+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1982 г.

Невероятно, но факт

М. Зощенко

Однажды мудрый князь решил проверить сознательность своих подданных. С этой целью он положил на проезжей дороге большой камень.

Многие люди проходили и проезжали этой дорогой, но никто не хотел скатить этот камень в сторону. Люди обходили, объезжали этот камень и ругали того, кто создал это неудобство, но камень оставался на месте.

Спустя некоторое время князь собрал своих горожан возле камня и сказал:

— Вы видите этот камень?

— Видим! — дружно ответили они.

— Знайте же, что этот камень положил я с особой целью — проверить вашу сознательность.

С этими словами князь поднатужился, напрягся и приподнял камень. И тогда все люди увидели, что под камнем лежал кожаный кошелек с золотом, с надписью: «Тому, кто свалит этот камень с дороги».

И князь сказал:

— Дорогие сограждане, я долго наблюдал за тем, как вы обходили этот камень, слышал ваши ругательства, но никто из вас не хотел приложить немножко старания и труда, чтобы убрать камень. Каждый из вас надеялся, что это должен сделать кто-то другой. И вот это сделал я, и это золото теперь принадлежит мне.

Князь скатил камень с дороги и ушел, а люди долго стояли на дороге, почесывая затылки.

А теперь прочтите рассказ М. Зощенко «Бутылка». Как он похож на прочитанный эпизод! В нем нет ничего выдуманного. Невероятно, но факт.

БУТЫЛКА

Давеча на улице какой-то молодой парнишка бутылку разбил.

Чегой-то он нес. Я не знаю. Керосин или бензин. Или, может быть, лимонад. Одним словом, какой-то прохладительный напиток. Время жаркое. Пить хочется.

Так вот, шел этот парнишка, зазевался и трюхнул бутылку на тротуар.

И такая, знаете, серость. Нет того, чтобы ногой осколки с тротуара стряхнуть. Нет! Разбил и пошел дальше. А другие прохожие так, значит, и ходи по этим осколкам. Очень мило.

Присел я тогда нарочно на трубу у ворот, гляжу, что дальше будет.

Вижу — народ ходит по стеклам. Чертыхается, но ходит. И такая, знаете, серость. Ни одного человека не находится общественную повинность исполнить.

Ну что стоит? Ну взял бы — остановился на пару секунд и стряхнул бы осколки с тротуара той же фуражкой. Так нет, идут мимо.

Нет, думаю, милые! Не понимаем мы еще общественных заданий. Прём по стеклам.

А тут еще, вижу, кой-какие ребята остановились.

— Эх, — говорят, — жаль, что босых нынче мало. А то, — говорят, — вот бы здорово напороться можно.

И вдруг идет человек.

Совершенно простого, пролетарского вида человек.

Остановился этот человек возле этой битой бутылки. Качает своей милой головой. Кряхтя, нагибается и газетиной сметает осколки в сторону.

— Вот, — думаю, — здорово! Зря горевал. Не остыло еще сознание в массах.

И вдруг подходит до этого человека милиционер и его ругает:

— Ты что ж это, — говорит, — куриная голова? Я тебе приказал унести осколки, а ты в сторону сыплешь. Раз ты дворник этого дома, ты должен свой район освобождать от своих лишних стекол.

Дворник, бубня себе что-то под нос, ушел во двор и через минуту снова явился с метлой и жестяной лопаткой. И начал прибирать.

А я долго еще, пока меня не прогнали, сидел на тумбе и думал.

А знаете, пожалуй, самое удивительное в этой истории то, что милиционер велел прибрать стекла.

М. Зощенко

ГНИЛОЙ ОРЕХ Он — на виду И даже в силе, Пока его Не раскусили. ВЫСОКОМЕРИЕ — Смотри, как высок Вот он Колосок! — Постой, постой! — Ведь он же пустой! ФОНД СОВЕСТИ

В министерстве финансов в Вашингтоне существует так называемый «фонд совести», основанный еще в 1811 году. Цель его — дать возможность тем, кто когда-либо каким-либо способом причинил государству ущерб, исправить свои проступки и тем самым очистить совесть. Анонимный гражданин заплатил недавно 27 долларов, так как точно на такую сумму обворовал государство, когда платил свои налоги. Одна домохозяйка отправила в фонд 10 центов, признавшись, что однажды отклеила от конверта случайно не погашенную марку и использовала ее для другого письма. А бывший моряк внес 1300 долларов с признанием, что точно на такую сумму он украл государственных вещей за пять лет, которые прослужил во флоте.

Взносы невелики. Обычно не более ста долларов. Очевидно, совесть мучает только мелких грешников.

Архив