Менора 4, 2001 г.
Из сокровищницы мудрецов
К Маггиду из Кожниц пришел один богач.
– Что ты обычно ешь? – спросил Маггид.
– Я довольствуюсь малым, – отвечал богач. – Хлеб с солью и вода – вот и вся моя пища.
– Что это взбрело тебе на ум? – упрекнул его Маггид. – Ты должен есть жаркое и пить мед, как все богачи.
И не отпустил его, пока тот не пообещал отныне поступать так.
Когда же он ушел, хасиды спросили Маггида о причине этих странных слов.
– Если он будет есть мясо, – ответил Маггид, – он поймет, что бедняку нужен хлеб. Пока же этот богач ест хлеб, он полагает, что бедняк может питаться камнями.
Бог говорит человеку так же, как Он сказал Моше: «Сними обувь твою с ног твоих» – стряхни обыденность, которая сковывает твою сущность, и ты узнаешь, что место, на котором ты сейчас стоишь, – святая земля. Ибо нет бытия, где не было бы Божественного присутствия, – везде и во все времена.
К одному рабби пришел человек и сказал: «Что мне следует делать, чтобы стать мудрым?» Учитель ответил: «Выйди и постой там». А на улице шел дождь. И человек удивился: «Ну как это может помочь мне? Но может быть, кто на улице знает?» Он вышел из дома и стал, а дождь лил и лил.
Вся одежда его насквозь промокла. Через десять минут он вернулся и сказал: «Я постоял там, что теперь?»
Цадик спросил: «Что-нибудь случилось? Когда ты там стоял, дано ли тебе было какое-нибудь откровение?»
Человек ответил: «Откровение? Я просто думал, что выгляжу, как глупец!»
Рабби сказал: «Это великое откровение! Это начало мудрости! Теперь ты можешь начинать. Ты на правильной дороге. Если ты знаешь, что ты глупец, то изменения уже начались
Свои физические недостатки человек видит в зеркале, а собственные духовные пороки – в ближнем.
Если человек видит в ближнем порок, значит, этот порок есть и в нем самом. Мы смотрим на ближнего, как смотрятся в зеркало. Если лицо глядящего в зеркало чисто, то и зеркало чисто. Зеркало не пачкает и не очищает, а только дает возможность взглянуть на себя глазами других.
Из книги «Хасидская мудрость»