Вера и Жизнь 5, 2016 г.
На святой земле
Ирина Кондратенко
Самолёт легко стукнулся колёсами о бетонку и резво покатился к зданию аэровокзала. Замолчали двигатели, и стюардесса пригласила нас к выходу. По гофрированному «рукаву» мы прошли на паспортный контроль. Вокруг слышна русская речь, ходят вооружённые юноши и девушки. После «небольших» проволочек, занявших около сорока минут, но не сумевших испортить нам настроение, мы вышли на улицу.
Сбылась моя мечта - я стою на Святой земле! Однако погрузиться в блаженное осознание сбывшейся мечты не успеваю - нас торопит гид Нонна.
Так как мы пришли самыми последними, нам достались места в середине последнего ряда. Мы же возложили свои надежды на кондиционер и приготовились к познавательному «банкету».
Не успел автобус тронуться, как на нас обрушился поток информации: что нужно купить, в каком количестве и в какой упаковке, где и как всё это освящать и какие проблемы можно решить с помощью этих приобретений. Как вы думаете, сколько времени можно говорить о пользе освящённой Вифлеемской звёздочки - пять, десять, может, пятнадцать минут? Ошибаетесь, намного больше - сорок пять минут, которые потребовались на дорогу от аэропорта Бен Гурион до Иерусалима!
Но вот и Иерусалим! Теперь, наконец-то, начнётся настоящая экскурсия! Однако не тут-то было: Нонна стала нам рассказывать, как с помощью освящённой звёздочки в богатом квартале Иерусалима она нашла себе достойного мужа - генерала Моссада.
Проехав через город, мы остановились на пропускном пункте у бетонной стены безопасности, разделяющей еврейскую и арабскую части города. Нонна перекинулась несколькими словами с начальником поста, он махнул рукой, и мы въехали на арабскую территорию. Приготовились было к продолжению поездки, однако оказалось, что теперь мы находимся в Вифлееме. По крутым узким улочкам мы подъехали к паломническому центру. Откуда-то появились полицейские, перекрывшие движение, чтобы наш автобус смог развернуться, а мы -беспрепятственно перейти улицу. Мы зашли в центр и увидели лавку по продаже икон всевозможных размеров, крестиков из разных материалов, разнообразных звёздочек, свечей и всякой мишуры.
На нас сразу накинулась толпа продавцов, готовых выполнить любые наши желания.
Выйдя на улицу, мы попали в кольцо арабов с аналогичным набором сувениров, только по более низким ценам. Приобретя после непродолжительного торга несколько магнитов, мы сели в автобус с возродившейся надеждой на полноценную экскурсию.
Автобус тронулся, Нонна взяла микрофон и сообщила, что для омовения в Иордане надо приобрести специальные рубашки для крещения: в дальнейшем эти освящённые рубашки решат множество проблем и исцелят от всех недугов, а без них можно будет только ноги ополоснуть!
Затем был храм Рождества Христова, по преданию построенный над пещерой, где родился Христос; храм Гроба Господня, где можно было увидеть под стеклом «вершину Голгофы», камень помазания, на котором якобы омывали Христа перед погребением, пещеру погребения, из которой каждый год перед Пасхой священник выносит огонь, от которого освящают свечи. Постояли у Стены Плача. Кто-то даже совершил обряд, подсказанный Нонной: уходить, пятясь от Стены, чтобы сбылись желания. Практически пробежали мимо Храмовой горы, проехали мимо Гефсиманского сада, дома Последней вечери и отправились купаться в Мёртвом море...
Всю обратную дорогу я пыталась проанализировать свои ощущения: сбылась моя мечта; я ходила по земле, которая помнит Иисуса Христа; побывала в двух пещерах, которые связывают с историей жизни Иисуса; освежила лицо в священной реке; прикоснулась к Стене; узнала о пользе освящённых иконок, крестиков, звёздочек, рубах и свечек; увидела настоящий вооружённый конфликт между евреями и арабами.
Что осталось в сердце, почему оно не бьётся в священном трепете? Вспомнились слова Нонны о том, что это была паломническая экскурсия, что люди приехали специально, чтобы «приобрести и освятить», ведь здесь кругом - святыни. На ум пришла крылатая фраза: «Ничего личного, только бизнес!» Ну вот, и на моей мечте люди заработали деньги. Вспомнилось, что везде, где есть что-то, имеющее отношение к христианским святыням, кормятся «бизнесмены» всех мастей: проводники, гиды, торговцы с «освящёнными» копиями и др. По мере увеличения числа паломников разрастается армия кормящихся за их счёт. А ведь если вдуматься, то можно понять, что мы сами порождаем этих паразитов, когда ищем помощи от болезней, проблем на работе и в семье, в финансовых вопросах, в выборе спутника жизни не в Библии, не в общении с Богом, а в оберегах, талисманах, «святой» воде, приметах, поклонении различным «святыням»!
Я поймала себя на мысли, что мне жаль этих людей, потративших столько денег на предметы, которые не способны помочь в трудных ситуациях, не смогут исцелить тело, а главное - мятущуюся душу...
Я так и не разобралась со своими чувствами после этой поездки, но в одном утвердилась окончательно: Бог меня слышит, а главное - видит везде, и никакие «святые» места не сокроют моих грешных мыслей, никакие крещенские рубашки не покроют проступки, сомнения и неверность.
Р. S. А съездить ещё раз в Израиль я всё-таки хочу, но уже в другой Израиль - Израиль Давида, Соломона, Марии и Иосифа, Иисуса Христа и апостолов. Да и там, где уже была, хотелось бы пройтись ещё раз: выйти из прохлады автобуса в пекло пустыни, где искушаем был Христос; по узким улочкам старого Вифлеема всё-таки спуститься к пещерам, чтобы наяву понять, в каких условиях увидел свет Спаситель; постоять в прохладе Гефсиманского сада и представить себя на месте учеников; обновить завет со Христом в воде Иордана...
Но только в другой компании.