+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Тропинка 3, 2015 г.

Юлия Засецкая (Давыдова)

Надежда Орлова

От отца унаследовала литературный дар, который полностью раскрылся, когда она стала посвящать свои силы служению Богу.

ДЕТСКИЕ ГОДЫ

Ночь пришла. За печкой стрекочет сверчок. Таинственно-пугающе выглядят в ночной полу тьме развешанные по стенам оленьи головы, рога лося, шкура медведя – охотничьи трофеи отца. Портреты предков глядят из потемневших от времени тяжёлых рам. По углам комнаты, под низкими потолками старинного помещичьего дома прячутся тени, с трудом разгоняемые пламенем одинокой, медленно тающей свечи. С улицы доносится лай дворовых собак, над заросшим садом повисли загадочные звёзды, чуть видные в маленьком окне. Тихо льётся протяжное пение няньки, сонно поправляющей постель. «Спи, спи», – монотонно приговаривает она, похлопывая рукой по одеяльцу.

Юленьке не хочется спать. Лежит, таращит глазёнки. В коридоре слышатся шаги. Это отец, шаркая ночными туфлями, идёт в гостиную. Старый гусар, лихой вояка не спит по ночам. Сидит, жжёт свечу до утра, пишет стихи, потом рвёт бумагу, бросает в угол. Долго, сердито пыхтит труб кой, потом опять принимается писать.

А утром – тарарам, дым столбом – гости! Звенят колокольчики, бьют копытами кони, лихо тормозят у крыльца сани. В распахнутых настежь дверях стоит сам хозяин, обнимая каждого входящего.

Юленька знает, что гости – известные люди: поэты, писатели, герои войны. Имена некоторых из них написаны на корешках книг, что стоят в отцовской библиотеке: Пушкин, Жуковский, Вяземский. Отец, Денис Давыдов, – тоже герой и поэт. Дочка любит слушать его воспоминания о том, как он бил французов в 1812 году, как командовал партизанским отрядом, как лихо рубился со своими гусарами в лобовых столкновениях с противником.

ПУТЬ К ЖИВОЙ ВЕРЕ

Детство… Далёкий, сладкий сон. Он закончился, и наступило время блистательного Петербурга: шумные балы, друзья, знакомые. Среди них такие властители дум, как Фёдор Михайлович Достоевский и Николай Семёнович Лесков, известные писатели и признанные классики русской литературы. Жизнь великосветской дамы хлопотлива. Но однажды…

«Дорогая Юленька, вы слышали новость? В Петербург приезжает лорд Редсток, говорят, большой оригинал! Не хотите ли послушать его? Будет забавно. В среду он выступает у княгини Ливен».

Проповеди английского лорда произвели большое впечатление на Юлию Денисовну. С детства она ходила в церковь, помнила и повторяла молит вы, неспешно творя крестное знамение, соблюдала Великий пост, стояла всенощную на Пасху и Рождество Христово. Однако мир веры существовал параллельно с повседневной жизнью. Служба в церкви – одно, а то, что за её порогом, – совсем другое. По словам же лорда Редстока, Евангелие – это не только теория, но и практическое руководство для верующих, переживших рождение свыше.

Это открытие удивило, поразило и заставило Юлию пересмотреть всю свою жизнь. Дальней шее общение с лордом-проповедником и его по следователями привело её к искреннему покаянию перед Господом и принятию Иисуса Христа как личного Спасителя.

СЛУЖЕНИЕ БОГУ

От отца Юлия унаследовала литературный дар, который полностью раскрылся, когда она стала посвящать свои силы служению Богу. Юлия Засецкая писала христианские рассказы и повести. Именно ей принадлежит перевод таких книг, как: «Путешествие пилигрима» и «Духовная вой на» Джона Буньяна, роман Л. Уоллеса «Бен-Гур».

Юлия Денисовна активно участвовала в миссионерской и благотворительной деятельности: открыла ночлежный дом для бездомных, распространяла Евангелие среди простых людей, оказывала помощь нуждающимся и больным.

Умная, образованная, добрая, она с радостью делилась своей верой и убеждениями со всеми, кто готов был её слушать. Достоевский восхищался её горячей верой и твёрдой позицией, повторяя, что «уважает в этой даме её мужество и искренность».

Незадолго до смерти Юлия Денисовна уехала в Париж. Там умерла и была похоронена.

Узнав о смерти Засецкой, Н.С. Лесков написал: «Это была такая умная и образованная женщина, каких немного, и притом сильно убеждённая христианка».

Архив