Вера и Жизнь 5, 2018 г.
Князь - поэт
Валентина Новомирова
1882 году российская читающая публика познакомилась со стихотворениями, подписанными инициалами «К. Р.». 3а этим коротким и простым литературным псевдонимом скрывался человек, чьё подлинное имя никак нельзя было назвать ни коротким, ни простым, - Его Императорское Высочество Великий князь Константин Константинович Романов. Внук императора Николая 1, генерал от инфантерии, генерал-инспектор военно-учебных заведений, президент Императорской академии наук и так далее.
Великий князь при рождении был наделён многими преимуществами, но ни высокое происхождение, ни завидные должности, ни даже поэтический талант не шли ни в какое сравнение с сокровищами, обладателем которых он был, - искренней и непоколебимой верой в Бога и глубоким, безоговорочным смирением перед Его волей, которую он принимал без рассуждений, не задаваясь бесплодными вопросами.
Слова «да будет воля Твоя» были жизненным кредо Великого князя, и этому кредо он неуклонно следовал. После похорон сына Олега в 1914 году, умершего от полученной в бою раны, князь, думая о других своих сыновьях, приехавших с фронта проститься с братом, записал в дневнике: «Ужас и трепет берут, когда подумаешь, что с четырьмя сыновьями, которым вскоре нужно вернуться в действующую армию, может случиться то же, что с Олегом. Вспоминается миф о Ниобее, которая должна была лишиться всех своих детей. Ужели и нам суждено это? И я стану твердить: „Да будет воля Твоя"».
Смерть любимого сына, в котором Константин Константинович видел продолжателя своего творчества (Олег подавал большие надежды как поэт, писатель, музыкант), ударила по здоровью Великого князя. Он много лет страдал болезнью сердца, после гибели Олега болезнь обострилась. Князь не боялся смерти: вера и смирение перед Господом исключали страх. Но, приводя в порядок дела, он опасался, что не успеет закончить начатое: «Да поможет Господь успеть написать всё то, что душа моя требует написать до того, как Он позовёт к Себе. Я глубоко верю, что и волос с головы нашей не спадёт без Его воли. И, следовательно, верю, что эта всеблагая воля вовремя отрывает нас от здешних наших дел. Поэтому ходячее выражение „безвременная кончина" для меня - звук пустой. Эта всеблагая воля лучше нас знает, когда должен последовать последний призыв». Такую запись Константин Константинович сделал в своём дневнике незадолго до кончины.
Великий князь не сомневался в благости воли Божьей, как не сомневался и в своевременности Божьего призыва для каждого человека. Но при всём этом он вряд ли мог вообразить, насколько всеблагой была воля Господа, призвавшего к Себе Олега, и насколько своевременным был этот призыв. Господь избавил князя Олега от страшной участи, постигшей трёх его братьев: князья Иоанн, Константин и Игорь в 1918 году были живыми брошены в шахту под Алапаевском. Их отец, Великий князь Константин Константинович, об этом не узнал: призванный Господом в 1915 году, он ушёл до гибели своих сыновей, до гибели родного брата, родственников, друзей, знакомых, подчинённых, до падения монархии, к которой принадлежал, и крушения империи, в которой жил. В отношении его Господь тоже проявил Свою милосердную волю, благую и совершенную, призвав его вовремя, как князь и писал в своём дневнике. Великий князь Константин Константинович был последним Романовым, умершим в России своей смертью и похороненным с воинскими почестями и в соответствии с установленным ритуалом в великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора.
Почему милостивое решение Господа коснулось не всей семьи Великого князя, не всех Романовых? Интересно, вот только кто мы такие, чтобы задавать Господу подобные вопросы? Константин Константинович не сомневался, что Господь самым правильным образом определяет время последнего призыва для каждого человека. Наше дело - служить Господу, прославлять Его своими трудами, любить Его и ближнего и помнить, что любящим Бога всё содействует ко благу.