Вера и Жизнь 1, 1991 г.
- Верный знак
- Молитвенник
- Из поэтических тетрадей
- Почему опиум для народа?
- Вне Бога - тьма
- Стихи
- Любовь, брак, сексуальность
- Читая Евангелие
- Чарльз Годдон Сперджен
- Свидетельство
- Отклик на письмо
- Современный Прометей - научная фантастика
- Счастье
- Проблема
- На вопросы читателей отвечает
- Письма читателей
- Мордовия
Чарльз Годдон Сперджен
Чарльз Годдон СПЕРДЖЕН (1834-1892)
(Продолжение. Начало см. в № 4/1990)
Сперджен в Лондоне
Еще в то время, когда Сперджен работал в Уотербиче, одна из наиболее влиятельных церквей искала себе пресвитера, который смог бы поднять упавший дух общины и снова наполнить пустующий молитвенный дом. Они искали такого человека долго. Однажды один из диаконов указал на молодого Сперджена, которого он слышал как-то раз в Кембридже. Когда Сперджен получил приглашение проповедовать в один из воскресных дней в Лондоне, он решил, что произошло недоразумение. В своем ответе он выразил готовность исполнить их просьбу, но добавил, что это приглашение ему пришло, наверное, по ошибке, так как ему только 19 лет, и его никто не знает.
Не с чувством гордости, а с тяжелым сердцем приехал Сперджен в Лондон, все время повторяя про себя библейские слова: «Надлежало же Ему проходить через Самарию». Он чувствовал, что вынужден идти путем, которым не желал бы идти. Сколь охотнее остался бы он дома!
В Лондоне его встретили очень холодно. Никто из членов церкви не пригласил его к себе, ночевать пришлось в каком-то общежитии. Сперджен чувствовал себя таким подавленным, что всю ночь не мог уснуть.
На следующее утро, взойдя на кафедру, он весь сосредоточился на своей проповеди: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17). Его проповедь вызвала необыкновенный интерес, и вечером число слушателей было гораздо больше. Люди после собрания не хотели расходиться, пока диаконы церкви не пообещали приложить все усилия, чтобы молодой проповедник посетил их снова.
Эта церковь действительно пригласила Сперджена в Лондон, где ему пообещали постоянную работу. Но Сперджен дал согласие лишь на три месяца, чтобы церковь имела возможность с ним поближе познакомиться. В случае, если он не будет соответствовать их требованиям, он может свободно вернуться домой. Сперджен знал, что воодушевление и популярность подобны мыльному пузырю. Но не прошло и трех месяцев, как церковь попросила Сперджена стать ее постоянным проповедником. После нескольких проповедей Сперджена число слушателей так сильно увеличилось, что зал молитвенного дома, который раньше наполовину был пустым, стал слишком маленьким. Заняты были не только скамейки, стояли в проходах, а за дверьми толпились сотни людей, которые не могли попасть вовнутрь. Зал, вмещавший 4-5 тысяч человек, был переполнен. Во все время служения Сперджен полагался не на себя, а на работу Святого Духа, и, вопреки великой славе и популярности, он оставался скромным. Именно поэтому Бог и мог его использовать в такой мере.
В начале своей деятельности Сперджен проповедовал не только в Лондоне, но и в других городах Англии, а позже и за границей. Так, в 1860 г. он посетил Францию, Бельгию, Германию, Швейцарию. Потом посетил и Голландию, где проповедовал во всех больших городах. Самое приятное воспоминание у него осталось от беседы о спасении с голландской королевой. Не был он в Америке, хотя получал приглашения оттуда несколько раз.
Позже Сперджен отказался от мысли посещать другие страны и решил проповедовать только в Лондоне. Ему и не нужно было разъезжать, так как представители всех стран мира приезжали к нему на родину.
Сперджен был не только известным проповедником, но и не менее популярным лектором. Христианский союз молодых людей был первым, кто пригласил Сперджена прочитать серию публичных лекций. Молодой сельский парень озаглавил тему своей первой лекции по-латински. Заинтересованный названием, весь Лондон пожелал его услышать. На лекции присутствовало много знаменитостей. Буквально все были увлечены лекцией Сперджена, в которой он резко осуждал войну и торговлю наркотиками. Потом критики говорили, что это была не лекция и не проповедь даже, а что-то гораздо большее.
Молитвенный дом
1861 год. Сперджен уже давно решил, что им нужно построить подходящее для собраний здание. С верой в Бога Сперджен взялся за это большое дело, и два года спустя состоялось открытие молитвенного дома, построенного без долгов, хотя строительство обошлось в более чем 31 тысячу фунтов стерлингов. Так через пять лет своей работы в Лондоне сбылась мечта двадцатипятилетнего проповедника. В историю этот молитвенный дом вошел как тэбенэкл, что означает скиния или шатер.
Молитвенный дом на пять тысяч мест был выстроен в греческом стиле с двумя галереями. Бывали случаи, когда в зале собиралось до восьми тысяч человек. В течение целых тридцати лет проповедовал Сперджен в этом молитвенном доме. И всегда этот огромный зал был полон народа. На вопрос, каким образом он собирает такое количество людей, Сперджен ответил: «Я не думаю, чтобы в этом заключалось мое служение. Мое дело проповедовать Евангелие. Мои слушатели сами приводят новых посетителей. Всякий, слышавший меня, говорит своему соседу: «Ты должен пойти послушать этого молодого человека».
Когда Сперджен проповедовал в Лондоне первый раз, у него было 80 слушателей, на следующий раз 200, потом 400 и шесть недель спустя уже 800. Так число слушателей его постоянно возрастало. Желающих запускали только по билетам, и если оставались свободные места, то минут пять после начала собрания запускали и безбилетных.
Много тысяч человек обратилось в этом молитвенном доме к Господу. В начале работы Сперджена в Лондоне в его общине было 232 человека. До конца 1891 г., то есть незадолго до смерти Сперджена, приняли водное крещение 14 469 душ.
В 1898 году молитвенный дом сгорел дотла. Один из сыновей-близнецов Сперджена реставрировал его, и богослужения проводятся в нем до сих пор.
Личная жизнь Сперджена
Своей подругой жизни Сперджен избрал Сусанну Томпсон, которая некогда слышала его первую проповедь в Лондоне. Семейная жизнь их была счастливой, хотя супруга часто болела, да и сам он страдал от подагры. Но это ничуть не нарушало гармонии их семейной жизни.
От этого брака у них родилось два сына-близнеца. Старшего назвали Чарльзом, младшего Томасом. Велика была радость родителей, когда их дети обратились к Господу, приняли крещение и начали проповедовать. Чарльз впоследствии стал преемником своего отца в сиротском доме, а младший сын, Томас, после миссионерской работы в Австралии и Новой Зеландии продолжил дело своего отца в Лондоне. 14 лет проповедовал он Слово Божие и умер в 1917 году.
Сперджен молился непрестанно. Заканчивая одну книгу и начиная другую, Сперджен обыкновенно закрывал глаза, и губы его произносили молитву. «Каждый раз, когда я брался за новое дело, я обращался в нескольких словах к Богу в молитве», - сказал он однажды одному из своих близких друзей. Редко он начинал письмо, не вознесшись душою к Богу в молитве, ожидая от Него благословения и руководства. Будь то в поезде или на улице, находясь в плохом настроении или в хорошем, в беседе с кем-нибудь он всегда с величайшим благоговением изливал свое сердце в молитве. Он не мыслил свою жизнь без молитвы, она была для него такой же естественной необходимостью, как и дыхание. Однажды, гуляя с одним из своих друзей по лесу, он вдруг остановился и сказал: «Давай, Тэдди, поблагодарим Бога!».
Во время подготовки к проповеди, по собственным словам Сперджена, для него самым трудным было найти тему. Часто он проводил на коленях много времени, выпрашивая тему у Бога. Это и было главной частью его подготовки. Потом он только набрасывал на бумагу основные тезисы, надеясь, что остальное явится ему во время проповеди.
К проповеди он часто готовился в субботу вечером или, как он сам выражался, начинал искать пищу для своих овец. Иногда проповедь писалась быстро - за час или два. К проповеди для воскресного вечера он обыкновенно готовился в воскресенье после обеда. Мысли его работали с молниеносной быстротой. По его собственному выражению, он мог в течение пяти минут подумать о двадцати предметах. Составив проповедь, Сперджен снова углублялся в молитву. «Если я должен час проповедовать, то кроме подготовки я должен не менее двух часов провести на коленях в молитве, чтобы Бог благословил меня передать Его Слово и чтобы это Слово нашло место в сердцах слушателей», - часто повторял он.
(Продолжение следует)