+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 4, 2002 г.

По совести

Г. Петров

...Для государства не может быть различия между гражданами по народностям или по религии, как не может быть различия по ремеслу, по цвету волос, по росту, по толщине. Кто родился в стране, вырос в ней, несет все государственные повинности, подчиняется установленным законам, тот и полноправный гражданин. Государство должно охранять его, уважать его язык, его веру, дать ему свободу жизни в стране, свободу ученья, свободу занятия.

Впрочем, тут необходимо сделать одну важную оговорку. Насилие над какими-либо народностями в государстве совершает не отдельный народ, который является здесь господствующим. Угнетение одной из народностей, ограничение ее в правах – дело злое, преступное. Целый народ на это не способен. Злых, жестоких народов нет. Есть жестокие, несправедливые, тупые люди. Они-то и творят несправедливость от имени своего народа, ради будто бы его блага. Во имя будто бы любви к отечеству.

Велико слово «отечество», и прекрасно чувство любви к нему, но люди способны иногда высокое делать низким, святое обращают в низменное и преступное. Люди ухитряются делать беззаконие именем Бога. Не понимают смысла правды Божьей и свою злую волю выдают за Божью.

А бывает, что злые люди только прячутся со своей злобой за Бога. Сами сознают, какую ложь и какую жестокость они замышляют. Понимают, что Божьего тут нет ничего, хотят обмануть людей и выставляют на своих замыслах и делах имя Божье. И негодные обманщики много зла натворили именем Бога. Много злодеяний совершили и тупые люди по невежеству своему, не понимая, что – Божье, а что – людское.

То же и с патриотизмом, с любовью к родине. Любовь бывает разная. Есть любовь Божья, есть любовь человеческая, а бывает и звериная. Какой любовью любят родину? Можно любить родину по-разбойничьи, по-волчьи, по-звериному. Только и думать, чтобы ограбить какую-нибудь другую страну, сжечь ее, разорить, опустошить, захватить у соседнего государства его владения, а присоединенное захватом население теснить, душить, держать в угнетении. Как это назвать? Действительно ли патриотизмом? В самом ли деле это – любовь к родине? А не будет это разбоем?..

...Происхождение же речей, будто причина всем смутам – инородцы, разгадать нетрудно.

...Нет вокруг никакого другого вопроса стольких противоречивых суждений, споров, ненависти, звериной злобы, как в вопросе о судьбе еврейства в России, потому что это самый запутанный, самый тяжелый и наиболее мучительно больной вопрос.

Вражда к евреям у многих застилает глаза, помрачает рассудок, доводит их до ужасных злодеяний. Ужасы погромов известны всем. Ведь это что-то такое не человеческое и даже не звериное. Это дьявольское, когда люди, называющие себя христианами, вбивают гвозди живым людям в голову, вспарывают у живых животы, вырывают кишки и живот набивают соломой или навозом, у матерей на глазах насилуют дочерей. А эта вечная травля, улюлюканье вслед еврею за то, что он еврей. И будь еврей умен, талантлив, знаменитый ученый, он не огражден от брани. И все потому только, что он еврей. Еврея травят, теснят, ограничивают в правах, не дают ему свободы учиться, загоняют в черту оседлости.

...Селиться свободно евреям не позволяют. Отвели им полосу губерний и обязали жить в черте оседлости. И живут евреи. Живут, сбитые в кучу тысячами. Как живут, Бог видит. Нужда, нищета часто вопиющая. Но не об этом сейчас речь. Дело идет о норме. И в черте оседлости для учащихся норма. На сотню христиан-учащихся – десять евреев. Куда же деваться остальным?

...Вот живет в Петербурге, в Москве или в Рязани еврей – врач. К нему в гости приезжает мать, бедная еврейка, которая (голодная, холодная) на гроши воспитала, вывела в люди сына. Ей не дадут погостить у сына. Выселяют в черту оседлости. Любая собака может бегать свободно по всей России, а мать-еврейка не смеет, не имеет права приехать в Рязань или в Калугу к сыну в гости.

Солдат-еврей может получить на войне все четыре Георгия за храбрость. И этому герою не позволено жить в Москве.

...Душа еврейского народа в Библии. Там он раскрыл святое своей души и там, на страницах вечной Книги, отразил свой чистый духовный образ. Отразил полностью, без прикрас, с детской искренностью и простотой. И мы, воспитываясь с детства на библейских образах патриархов и мужей веры: Авраама, Исаака, Моисея, Самуила, Исаии и Иеремии, – топчем весь еврейский народ в грязь! Как вяжется одно с другим? Ведь это же какая-то дикая нелепость: в храмах у нас во время богослужений постоянно поют и читают библейские псалмы, учат прихожан притчам и паремиям из Библии, Закону Божьему. В раннем детстве учат по Библии, в основу добродетелей кладут десять заповедей Библии. Все это выношено еврейским народом. Все это сказано миру еврейскими устами. Все это – величайшее духовное наследство, завещанное человечеству еврейским народом. И все это мы забываем. Обливаем все еврейство грязью. Терпим среди себя проповедь ненависти ко всему еврейству. А бывает, что темные толпы невежественного народа, науськанные злодеями, как звери, накидываются на евреев и устраивают чудовищные погромы. И в этом даже видим как бы свою религиозную ревность, как бы свою преданность вере во Христа!

Эти гонения христианами евреев есть религиозная месть. И эта месть, несомненно, печальная страница в истории христианства. Это говорит о низком духовном уровне и христиан, и христианского духовенства былых веков, раздувшего пламя религиозной ненависти к народу, чуждому им по вере. Христос от учеников Своих в служении Богу требовал любви, а христиане думают служить ненавистью, местью. И в ненависти из мести христиане не довольствуются тем, что отравили стеснениями существование евреев, еще хотели очернить и самый образ еврейского народа. На евреев сочиняли и сочиняют всякую клевету, возводят самые тяжкие обвинения. Одно из них, самое распространенное, давнее, ходячее и теперь, вместе с тем и самое ужасное. Обвинение это в том, будто бы евреи крадут христианских детей на праздник еврейской Пасхи и употребляют христианскую кровь.

...Я говорю о том, чтобы русским людям задуматься, решить и постановить. Возможно ли, чтобы среди нас, когда мы сами пробиваемся к свободе, оставался народ без прав, без свободы учиться и жить где кто захочет? Повторяю, этот вопрос о правах народностей, живущих в России, не есть польский, еврейский или иной какой инородческий вопрос. Это наш – русский вопрос. Вопрос нашей совести и нашей справедливости.

Архив