+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Тропинка 1, 2016 г.

Крокодил умеет плавать

Анна Звертовская

– Ну вот, бывает же так! Начнёшь что-то делать, а у тебя ничегошеньки не получается! – сказала Варя и отодвинула учебник в сторону. – Видно, не те у меня способности.

Так говорила Варя каждый раз, когда у неё что-то не получалось. А такое случалось часто. Ведь в школе задают домашние задания, и их надо выполнять, и, согласитесь, далеко не всегда всё получается с первого раза. Нет, конечно, бывают занятия, которые Варе делать – одно удовольствие. Например, книгу прочитать или написать рассказ о прошедших каникулах. Но в остальных случаях девочка не прилагала особых усилий, если что-то шло не так. И это была настоящая беда. Если с первого раза не получалось решить задачу по математике, Варя говорила, что она не математик и у неё не такой склад ума; если в сочинении по русскому языку появлялись ошибки, – что способности не те; если оторвавшаяся пуговица не пришивалась к кофточке так быстро, как хотелось, Варя вздыхала:

– Ну не получается! Что поделаешь?! – и опускала руки.

Родители записывали Варю в различные кружки: рукоделия, шахматный, на плавание и даже в музыкальную школу – бесполезно. Варе хотелось, чтобы всё получалось с первого раза. И когда выяснилось, что она не может вот так, сразу, сесть и заиграть на рояле, как тот дядя в филармонии, в чёрном фраке и с оркестром, Варя решила прекратить занятия в музыкальной школе после первого же урока.

Так наша Варенька и не научилась ни играть на рояле, ни плавать, ни вязать. Дольше всего Варя продержалась в кружке рисования. Она освоила карандаши и гуашь, но когда начали рисовать акварелью, у неё перестало получаться: всё расплывалось под кисточкой, и выходили одни кляксы.

– Ничего не поделаешь! Видно, художник из меня плохой, – особо не расстраиваясь, сказала Варя. Рисование пришлось оставить.

А сегодня Варя учила английский. Он ей тоже не давался. Варе надо было выучить фразу на английском: «Крокодил умеет плавать» – «Crocodile can swim» (крокодайл кэн суим). Но у неё никак не получалось: то язык заплетался, то порядок слов путался, а как говорить «плавать» на английском, Варя вообще не смогла запомнить. И она оставила бесполезные, на её взгляд, попытки.

После ужина папа подозвал дочку к себе.

– Варварушка, – ласково начал папа, – а скажи-ка, как будет по-английски «крокодил умеет плавать»?

– Ой, папа, не спрашивай! – вздохнула Варя. – Этого я не запомнила. Ничегошеньки не получается у меня с этим английским...

– А что ты делала, чтобы получилось? – спросил папа.

– Как что? Попробовала, смотрю – никак. Ну что ты станешь делать?!

– А как ты думаешь, сколько раз пробовал этот самый крокодил, чтобы научиться плавать? – спросил папа.

Варя только пожала плечами.

– Я думаю, – продолжил папа, – что если бы он не старался и не пытался снова и снова, то немедленно бы утонул. Да что там крокодил! Вот я, думаешь, сразу научился такие сложные чертежи делать?

– А что, не сразу? – удивилась Варя.

– Конечно, нет. Я целых пять лет учился в институте и потом ещё много трудился, чтобы научиться так хорошо чертить. А знаешь, сколько раз я маме цветы дарил, чтобы она согласилась за меня замуж выйти? Не один и не два... А когда мы всё же поженились, думаешь, мама сразу научилась котлеты готовить? Не сразу. Но она упорно, день за днём, жарила котлеты и в конце концов так наловчилась, что их теперь хоть на выставку – ровненькие, поджаристые, как на подбор. Так что давай-ка ты ещё разок попробуешь. И будешь стараться.

– А если вдруг... – начала было Варя.

– А если вдруг не получится, попробуй ещё раз, – улыбнулся папа. – В этом весь секрет.

Варя согласилась попробовать ещё раз. Конечно, сначала не получалось. Но девочка вспомнила, что крокодилёнок попросту утонет, если не научится плавать, и пробовала снова и снова. И что вы думаете? После двадцать второй попытки ей всё удалось. И так стало Варе радостно, как если бы её самым вкусным пирожным угостили. Она зашла в зал и громко, чтобы все слышали, сказала:

– Crocodile can swim! (что значит «крокодил умеет плавать»).

Мама захлопала от радости в ладоши, а папа сказал:

– Вот видишь: терпенье и труд всё перетрут. Если очень стараться, можно всему научиться. И в Библии написано: «Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Притч. 13:4). Это значит, что Бог благословляет тех, кто проявляет усердие и прилежание в труде.

С тех пор у Вари появился свой маленький секрет. Если что-то у неё не получалось, она говорила сама себе: «Крокодил умеет плавать!» и старательно пробовала снова и снова. И знаете, у неё многое стало получаться!

Архив