+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2004 г.

Распространенное заблуждение

Меир бен Нёмен

Неделимое единство

Исследуйте Писания... они свидетельствуют обо Мне. (Ин. 5:39)

Для еврея, не познавшего и не принявшего Мессию, мир делится на евреев и язычников, к которым он относит и христиан. Отсюда и взгляд на Новый Завет как на книгу христиан, а на Иешуа (Иисуса) – как на основателя новой религии, ничего общего не имеющей с верой иудеев в единого Бога. Такой взгляд присущ не только ортодоксальным и секуляризированным евреям, но и части христианского мира, считающей, что Ветхий Завет – книга иудейская, Закон, данный в ней, устарел и отменен новым. Такие взгляды совершенно не соответствуют истинному положению вещей и являются заблуждением, которое весьма распространено. Истина же заключается в том, что Новый Завет органически связан с Ветхим Заветом. Это две неразрывные части одной Книги. Было бы неправильно отвергать любую из этих частей. Новый договор с Богом должен обосновываться Его первым, более ранним откровением, каким является Ветхий Завет. Хотя следует признать, что читать Новый Завет легче, чем Ветхий.

Библия – это общее название на русском и других языках всех книг Священного Писания. Еврейское Священное Писание не имеет единого названия, которое было бы общим для всех евреев и использовалось бы на протяжении всей истории народа. Иудеи не только не признают второй части Священного Писания, называемого Новым Заветом, но полагают, что Ветхий Завет – это чисто христианское название Библии, принятое, чтобы терминологически отделить еврейскую Библию от христианского Нового Завета. Мы, мессианские евреи, считаем Новый Завет неотъемлемой частью Библии, ее органической частью. Исторически сложилось так, что взгляд на Новый Завет как на книгу, ничего общего не имеющую с еврейским «устаревшим» Ветхим Заветом, присущ очень многим верующим, считающим себя христианами. Здесь мы в очередной раз попадаем в «щель» между современными иудеями и номинальными христианами. Одни не признают Новый Завет, другие считают, что Ветхий Завет имеет только историческую ценность.

Начнем с названий. Они не совсем точно отражают содержание. Вернее, не отражают всего содержания книг. В Ветхом Завете как книге (в еврейской интерпретации Танах – аббревиатура слов Тора – Пятикнижие Моисеево, Невиим – Пророки и Кетувим – Писания) дан не только договор (завет, союз) Творца со Своим народом, Израилем, не только Закон, по которому следует жить народу, но имеются исторические и поэтические книги, гимны Всесильному (Псалмы) и, конечно, пророчества о будущем, обещание искупления, Спасителя-Мессии в виде множества Его прообразов и прямых указаний.

Также и Новый Завет – это не только новый договор Бога с Израилем и с народами (язычниками), но и история Израиля, ее продолжение, пророчества, литература, проповеди, послания.

Необоснованное отделение одной части Писания от другой порождает у некоторой части христиан неверное понимание того, будто Новый Завет дан вместо прежнего, Закон Моисея заменен благодатью, а еврейский народ, Израиль, праотцами которого были и остаются Авраам, Исаак и Иаков, заменен «новым Израилем», то есть христианами. Неразрывность обеих частей Писания вытекает из самого содержания Библии: Танах есть обетование искупления и Спасителя, а Новый Завет – это Его приход, жертва и искупление. Анализ Нового Завета показывает, что все, что теперь связывают, что ассоциируется с христианством как религией, как то: иерархия власти, праздники, догматы церкви, вопросы ритуалов, – в Новом Завете отсутствует, это наслоение последующих веков. Евангелие не является основой новой религии, как это часто представляется некоторыми богословами. Оно полностью посвящено Мессии, вся жизнь Которого есть правильное толкование предыдущих Божьих откровений. Мессия Иешуа пришел исполнить пророчества Торы и Танаха и сам Закон Всевышнего. Все послания Павла и других апостолов разъясняют, как следует понимать жизнь Спасителя, Его жертву, смерть и воскресение, что из этого следует для евреев и язычников, как им относиться к Закону, к обрезанию. Иными словами – Новый Завет не выходит за пределы библейского иудаизма.

О том, что Новый Завет – книга еврейская и написана евреями, и в первую очередь для евреев, опубликовано много исследований.

Почему некоторые раввины, будучи непредубежденными и искренне ищущими Бога, принимают Новый Завет – это новое откровение? Потому что, зная Танах и проверяя им Евангелие, они видят, что это как раз то, что обещано Богом. Почему мы верим в Иешуа как в обещанного Мессию? Потому что на Нем сходятся все признаки, все обетования о Мессии в Танахе: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки» (Ин. 1:45). Только Танах для них и для нас есть критерий мессианства Иешуа. Что было у Павла, когда он проповедовал Иешуа как Мессию? Только Танах. Он постоянно говорил, что проповедует то, что написано пророками и Моисеем. С помощью Танаха постигаются глубины нового договора. Закон Моисея подводит нас к Иешуа: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Этот новый союз, новый договор с Израилем Творец неоднократно обещал в Танахе, например: «Вот, наступают дни,– говорит Господь,– когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет» (Иер. 31:31). Из следующего стиха ясна неизменность Закона: «Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его» (31:33).

Таким образом, без Ветхого Завета невозможно обоснованно, доказательно понять, поверить и принять Иешуа Мессию, а без Нового Завета невозможно верно, во всей полноте постичь глубины Божьего откровения.

Нет необходимости еще раз напоминать, что Библия писалась на протяжении тысячелетий более чем 40 авторами. Важно, что, несмотря на это, она не выглядит конгломератом, сборником различных материалов, связанных лишь общей тематикой, она представляет собой единое, цельное откровение Всесильного Бога.

Архив