Вера и Жизнь 3, 2016 г.
Памятные камни
Галина Везикова
Папа, можешь рассказать о своём детстве?» – «Мама, а как вам Бог помогал, когда вы жили в Сибири?» – «Дедушка, а как Господь спас тебя на войне?» Дети часто задают такие или подобные вопросы. И во многих семьях есть две-три истории, которые рассказываются за обеденным столом, на прогулке или перед сном. Похоже, от частых повторений эти рассказы ничего не теряют, а становятся ещё более содержательными и воспринимаются с неизменным вниманием и интересом.
Недавно для меня как-то по-новому стало важно повеление, данное Господом Иисусу Навину. Когда израильтяне чудесным образом перешли на другой берег Иордана между его расступившимися водами, Бог повелел им взять камни со дна реки и сложить их вместе в напоминание о славном переходе. Эти камни, пролежавшие сотни лет на дне Иордана, явились свидетелями особого Божьего благословения для Израиля, Божьей любви и милости к Своему народу. Отныне их главной задачей стало донести весть о случившемся чуде всем будущим поколениям. На протяжении долгого и трудного пути израильтян в землю обетованную позади них оставалось много таких камней при дороге.
Представляю себе, как много лет спустя пастух, с обветренным лицом в пропылённой одежде, присел отдохнуть от полдневного зноя в тени кустарника. Его сын, босоногий мальчуган, неутомимо исследует каждый пригорок, покрытый выжженной травой, и каждую норку в песке. И вдруг он возвращается к отцу и спрашивает, указывая на пирамидку из камней: «Папа, а зачем здесь эти камни?» И отец отвечает: «Знаешь, мой мальчик, когда отцы наши после странствия по пустыне подошли к Иордану…» – и пересказывает сыну всю историю так, как он сам слышал её от своего отца. А мальчик жадно впитывает каждое слово удивительной повести.
А вот кудрявая черноглазая девочка вбегает в хижину, сложенную из песчаника, где мать замешивает в глиняной чашке тесто для лепёшек: «Мама, девочки говорят, на берегу реки есть большая куча камней. Кто их там сложил?» И мать, утирая рукавом вспотевший лоб, отвечает: «Присядь-ка на минутку, и я расскажу тебе, о чём говорят эти камни. Ещё моя бабушка рассказывала мне эту историю…»
На протяжении десятилетий многие дети разглядывали эти камни, дотрагивались до них руками и гладили их.
В жизни каждого верующего человека и каждой христианской семьи есть такие «памятные камни». Когда наши дети подрастут, они появятся и у них, а пока очень важно подвести малышей к памятному месту и сказать: «Знаешь, что случилось однажды с твоей мамой?..» – «Когда бабушка была совсем маленькой…» – «Рассказать тебе, как твой дедушка был узником?»
Дэвид Джениста вырос в миссионерской семье. Его родители несли служение на Филиппинах. Дэвид рассказывает:
«В нашей семье однажды произошло чудо, официально зафиксированное в медицинских документах. У отца было серьёзное глазное заболевание – глаукома, при котором помочь может только операция. Такое заключение сделал известный в этой области специалист. Отцу чудом удалось попасть к нему на приём во время отпуска. Но родители не могли согласиться на операцию в тот момент: нужно было возвращаться на миссионерское служение. Они только разослали письма церквам, которые поддерживали их служение, с просьбой молиться, чтобы Господь послал мудрость и научил, что делать дальше. Когда верующие одной небольшой церкви в Чикаго прочитали это письмо, то одна худенькая старушка, обычно очень молчаливая, спросила: „А почему мы не можем молиться об исцелении брата-миссионера?“ И церковь начала горячо молиться об исцелении моего отца от глаукомы. В это время на Филиппины приехал не менее знаменитый специалист по глазным заболеваниям из Европы, и наши знакомые попросили его принять отца. Врач тщательно обследовал отца и не нашёл никаких признаков заболевания. В нашей семье, – продолжал Дэвид, – хранятся заключения и того, и другого специалиста, а я так хорошо знаю все подробности, имена и даты, потому что слышал эту историю десятки раз, и теперь сам постоянно пересказываю её моим детям».
Как хорошо, что родители Дэвида не раз подводили его к «памятным камням», и у него была возможность хорошо их запомнить. Сколько удивительных историй, больших и малых чудес случается в жизни Божьих детей! Пусть далеко не все они официально зафиксированы, но мы должны передать память о них детям, укрепляя их веру и надежду на Господа.
Помню, у нашей трёхлетней дочки Оли была скарлатина, и мы сильно переживали, что заболеет и младший, грудной Илюша. У нас в гостях был брат, служитель из Рязани. Он предложил помолиться о здоровье детей. На следующий день врач сказал, что диагноз был ошибочным и у девочки всего лишь простудное заболевание. Почему я до сих пор не рассказала об этом детям?
А вот ещё одна история из жизни нашей семьи.
Жили мы с тремя нашими детьми в маленькой квартире на четвёртом этаже. Под нами жили Геннадий и Люся с их сыном Сашей, мальчиком лет двенадцати. Дядю Гену, высокого, с суровым взглядом и шапкой седых кудрей на голове, наши дети боялись. Он сердился, когда они шумели, и мы приучали младших, Олю и Илюшу, не бегать по квартире, не смеяться громко и не играть в шумные игры. Когда мы приезжали к бабушке с дедушкой, дети в первую очередь выясняли: «А у вас внизу дядя Гена не живёт?» И с облегчением вздыхали, узнав, что в подвале дедушкиного дома дяди Гены нет.
Света, старшая дочь соседей, жила со своей семьёй в соседнем доме. Встречаясь на улице, мы с ней часто разговаривали.
В один холодный зимний вечер, возвращаясь из продуктового магазина, я в подъезде нашего дома столкнулась со Светой. Глаза у неё были заплаканные, и выглядела она очень расстроенной.
– Что случилось, Света?
– Сашка наш пропал, сегодня из школы не вернулся. Отец полгорода обежал, искал его… Нигде никаких следов. Матери с сердцем плохо, не знаем, что и думать.
Расстроенная, я поднялась на четвёртый этаж и зашла в квартиру.
– Мама, а что ты купила? – бросились ко мне дети.
– Подождите, дети. У наших соседей беда – потерялся Саша. Он не вернулся из школы, и никто не знает, что с ним. Дядя Гена, тётя Люся и Света очень переживают. Давайте за них помолимся.
Илюша опустился на колени тут же в коридоре, остальные пристроились рядом, и Оля громко начала молиться:
– Иисус, Ты уже знаешь, что Саша потерялся. Пожалуйста, найди его и приведи прямо к нашей двери!
Помолились мы все, и дети начали готовиться ко сну. Я подошла к входной двери, чтобы проверить, закрыта ли она на ночь. На минутку приоткрыла её – и застыла на месте. Прямо перед нашей дверью, низко опустив голову, стоял Саша. Не веря своим глазам, в страхе, что он исчезнет, я схватила мальчика за руку:
– Саша, тебя так сильно ждут дома!
Мальчишка молчал, но не вырывался. Крепко держа Сашу за рукав куртки, я спускалась с ним по лестнице. Из распахнутых настежь дверей нашей квартиры выглядывали изумлённые и счастливые лица детей.
Не выпуская Сашиной руки, я постучала к соседям. На пороге стояла Люся, с измученным лицом, за ней возвышался дядя Гена. Люся бросилась к сыну, обняла его и со слезами увела в квартиру. Геннадий растерянно смотрел на меня и молчал.
– Знаете, – сбивчиво начала я, – мы услышали, что Саши нет, и молились о нём… И наши дети молились… И Бог привёл Сашу прямо к двери нашей квартиры.
– Спасибо, – тихо сказал Геннадий.
Позже мы узнали, что Саша получил в этот день в школе несколько замечаний и плохих оценок. Испугавшись, что ему крепко попадёт дома, он целый день бродил у реки, где сильно замёрз, и только поздно вечером побрёл домой. Но у него не хватило решимости пойти прямо к родителям. Он поднялся выше и стоял перед нашей дверью, не зная, что делать дальше. Так благополучно закончилась эта история. Прошло много времени, а дети наши долго вспоминали: «Мы только помолились, открыли дверь, а там стоит Саша».
Чтобы передать следующему поколению повесть об удивительных делах Божьих, необязательно иметь своих детей. Можно пойти в семьи своих братьев и сестёр или подружиться с какой-то семьёй в поместной церкви. Мой муж и его братья часто вспоминают, что в детстве они с большим нетерпением и радостью ожидали приезда дальней родственницы отца, одинокой бабы Кати. Она жила в другом городе, но довольно часто приезжала в их большую шумную семью и всегда привозила с собой переписанные от руки детские рассказы и истории из своей жизни и жизни других верующих. Муж вспоминает: «Это были лучшие вечера в нашей жизни, когда баба Катя, поглядывая на нас поверх очков, рассказывала или читала свои удивительные истории. Вокруг неё собирались не только дети, приходили и мама, и отец, они иногда что-то добавляли к рассказу бабы Кати, и нам было так хорошо всем вместе». Каким замечательным и важным было служение этой христианки, если даже поседевшие мужчины с таким теплом и воодушевлением вспоминают эти семейные вечера и её рассказы. Екатерина Михайловна – баба Катя, как её называли дети, – давно ушла к Господу. Но в том, что все дети в этой семье выросли верующими, я уверена, немалая её заслуга.
Опять и опять я мысленно возвращаюсь к «памятным камням» на своём пути. Одни из них довольно большие, видны издалека всем, о других помню только я. Но каждый камень – свидетель особенной милости Божьей, Его любви и заботы.
Иисус Навин сказал: «Пойдите перед ковчегом Господа, Бога вашего, в середину Иордана, и возьмите оттуда, и положите на плечо своё каждый по одному камню, по числу колен сынов Израилевых, чтобы они были у вас знамением; когда спросят вас в последующее время сыновья ваши и скажут: „К чему у вас эти камни?“ – вы скажете им: „В память того, что вода Иордана разделилась перед ковчегом завета Господа всей земли; когда он переходил через Иордан, тогда вода Иордана разделилась“; таким образом, камни эти будут у вас для сынов Израилевых памятником навек» (Нав. 4:5–7).