Вера и Жизнь 3, 2016 г.
Как было в начале
Иоанн Златоуст
«Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос –Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны – своим мужьям во всём». Ефесянам 5:22–24
Некоторый мудрый человек, перечислив многие блага, поставил в числе их и согласие между мужем и женой: «И жена и муж, – сказал он, – согласно живущие между собою» (Сир. 25:2). Подобным образом, и в другом месте, в числе же благ он поставляет единомыслие между мужем и женой (25:11). Притом известно, что и изначала Бог прилагал особенное попечение об этом союзе, и, говоря об обоих, Он выражается как об одном: «Бог сотворил их как мужчину и женщину» (Мк. 10:6); и ещё: «Нет мужского пола, ни женского» (Гал. 3:28).
В самом деле, не может быть такой близости между мужчинами, какая у жены с мужем, если только кто законно сочетался с нею. Потому-то один блаженный муж, выражая чрезмерную любовь и оплакивая одного из любимых им и сердечно ему преданных, берёт для этого в пример любовь не отца или матери, не дитяти или брата, не друга, но чью? Падёт «любовь твоя» на меня, – говорил он, – как «любовь женская» (см. 2 Цар. 1:26).
Поистине, любовь эта насильственнее всякой тирании. Сильны и другие страсти, но эта страсть имеет такую силу, которая никогда не ослабевает. В самой природе нашей есть какое-то страстное влечение, непонятное для нас, которое соединяет тела мужа и жены. Вот и в начале жена произошла от мужа, а после от жены и мужа – муж и жена. Замечаешь ли союз и единство? Почему Бог не попустил превзойти сюда другой сущности отвне?
Не отвне Он жену сотворил, для того чтобы муж не смотрел на неё, как на чуждую. И как между растениями те особенно красивы, которые имеют один ствол, разветвляющийся на многие ветви, а те, которых ветви разветвляются беспорядочно, каждая вырастая от особенного корня, не представляются красивыми, так и здесь: Бог из одного Адама произрастил весь род человеческий, поставивши его через то в совершенную невозможность разъединиться или разделиться.
Потом, для большего также единения, запретил вступать в брак с сёстрами, чтобы через это мы не сосредоточивали всей любви своей на одном роде и тем не отделялись от других. Потому и сказал Христос: «Сотворивший в начале мужчиной и женщиной сотворил их» (Μф. 19:4). Много от этого бывает зла, много и добра и для семейств, и для обществ. Ничто так не укрепляет нашу жизнь, как любовь мужа и жены. Ради неё многие берутся за оружие, а иные не щадят и своей жизни. Итак, не просто и не напрасно Павел выказал великую заботливость об этом деле, когда сказал: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу». Почему? Потому что, если они единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и слуги благоустроены, и соседи, и друзья, и сродники как бы наслаждаются их благовонием.
Если же где бывает напротив, то там во всём беспорядок и замешательство. И как если военачальники в мире друг с другом, то всё идёт, как следует, а если между ними возникнет распря, то там уже не бывает порядка, – так и здесь. Потому и говорит: «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».
Увы! А как же в другом месте сказано: «Если кто не оставит жены или мужа, не может следовать за Мной»? Если жена должна повиноваться мужу, как Господу, то как же говорится, что ей должно оставить его ради Господа? И подлинно, должно. Впрочем, слово: «как» не везде означает совершенное равенство. Апостол или разумеет следующее: «как» знающие, что служите Господу, как и в другом месте говорит, что они должны повиноваться, если не ради мужа, то, в особенности, ради Господа; или: если повинуешься мужу, то думай, что ты повинуешься, как работающая Господу. Если противящийся даже внешним общественным властям противится «повелению Божьему» (Рим. 13:2), то тем более – не повинующаяся мужу. Этого Бог требовал от начала.
Итак, поставим мужа в качестве главы, а жену в качестве тела. Потом, доказывая умозаключениями, что муж есть глава жены, апостол говорит: «Как и Христос – Глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жёны – своим мужьям во всём». Сказав, что муж есть глава жены, «как и Христос – Глава Церкви», он затем присовокупил: «И Он же Спаситель тела», – потому что от головы зависит благосостояние тела.
Таким образом, он предложил мужу и жене как основание их счастья взаимную любовь и заботливость, указав каждому подобающую область – ему начальство и попечение, а ей - повиновение.