+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2004 г.

О сути Торы

Марк Маркман

«Тора – это великий костер. Его зажгли твои отцы на жертвеннике вечном».Х. Бялик

Иногда задают вопрос: «В чем заключается суть веры»? Предпринималось много попыток наиболее ясно выразить ее признак. Хиллель, мудрец и праведник, живший в Из-раиле до начала новой эры, на просьбу некоего язычника рассказать об этом за время, в продолжение которого человек может устоять на одной ноге, ответил: «Того, что ненавистно тебе, не делай ближнему твоему. Вот и все учение. Остальное лишь комментарий. Иди и учись».

Живший позднее, во II веке нашей эры, проповедник Акива нашел эту суть в книге Левит: «Люби ближнего своего, как самого себя» (19:18).

Другие проповедники подчеркивали, что еще важнее любви к человеку сознание его связи с Богом. И возможно, наиболее ярко выразил эту идею Симлай, законоучитель III века. Кратко ее можно выразить так: 613 заповедей были даны Моисею: 365 из них – запрещения (их столько, сколько дней в году), а 248 – положительные предписания (их число соответствует числу костей человеческого тела).

Давид свел их к одиннадцати заповедям (Пс. 14):

Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?

  • Тот, кто ходит непорочно и делает правду,

  • и говорит истину в сердце своем;

  • кто не клевещет языком своим,

  • не делает искреннему своему зла

  • и не принимает поношения на ближнего своего;

  • тот, в глазах которого презрен отверженный,

  • но который боящихся Господа славит;

  • кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;

  • кто серебра своего не отдает в рост

  • и не принимает даров против невинного.

Поступающий так не поколеблется вовек.

Пророк Исаия свел все к шести заповедям (Ис. 33:15–16):

Тот, кто ходит в правде и говорит истину,

кто презирает корысть от притеснения,

удерживает руки свои от взяток,

затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии,

и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла,

тот будет обитать на высотах...

Пророк Михей свел все к трем заповедям (Мих. 6:8):

О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь:

  • действовать справедливо,

  • любить дела милосердия и

  • смиренномудренно ходить пред Богом твоим.

Амос, провозгласивший универсальность Бога и примат справедливости в служении Ему, заключил все в одной заповеди Господа (Амос, 5:4):

  • Взыщите Меня – и будете живы.

Спустя два столетия вавилонский мудрец привел еще один альтернативный вывод словами пророка Аввакума (2:4):

Праведный своею верою жив будет.

О чем говорят приведенные выше изречения? Человек должен стремиться к познанию Бога, любить и почитать Его, исполнять Его волю. С другой стороны, человек должен любить собратьев своих, обращаться с ними справедливо и, главное, милосердно.

Почитание Бога лишено смысла, если оно не побуждает к состраданию в отношении человека. Нельзя искренне почитать Всевышнего, не чтя Его творения, Дух, но не Его воплощение. Всякая истина, все идеалы, не стремящиеся к воплощению, – пустые слова и сохраняют свою жизненность только в той степени, в какой это воплощение достигнуто.

Мудрец Хиллель в своей заключительной фразе, обращенной к воинствующему язычеству, хотел сказать, что и комментарии к ведущему принципу надо познавать.

«Иди и учись», – сказал он.

Иешуа же сказал (Мк. 12:30–31):

«„Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей“ – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной, большей этих, заповеди нет».

Архив