Тропинка 4, 2013 г.
Ученик мудреца
Алекс Крисвелл
Он уже насыпал большую кучу песка и начал её украшать, превращая в башню, когда подошёл другой мальчик. Мальчик был не много младше строителя башни, но довольно высокого роста. Он стоял недалеко от башни, и его правая нога время от времени как бы дёргалась, чуть-чуть приподымаясь от песка.
«Ломать пришёл, – понял строитель башни. – Что теперь делать? И никого нет рядом, чтобы охранять башню».
Такое часто можно наблюдать на песчаных пляжах. Одни дети строят что-нибудь, а другие ждут удобного момента, когда строящие отвернутся, чтобы разрушить то, что построено другими, и убежать.
Мальчики уже два раза обошли вокруг башни; строитель старался держаться между мальчиком и башней, но тот тут же переходил на другую сторону, откуда при удобном случае можно было бы быстро разрушить построенное.
– Слушай, помоги насыпать здесь кучу песка, – неожиданно предложил строитель и посмотрел мальчику прямо в глаза.
– А я не могу, – ответил тот.
– А ты ногой – вот так, – сказал строитель башни и показал, как стоя можно ногой насыпать песок в кучу.
– А я всё равно не могу.
– Просто так стоять ведь скучно, – сказал строитель. – Ты можешь быть большой и сильной машиной, которая сгребает песок, и даже можешь рычать, как будто большой мотор работает. А ты вообще умеешь рычать, как большой мотор? Когда рычишь, как мотор, – это интересней. Давай греби песок с той стороны, а я – тебе навстречу, и мы устроим столкновение больших машин. Песок аж до неба полетит!
Зарычав, он подвинул руками песок прямо на ноги мальчика. Но мальчик только отошёл в сторону.
– А давай я тебе ноги в песок закопаю! Да ты присядь, всё равно просто так стоять скучно. Тебя что, часто наказывают, заставляя стоять и ничего не делать, что ты так стоять любишь?
Это тебя наказывают, а меня нет, – сердито ответил мальчик.
– Ну, тогда присядь, а то все подумают, что тебя наказали.
Когда мальчик присел, строитель тяжело вздохнул, как бы переводя дух после тяжёлой работы, и затем предложил:
– Теперь делай вот так, а я буду делать вот так!
И он опять подвинул к ногам мальчика кучу песка.
– А тебя как зовут? – спросил он мальчика.
– Джеф. А тебя?
Почему-то не хотелось просто так сказать своё имя. «Надо что-то интересней придумать», – решил строитель башни.
– А я ученик мудреца, – неожиданно ответил он.
Джеф удивлённо вытаращил глаза и произнёс:
– Такого не бывает.
– Ну, я же есть, значит, бывает, – просто объяснил ученик мудреца.
– Всё равно тебя как-то зовут.
– Конечно, меня зовут ученик. А мой учитель – мудрец. Вот и получается, что я – ученик мудреца. А мудрец – это значит самый умный.
– Никакого мудреца нет.
– А вот и есть!
– А как его зовут?
– Его зовут Бог, и Он самый умный, самый сильный и самый добрый.
– Бога нет.
– А у тебя папа или мама есть?
– Есть.
– А ты их всегда слушаешься?
– Нет, не всегда, – ответил Джеф, насторожившись.
– Вот видишь, у детей всегда есть папа и мама, даже если дети их не слушаются. А у взрослых всегда есть Бог, Которого они тоже не хотят слушаться. Но взрослые хитрые, и чтобы никто не думал, что они непослушные, они придумали говорить, что Бога нет. А Он всё равно есть. Так же, как если ты не слушаешься родителей, но они у тебя всё равно есть.
– А ты что, тоже умный? – спросил Джеф.
– Я? Нет... Я только учусь быть умным. А вот ты, как я вижу, уже очень умный.
– Кто? Я? – с удивлением переспросил мальчик.
– Ага. Если ты понял, что просто так стоять и ничего не делать скучно, значит, ты уже умный. А ты вот так умеешь? – при этих словах строитель весело побежал двумя пальцами по песку.
– Умею, смотри!
– Вот здорово! – воскликнул ученик мудреца. – Тогда это – я, а это – ты, и мы вместе будем жить в этом дворце, который надо построить. Давай нагребай побольше песка – дворец красивее будет. У тебя уже хорошо получается! Тут будет дорога на верх, к дворцу, а тут – мост с башнями.
Через некоторое время ученик мудреца заметил, что рядом стоят и смотрят на их работу другие дети.
– Хотите помогать строить большой город? – спросил он и, обращаясь к Джефу, сказал: – Помоги им нагрести песок и покажи, как строить. Ты строй здесь, а ты – здесь. А тут мы построим большую стену, и у нас получится большой и красивый город с крепостью и дворцами.
Но вот чья-то большая тень легла на их город. Ученик мудреца оглянулся. Не сколько взрослых стояли и смотрели, как целая группа детей строит песочный город. Некоторые даже их фотографировали. И действительно, взрослым уже было на что посмотреть: башни, большая крепость с винтовой дорогой, городская стена с зубцами, мост и дорога под мостом...
Неожиданно один мальчик выскочил из-за взрослых вперёд и, ногой разрушив часть песочной стены, кинулся убегать.
– Ты что делаешь?! – возмущённо закричал Джеф. – Нельзя ломать! Это мы все строили, а ты ломаешь. Давай я тебя лучше научу, как надо строить!
Но мальчик убежал.
– Джеф! – удивлённо произнёс кто-то. – Ты что делаешь?
– Папа, мы строим большой город! Смотри, как красиво получается, а он ломает! – возбуждённо ответил Джеф.
Папа Джефа с удивлением смотрел то на город с копошившейся вокруг него детворой, то на сына:
– Джеф, ты же никогда ничего не строил!
– Папа, меня ученик научил, как строить и как других учить этому. Это интерес но, папа!
– Какой ученик?
– Вот он, – сказал Джеф и указал на мальчика. – Он ученик мудреца, которого зовут Бог. Это он всё придумал и меня научил. Давай я тебя научу.
– Не-ет, я не хочу, – ответил папа Джефа.
– Правда, помогите нам, пожалуйста, – сказал ученик мудреца, – а мы вам поможем.
– В чём же это ты можешь мне помочь? – ещё больше удивился папа Джефа.
– Да вы присядьте, пожалуйста, а то так разговаривать неудобно. Вы большой, а я маленький, да и солнце в глаза светит, – вежливо попросил ученик.
Папа Джефа присел и повторил свой вопрос.
– Как – в чём? Жить более счастливо, чем вы жили. Ведь если вы поможете нам, значит, поможете Джефу; значит, вы примете участие в его интересах, а значит, и в его личной жизни; значит, больше подружитесь с ним. Друзья всегда счастливее, им всегда веселей, и Джеф будет вас больше любить и больше слушаться. Вы будете меньше сердиться, а значит, у вас будет больше времени быть счастливым.
Чуть помолчав, ученик мудреца добавил:
– Вы же знаете, что людей сближает не то, что они живут под одной крышей, а то, что они принимают доброе участие в жизни друг друга и доверяют друг другу.
Папа Джефа долго смотрел на ученика. Его руки гребли песок в кучу рядом с руками Джефа, но его лицо всё ещё сохраняло удивление. Видно было, что в его душе что то происходит.
Ученику показалось, что в голове у папы Джефа что-то тоненько дзинькнуло, как будто что-то порвалось, потом постучало, поскрипело, пощёлкало и даже потрещало; как будто там что-то сорвалось и теперь ни как не могло найти своего места. А может, это просто у мальчика в голове что-то трещало от ожидания чего-то?
Но вот папа Джефа, глядя на ученика, покачал головой и как-то странно усмехнулся. Помолчав, он вдруг произнёс:
– Послушай, мальчик, если ты сумел Джефа научить строить, а не ломать, сумел объяснить мне, как быть более счастливым, сумел организовать всю эту детвору и даже меня – строить песочные дворцы, то ты и вправду ученик мудреца, которого зовут Бог.
– Спасибо, – сказал ученик. Он был рад услышать эти слова от папы Джефа. что на спине у крылатки-зебры, хищной рыбы длиной около 30 см, находится плавник, который выделяет такой же сильный яд, как кобра? Тело у неё красного цвета, с многочисленными светлыми полосками. Отсюда и название – крылатка-зебра.
Знаешь ли ты… что на спине у крылатки-зебры, хищной рыбы длиной около 30 см, находится плавник, который выделяет такой же сильный яд, как кобра? Тело у неё красного цвета, с многочисленными светлыми полосками. Отсюда и название – крылатка-зебра.