Тропинка 1, 2009 г.
Мускован, прости нас!
Ольга Мартынова
Разрешите представиться! Я – голубь.
Да, да, я самый обыкновенный сизый голубь, сотни которых разгуливают по вашим паркам и гнездятся под крышами ваших домов. Вы немного разочарованы? Думаете, что речь пойдёт о вашем ближайшем пернатом соседе? Ошибаетесь. Хотя я и не уверен, что вы всё про нас, сизых голубей, знаете. Но об этом в другой раз.
Я расскажу вам о тех, кто уже никогда не сможет заявить о себе громко. И даже тихо. Никогда! Они были нашими родственниками, дикими голубями. Но в начале XX века их не стало. Ни одного. И в этом виноваты вы, люди.
Наш исчезнувший родственник был близок к лесным голубям и горлицам (это место в научной классификации ему определили учёные). Изящное обтекаемое тело длиной около 42 сантиметров с длинным, сужающимся книзу хвостом. Графитно-серая спинка, голубая голова, шея с пурпурно-фиолетовым отливом, брюшко белое. Маховые пёрышки чёрные с белой каймой. Согласитесь, красавец среди Божьего творения!
Водился такой голубь в Северной Америке, от Гудзонова залива до Мексиканского, от Скалистых гор и до самого Атлантического океана. Индейцы называли его «мускован», что значит скиталец. Такое название связано с образом жизни голубя, с его нелюбовью засиживаться подолгу на одном месте, с его стремлением перелетать, перелетать… Странствовать. Не в одиночку, не парами, а огромными, или, точнее сказать, гигантскими стаями. Некоторые колонии насчитывали десятки, а то и сотни миллионов птиц! По мнению некоторых учёных, голубь составлял 25–40 % от общего количества всех пернатых Соединённых Штатов.
Один из первых американских орнитологов Александр Уилсон наблюдал в 1810 году стаю странствующих голубей, которая пролетала над ним в течение четырёх часов. Протяжённость этой стаи составляла примерно 380 км. Уилсон подсчитал приблизительное количество птиц в стае и получил невероятно огромное число — 2 230 272 000 голубей!
Другой американский орнитолог Джон Одюбон описывает в своём труде перелёт птиц осенью 1813 года: «Воздух был буквально наполнен голубями, и послеобеденный день померк, как при солнечном затмении, их помёт падал вниз плотным дождём, словно снежные хлопья…»
Разве можно, скажете вы, уничтожить такую массу птиц? И как? А я вам отвечу. Можно. Причём за короткий промежуток времени. Всего за несколько десятилетий.
На них охотились артелями, бригадами, целыми городами. Почтенные люди: адвокаты, члены муниципального совета, важные дельцы и даже шериф – не могли отказать себе в увлекательной «голубиной охоте». Птиц ловили сетями, сбивали камнями и палками, в них стреляли из ружей, пистолетов, винтовок и мушкетов. Рыбаки вооружались вёслами, а фермеры ножницами для стрижки овец… С 1860-го по 1870 год были уничтожены миллионы голубей, а к 1890 году – все крупные гнездовые колонии. Последнего голубя убили в 1899 году. Жившая в неволе голубка из зоопарка города Цинциннати по кличке Марта умерла в сентябре 1914 года.
Вот какую надпись можно прочитать на мемориальной доске в штате Висконсин: «В память о последнем висконсинском странствующем голубе, убитом в Бабконе в сентябре 1899 года. Этот вид вымер из-за алчности и легкомыслия человека». Так люди попросили прощения у вымершего вида странствующего голубя (Ectopistes migratorius).