+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2016 г.

Благая весть для поколения «Z»

Игорь Райхельгауз

Так вышло, что в последний год мне довелось вновь окунуться в молодёжное служение. Как это часто случается, из жизни молодёжи выпадаешь, когда у тебя появляются собственные дети. Потом, примерно через двадцать лет, мои дети сами стали молодёжью. Таким образом в этом служении я оказался вместе с ними. Мы начали проводить совместные русско-эстонские молодёжные вечера.

Актуальность подобных мероприятий должна быть понятна тем, кто живёт в двуязычных странах, или там, где существуют большие общины национальных меньшинств. Распространённый сценарий таков: семья ходит в русскую церковь, а дети − в национальную школу, и друзья детей не говорят по-русски. Как результат – дети не могут пригласить друзей в церковь. С другой стороны, переход из русской церкви в национальную в определённом смысле означает разрыв связей с семьёй и общиной, где вырос, на что многие не готовы. Наши «молодёжтекасы» (слово-гибрид, соединяющее в себе русское слово «молодёжка» и эстонский аналог «noortekas») имели три цели: создать площадку, где русская и эстонская христианская молодёжь могла бы общаться; донести до молодых людей информацию о практическом служении церкви; мотивировать молодёжь участвовать в таких направлениях служения и, наконец, создать такую среду, куда молодые люди могли бы пригласить неверующих друзей, которые не пойдут на обычные церковные собрания.

Этот учебный год стал для меня действительно учебным. Мы провели около пятнадцати вечеров. К нам действительно приходили эстонцы и русские, верующие и неверующие. Приглашённые нами спикеры делились опытом своего служения бездомным, беженцам, в домах престарелых, а также в реабилитационных центрах для наркоманов и алкоголиков, рассказывали о сотрудничестве церкви и города.

Поделюсь выводами, которые я сделал для себя, не претендуя на их универсальность и оставляя теологам прерогативу богословских интерпретаций.

В лихие девяностые годы, когда я уверовал, привлекательность церкви заключалась как раз в том, что она стояла особняком, была как бы над обществом. Мы шли в церковь, потому что она была чем-то таинственным. Сегодня ореола тайны больше нет. Церкви нужно задуматься, как стать привлекательной для невоцерковленной молодёжи.

Рассчитывать на то, что истина христианства сама привлечёт людей, неправильно. Евангелие призывает нас активно нести весть, значит, наша задача – сделать весть привлекательной. Предлагать молодым людям развлечения – путь сложный, так как тут церковь конкурирует с огромным количеством других профессиональных «участников рынка». Мы обнаружили, что именно его социальная сторона может сделать христианство привлекательным для молодых людей.

Сегодня многие люди поколения „Z”, родившиеся между началом девяностых и серединой нулевых и выросшие при неолиберальном капитализме, задаются вопросами социальной справедливости, сострадания и милосердия к тем членам общества, которые не могут позаботиться о себе сами и нуждаются в помощи. В этой сфере христианство может многое сказать и показать. За этот год мы увидели и услышали потрясающие истории христиан, бескорыстно жертвующих своим временем и ресурсами для служения бедным, больным, старикам и другим людям, которые нуждаются в помощи. Такие христиане в собраниях обычно скромно сидят на задних скамейках. Когда их приглашаешь «на сцену» и просишь рассказать о том, что они делают, мы замечаем, с каким интересом слушают их люди из мира.

Более того, социальные проекты сами по себе могут стать методом евангелизации. Когда молодой христианин говорит своему другу: «Приходи на евангельское собрание!», тот, скорее всего, не придёт. А приглашение типа: «Мы в субботу едем помогать в центр беженцев. Хочешь с нами?», как оказывается, имеет гораздо больше шансов на положительный ответ. Ошибочно думать, что молодые люди в мире хотят только развлекаться и развратничать. Многие из них хотят делать добро. Когда верующие показывают таким людям свои добрые дела и приглашают участвовать в них, многим именно это помогает переступить порог церкви.

Преодоление национальных различий и шовинистических предрассудков – это ещё одна сторона христианства, которая может привлечь людей. Христианство по своей сути поистине интернационально. Когда христиане разных национальностей работают вместе – это сильное и привлекательное послание для людей вне церкви. Это не даётся легко. Нужно признать, что предубеждения на национальной почве достаточно сильны даже среди христиан. Однако когда мы прилагаем усилия, чтобы сломать эти барьеры (сломать их, прежде всего, внутри себя!), результат получается удивительный.

Этот год был непростым. Не всё получилось, не всё удалось. Но я знаю, что нужно продолжать. Открытость и социальная направленность – эти ценности заложены глубоко внутри христианства. И я убеждён, что это именно те ценности, которые помогут донести послание Иисуса Христа до поколения „Z“.

Архив