они начнут расспрашивать, о чём именно нужно молиться. Но они не спрашивали, а я была уже просто не в силах сдержаться и поведала братишкам и сестрёнкам о своём открытии. Вот они удивились!