+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2004 г.

Над строками Торы

Симеон Хайкорн

МЕСТО ОТКРОВЕНИЯ

Недельный отрывок Торы, читаемый в последнюю неделю февраля, посвящен описанию того, как после заключенного на Синае в пламени огня и раскатах грома завета Всесильного с Израилем Моисей получил указания о сооружении и оборудовании скинии завета (храма-палатки) и ковчега завета (на иврите «мишкан»). Для чего нужна эта скиния и почему так подробно дано детальное описание того, что и как следует делать? Ответ находим в этой же, 25-й главе, стих 8: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них». Скиния всегда должна была быть перед глазами Израиля, должна была вести их Божьим путем и свидетельствовать, что Бог среди них, с ними и что это единственное, что определяет жизнь народа. Израиль должен ориентироваться, равняться на Бога и держаться подальше от идолопоклонства.

Знак присутствия Бога

Место пребывания Бога так же свято, как свят Сам Бог, и Его народ должен быть таким же святым, «царством священников и святым народом». Скиния и служение в ней были во всем прообразом небесной святости Бога.

Также и ковчег завета. Ковчег размерами 1,1 х 0,70 х 0,70м был изготовлен из акации и обложен изнутри и снаружи золотом, крышка же была из чистого золота. На крышке с двух сторон были херувимы, тоже из золота. В ковчеге хранились скрижали, полученные Моисеем на горе Синай, сам ковчег находился в Святом святых. Особенность ковчега заключалась в том, что над его крышкой Бог Адонай обращался к Моисею. Мишкан был знаком присутствия Адоная в среде Израиля.

Внутри Святого святых не было естественного света, только между херувимами был сверхъестественный свет Шехины, сияние Божьей славы.

Пророк Иезекииль в видении (гл. 10) видит Адоная над херувимами, восседающим на троне. Херувим – на иврите означает «близок к Богу». На крышке ковчега они обращены лицом один к другому, то есть они не смотрят на Адоная. Это свидетельствует о неописуемой святости и величии Бога.

Крышка ковчега завета

Сейчас с мессианских позиций крышка ковчего завета имеет очень большое значение. Почему?

Посланник Иешуа Шауль (апостол Павел) в письме, обращенном к общине верующих евреев и неевреев в Риме, пишет, что Своего Сына «Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его (Иешуа) через веру, для показания праведности Его в прощении грехов» (3:25). Это центральное место в понимании Павлом искупления грехов. Дословный перевод звучит: «Его, Иешуа ха Машиаха, Господь предназначил в качестве покрытия грехов (hilasterion) посредством веры, на основе очищения Его кровью».

Апостол Павел сказал, что Иешуа ха Машиах – наше искупление, наш «hilasterion», или «покрытие грехов всесвятостью Бога». Этим словом обозначается крышка ковчега завета.

Святое святых (внутренняя часть скинии) было местом, куда Аарон, а позже другие первосвященники, раз в год в День искупления (Йом Киппур) входил и окроплением жертвенной кровью крышки ковчега проводил обряд искупления народа.

Это значит, что Павел смерть Иешуа связывал с ветхозаветной искупительной жертвой в Йом Киппур и что жертва Иешуа, принесенная единожды, покрывает все наши грехи.

Почему «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (Евр. 10:5; Пс. 39:7)? Как не может быть тени без предмета, отбрасывающего ее, так нет и предмета, который не отбрасывал бы тени. Предмет и его тень связаны. Но тень, имеющая два измерения (длина и ширина) всегда меньше (не по величине, а по значению, по содержащейся информации) отбрасывающего ее предмета (длина, ширина и высота).

Так и скиния с ковчегом завета и служение первосвященника в Святом святых, будучи тенью предстоящего, указывала на что-то большее, чему надлежало прийти в будущем. Вместо скрытого в Святом святых и ограниченного во времени (раз в год) покрытия грехов (искупления) Бог предопределил, точнее представил Иешуа быть местом Его встречи с людьми!

Без Иешуа нет спасения

Чтобы глубже проникнуть в проблему, спросим себя: как еврею без Иешуа предстать перед Богом? В Мишне говорится о великом страхе раввинов перед Днем суда. С каким страхом и трепетом ожидают они этот суд, на котором им предстоит держать ответ перед Богом за все их дела!

В трактате «Брахот» (28) приведены слова рабби Иоханана бен Цаккая (80-е годы н. э.), обращенные к его ученикам, когда он со слезами переносил тяжелую болезнь. Отвечая на вопрос, почему он плачет, рабби сказал, что если бы он должен был предстать перед судом земного царя, то гнев того не был бы вечным гневом, его оковы не были бы вечными узами, та смерть не была бы вечной смертью, и с царем можно было бы примириться словами или деньгами откупиться, и все-таки ему было бы страшно. «А теперь предстоит мне стоять пред Царем царей, Святым, да благословенно будет имя Его, перед Тем, Который живет и существует вечно. Если Он сердится на меня, Его гнев вечен; если Он сковывает меня, Его оковы – вечные узы; если Он убивает меня, то эта смерть – вечная смерть. И я не могу ни умилостивить Его посредством слов, ни откупиться деньгами. Передо мной два пути: один в Эдем (рай), другой – в геенну огненную, и я не знаю, каким путем меня поведут... Как же мне не плакать?»

Где выход?

Что сегодня имеют ортодоксальные иудеи? Чем могут они покрыть свои грехи? Ничем! Они не имеют ничего! Храма в Иерусалиме нет, Ааронова священства нет. Соблюдение кошрута? Дела милосердия? Усердная, постоянная молитва? Соблюдение субботы? Конечно, все это хорошо, но примирение с Богом, спасение – исключительно в жертве Иешуа!

Вернемся к ковчегу завета. Последний раз он появляется в книге Откровение. «И отворился храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его» (11:19).

Как уже сказано, тень и предмет взаимосвязаны. Это видно во всем Писании и в Новом Завете. Появляется не храм ацтеков, не буддийский или индийский храм, а скинию и ковчег завета видит в небе пророк Иоанн. Что это значит? В небе действительно существует ковчег, сделанный из акации и обложенный золотом? Нет, ковчег – «тень» Сущего, Иешуа ха Машиаха. И спасение не в тени, а в сущности – в нашем Мессии Иешуа из Назарета.

Архив