Менора 2, 2004 г.
О сути Торы
Марк Маркман
«Тора – это великий костер. Его зажгли твои отцы на жертвеннике вечном».Х. Бялик
Иногда задают вопрос: «В чем заключается суть веры»? Предпринималось много попыток наиболее ясно выразить ее признак. Хиллель, мудрец и праведник, живший в Из-раиле до начала новой эры, на просьбу некоего язычника рассказать об этом за время, в продолжение которого человек может устоять на одной ноге, ответил: «Того, что ненавистно тебе, не делай ближнему твоему. Вот и все учение. Остальное лишь комментарий. Иди и учись».
Живший позднее, во II веке нашей эры, проповедник Акива нашел эту суть в книге Левит: «Люби ближнего своего, как самого себя» (19:18).
Другие проповедники подчеркивали, что еще важнее любви к человеку сознание его связи с Богом. И возможно, наиболее ярко выразил эту идею Симлай, законоучитель III века. Кратко ее можно выразить так: 613 заповедей были даны Моисею: 365 из них – запрещения (их столько, сколько дней в году), а 248 – положительные предписания (их число соответствует числу костей человеческого тела).
Давид свел их к одиннадцати заповедям (Пс. 14):
Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?
Тот, кто ходит непорочно и делает правду,
и говорит истину в сердце своем;
кто не клевещет языком своим,
не делает искреннему своему зла
и не принимает поношения на ближнего своего;
тот, в глазах которого презрен отверженный,
но который боящихся Господа славит;
кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
кто серебра своего не отдает в рост
и не принимает даров против невинного.
Поступающий так не поколеблется вовек.
Пророк Исаия свел все к шести заповедям (Ис. 33:15–16):
Тот, кто ходит в правде и говорит истину,
кто презирает корысть от притеснения,
удерживает руки свои от взяток,
затыкает уши свои, чтобы не слышать о кровопролитии,
и закрывает глаза свои, чтобы не видеть зла,
тот будет обитать на высотах...
Пророк Михей свел все к трем заповедям (Мих. 6:8):
О человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь:
действовать справедливо,
любить дела милосердия и
смиренномудренно ходить пред Богом твоим.
Амос, провозгласивший универсальность Бога и примат справедливости в служении Ему, заключил все в одной заповеди Господа (Амос, 5:4):
Взыщите Меня – и будете живы.
Спустя два столетия вавилонский мудрец привел еще один альтернативный вывод словами пророка Аввакума (2:4):
Праведный своею верою жив будет.
О чем говорят приведенные выше изречения? Человек должен стремиться к познанию Бога, любить и почитать Его, исполнять Его волю. С другой стороны, человек должен любить собратьев своих, обращаться с ними справедливо и, главное, милосердно.
Почитание Бога лишено смысла, если оно не побуждает к состраданию в отношении человека. Нельзя искренне почитать Всевышнего, не чтя Его творения, Дух, но не Его воплощение. Всякая истина, все идеалы, не стремящиеся к воплощению, – пустые слова и сохраняют свою жизненность только в той степени, в какой это воплощение достигнуто.
Мудрец Хиллель в своей заключительной фразе, обращенной к воинствующему язычеству, хотел сказать, что и комментарии к ведущему принципу надо познавать.
«Иди и учись», – сказал он.
Иешуа же сказал (Мк. 12:30–31):
«„Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей“ – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной, большей этих, заповеди нет».