+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 1993 г.

Свершилось!

После криков толпы и издевательских возгласов фарисеев и книжников на Голгофе наступила глубокая тишина. Мы всматриваемся в лицо Божественного Страдальца. Оно очень бледно, на нем отпечаток кротости и печать больших страданий. Вот где мы видим образ мужа скорбей и изведавшего болезни (Ис. 53:3). А на землю капля за каплей падает кровь Его. Это как бы слезы Христа. Какие мысли рождаются у нас, стоящих у креста Голгофы? Прежде всего вспоминается жизнь Христа. О Своей жизни Христос сказал однажды очень кратко, но и очень ясно: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). Это была жизнь, полная любви к людям. Но как могла такая святая, полная любви жизнь кончиться на позорном кресте?

И у нас рождается другая мысль: какими жестокими были люди, которые могли так поступить со Христом, со своим великим Благодетелем!

Но вот на землю упала еще одна капля крови Христа. Мы смотрим на нее и вдруг как бы видим самих себя в ней, как в зеркале, и наше сердце начинает чувствовать: это мы, мы распяли Христа! Это наши грехи пригвоздили Его ко кресту! Мы начинаем бить себя в грудь и не поем, а кричим: «О, я грешник бедный, правда, я таков! Если б Бог бессмертный не был полн даров, не был полн любовью и не спас меня, то давно погиб бы в мире этом я». О, что скажет Христос, пригвожденный ко кресту? Какие слова осуждения, и справедливого осуждения, услышим мы из Его Божественных уст, когда Он, наконец, нарушит Свое молчание? Мы готовы к любому Его приговору.

И Он заговорил. Он открыл Свои уста: «Отче...» Что скажет Он дальше? «Накажи их за преступления...»? Совесть наша ожидала только таких слов, и мы их заслужили. Но что же мы слышим дальше: «Отче, прости им»?! О, любовь Христа! Неугасимая любовь! Любовь до конца!

Эти слова, слова прощения, навеки выгравированы на кресте Голгофы. Христа на кресте уже нет, Его сняли друзья и ученики и погребли в саду Иосифа Аримафейского. В третий день Он воскрес и через сорок дней вознесся на небо, а на Кресте и сегодня еще сияют эти дорогие для всех грешников слова прощения: «Отче, прости им».

У подножия креста Голгофы мы поняли великую истину: без Креста нет нам прощения! Без жертвы и крови Христа нет помилования для нас!

Первая душа, которую тронули страдания Христа на Голгофе, была душа разбойника. С глубоким вниманием он следил за великим Страдальцем. Члены синедриона видели лицо Стефана, как лицо ангела; здесь, на Голгофе, разбойник видел лик Христа более светлым, чем лик ангела. На этом лице был отражен глубочайший мир сердца.

Он видит капли крови, текущие из-под терний венца, но ни малейшей тени гнева или ненависти на этом лице. Лицо Христа отражает глубочайшие физические и душевные страдания, но в очах Его светится неземная любовь. И, наконец, среди глубокой тишины раздается молитва Христа: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».

Что происходит в душе разбойника? Он -.сын Израиля. Он - дитя верующих иудеев. От отца и матери

он много слышал о Мессии, а в Иерусалимском храме или в синагоге своего родного города он не раз слышал слова из 53-й главы книги пророка Исаии. «Это Он - Агнец, Который так безгласен перед стригущим! - думает он. - Это Он, о Котором Исаия говорил, что Он не будет во время страдании отверзать уст Своих. Это Мессия!»

Придя к такому выводу и поверив в Мессию, разбойник исповедал веру открыто перед лицом всех собравшихся на Голгофе. Он сказал другому разбойнику: «Мы... достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». Какое смелое свидетельство! И после этого он обращается ко Христу с мольбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!»

Какая радость для Пастыря доброго найти такую заблудшую овцу на Голгофе! Какая радость для отцовского сердца Христа увидеть такого блудного сына, возвращающегося домой! Какая радость найти завалявшуюся в такой грязи драхму! «Ныне же будешь со Мною в раю», - сказал ему Христос. Блудный сын принят в Отчий дом!

Мы часто говорим о совершаемых в одно мгновение обращениях человеческих душ ко Христу. Такими являются обращение разбойника и обращение Савла. Но каждое обращение - это всходы посеянных в сердце когда-то и кем-то семян Слова Божия. Так было у разбойника, так было и у Савла.

Пойдемте в Едемский сад, названный в Библии раем. Едем - прообраз истинного, небесного рая. И что мы увидим там? У врат его продолжает стоять херувим с пламенным мечом и охранять путь к дереву жизни. Но вот к нему подходят двое. Один из них - Христос, только что умерший на Голгофе, со следами страданий на челе Своем. Он обращается к херувиму: «Лети на небо и не преграждай больше пути к раю и дереву жизни! Я искупил вину всех грешников и возвратил им потерянный рай». Херувим пристально смотрит на второго: «Господи, а он кто?»- «Это разбойник, умерший со Мною на Голгофе. Он первый войдет со Мною в возвращенный грешникам рай. Это первый грешник, очищенный Моею Кровью».

Не для ободрения ли всех грешников вошел в рай разбойник?

Но какой рай для грешников приобретен Христом на Голгофе? Рай общения с Ним! Общения со Христом! Оценит его только тот, кто познал Христа, кто вкусил счастье жизни с Ним.

В дни скорби, когда мы плачем, мы закрываем лицо руками. Почему? Потому что мы чувствуем, что скорбь налагает свою печать на наше лицо. Скорбь не предназначена для нас Богом, она - плод греха.

На Голгофу опустилась глубокая тьма, и эта тьма сокрыла скорбный лик Христа.

Но не говорит ли тьма на Голгофе о глубокой тайне страданий? Почему столько слез? Почему столько страданий? Почему столько колючих терний на жизненном пути? А в конце пути - смерть? Никто не понял глубины значения страданий, почему было то или другое в Его жизни? Мы знаем, что страданиями и смертью Его мы спасены, но почему нужно было, например, бичевание Его у Пилата или издевательство толпы на Голгофе? Это для нас тайна.

Самая мучительная скорбь - это чувствовать, что ты покинут Богом. Эту скорбь пережил и Христос на кресте. «Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»

Именно чтобы избавить мир от этой тьмы, Он стал пшеничным зерном, упавшим в землю, как Он однажды Сам сказал о Себе (Ин. 12:24). Зерно, упавшее в землю, дает жизнь другим зернам, приносит много плода. Смерть Христа дала жизнь миллионам искупленных. Но и наши страдания, и наши бессонные ночи имеют свое значение в нашей жизни. Они производят в нас, в нашем характере драгоценные плоды: они очищают нас, они сближают нас с Богом и преображают нас. В этих плодах - итог всех наших страданий, всех наших слез.

* * *

«Жажду!» Это слово вырвалось из уст пригвожденного ко кресту Христа. Только евангелист Иоанн сохранил для нас это драгоценное слово. Одно только слово, но так много говорящее нашему сердцу.

На Голгофе не оказалось источника в виде журчащего ручья. Земной шар богат источниками, и воды на земле достаточно для всех жаждущих. Хлеб надо выращивать в поте лица, а воду природа дает в изобилии даром. Но на Голгофе не было источника. И даже сосуда с водой для утоления жажды распинаемых не полагалось. Но сосуд все же был - только не с водой, а с уксусом. И воины, услышав слово «жажду» из уст Христа, обмакнули губку в уксус и издевательски поднесли ее к устам Иисуса.

Словом «жажду» Христос, безусловно, хотел выразить другую жажду, томившую Его. Дело нашего искупления близилось к концу. Скоро на Голгофе раздастся торжествующее: «Совершилось!» То есть совершилось спасение всех грешников. Чего же Он жаждет после совершения нашего спасения? Он жаждет нашей любви, Он жаждет наших сердец, исполненных священным пламенем любви к Нему и самой горячей благодарности за совершенное Им спасение. Кто из нас утоляет жажду нашего Спасителя горячей любовью и преданностью Ему?

Где нам взять такое пылающее любовью сердце? На этот вопрос может быть только один ответ: вблизи Христа! Вблизи Его креста! На Голгофе, около Его ран, вблизи Его Крови! Я люблю слова евангельской песни: «Близ Христа я душой ожил, близ Христа навек от тьмы прозрел, близ Христа спасенья свет увидел, и ныне навек я счастлив стал!»

* * *

Посланцам Иоанна Крестителя Христос сказал о Своем великом служении: «Слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют». Он врачевал не только больных физически. Он врачевал и души. Среди многих исцеленных Им душ были весьма больные души Марии Магдалины и Закхея.

Но вот перед нами событие в Гефсиманском саду. Тот, Кто объявил о Своей великой миссии - исцелять сокрушенных сердцем, Сам на время оказался с сокрушенным сердцем. Что говорит Христос о Своей душе в Гефсимании? «Душа Моя скорбит смертельно». Великий Врач как бы Сам заболел душою. А затем Его берут враги и связывают Ему руки. И нам хочется сказать: великая миссия Христа окончена! Эта мысль снова посещает нас, особенно, когда мы видим пленным Того, Кто сказал: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня... проповедывать пленным освобождение». И следуя за Христом из Гефсимании на суд первосвященников, а затем на суд Понтия Пилата и, наконец, на Голгофу, мы видим, как Ему наносятся раны, и не только телесные, но и душевные. Он, выражаясь словами одной из христианских песен, «в ранах, кровию облит, оскорблен, поруган, бит...» Позорным крестом и позорной смертью заканчивается Его земная жизнь.

Но что говорит Писание? Что именно на Голгофе открылся источник для исцеления человечества. Да, целительный источник! Именно раны Христа обладают великой целительной силой. Прочтем два знакомых всем нам места из Священного Писания: Захария, 13:1: «В тот день откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима для омытия греха и нечистоты», и Исаия, 53:5: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились». На земле много источников для врачевания телесных недугов и только один Источник для врачевания души, для избавления от ада. И так близок к нам этот Источник! Мы все стоим около него, мы все окружаем его. Это наш дорогой Спаситель, ко кресту пригвожденный, с терновым венцом на челе и в ранах! Именно такой Он дорог нам.

Очи Небесного Отца видели Своего возлюбленного Сына пригвожденным ко кресту, с терновым венцом на челе, в ранах и кровию облитым задолго до нас - до создания мира. А мы увидели Его таким недавно. И, созерцая на Голгофе раны Христа и Кровь Его - лекарство от греха и вечной смерти, мы поем Псалом 102: «Благослови, душа моя, Господа! Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою».

А. В. К.

Архив