Вера и Жизнь 6, 1993 г.
Где путь?
Владимир Марцинковский
Верующим старшего поколения хорошо знакомо имя пламенного евангелиста Марцинковского Владимира Филимоновича. Он родился на Волыни в 1884 году. После окончания гимназии Марцинковский поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Важнейшим событием, которое в корне изменило все его будущее, стало посещение им кружка русского христианского студенческого движения, которым руководил Павел Николаевич Николаи. В результате чего Владимир Марцинковский приходит к Богу. "Однажды я ясно увидел свое жалкое греховное состояние, и в то же время живо представил себе все преимущество следования за Христом - радость нравственного освобождения, - вспоминает он. - Я обратился вслух к Отцу во имя Сына, исповедуя свою нужду в Спасителе и выражая желание следовать за Ним..." С тех пор он до конца своей жизни говорил о любви Христовой.
Он организовывал и руководил студенческими кружками по изучению Библии, читал лекции на фабриках, посещал тюрьмы. В годы революции разъезжал с христианскими публичными лекциями по всей России.
В 1923 году Владимир Марцинковский был выслан из России. Но и в изгнании он продолжал плодотворную деятельность. Господь Иисус Христос был его опорой. В 1930 году Господь направил его путь в Палестину, где Марцинковский с женой поселился на горе Кормил в Галилее. Он проповедовал Евангелие евреям и арабам и много лет возглавлял евангельские собрания в Хайфе. Он также принимал участие в радиовещаниях из Монте-Карло: Марцинковский вновь мог достичь Евангелием дорогой ему и любимый им русский народ.
В сентябре 1971 года верный служитель Божий был призван домой - в Небесную Отчизну.
Его проповеди соответствуют запросам и наших современников, поэтому они сегодня так же актуальны, как и много десятилетий назад. Они написаны на одном дыхании, с горячим, неутолимым желанием помочь людям примириться с Богом. Слава и благодарение Господу за Его верного служителя.
1. ЖИЗНЕННОСТЬ ВОПРОСА
«Как мы можем знать путь?» - спрашивал апостол Фома Божественного Учителя. «Где путь к жилищу света?» - вопрошает Иов. «Человеку как узнать путь свой?» - спрашивает мудрый Соломон, автор Притчей. «Где путь жизни, верный, истинный, безошибочный, ведущий в царство правды?» - это вопрос молодежи, стоящей на распутье, обуреваемой сомнениями, которая забрасывается всеми модными призывами, теориями, разного рода «измами». Где путь, достойный человека? Где мой личный путь, мое личное призвание? Ведь жить мне дано лишь один раз, и не хочется данную мне волю, энергию, природные склонности и дарования истратить на пустяки. Эта жизненная энергия стремится быть израсходованной для добра, для строительства прекрасной жизни, для подвига. Всем существом своим человек сознает, что ему нужна возвышенная «конечная цель и ближайший шаг к ее осуществлению». К чему вся эта современная техника, все эти научные знания и другие достижения, если нет у нас главного знания - знания пути, если нам остается лишь блуждать, скитаться, идти наугад, на авось и в конце концов прийти к ужасу пустоты и бесцельности. Мы ищем пути от сомнения к истине, от рабства к свободе, от слабости, болезни и смерти - к жизни. Подобно герою «Путешествия пилигрима», мы ищем дорогу из Города Разрушения в Град Небесный, от власти тьмы к царству света. Мы ищем путь, который удовлетворял бы наш разум, нашу волю, наше чувство. Нам нужен путь, который отвечал бы всем нашим жизненным потребностям, который совмещал бы в себе истину и жизнь, - мы ищем истинный путь жизни, путь единый, всечеловеческий, вечный, сочетающий небо и землю.
Что же мы видим в жизни на деле? Вместо дружного, объединенного движения вперед, к светлому будущему, мы наблюдаем в большинстве случаев подтверждение горькой правды слов пророка Исаии: «Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу...» И те, кто недоволен обыденной, мещанской жизнью толпы, предлагают нам свою программу пути. Одни зовут нас во имя социальной справедливости жить насущными, земными, материальными интересами, отрицая небо и Бога, проповедуя плоскую жизнь «в двух земных измерениях», отвергая третье измерение - линию вверх, влекущую человека в Царство Духа, в Царство Божие. На практике это материалистическое мировоззрение, провозглашающее «землю без неба», жизнь без Бога, кончается скучным прозябанием без вдохновения, без энтузиазма. Этот «бескорыстный материализм», отрицающий бессмертие и вечность, открывает путь лишь на кладбище, путь в «никуда», по выражению русского писателя времен революции. Не об этом ли пути говорит Лермонтов, когда пишет о неудовлетворенности ищущей души:
И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли...
Не может насытить нас и другое, противоположное, мировоззрение - отвлеченный, «беспочвенный идеализм» (выражение Владимира Соловьева), ибо в конце концов это - небо без земли, религия без жизни: хотя в нем немало истины и правды, но нет жизни. Не забудем, что и в материализме есть своя доля правды, правды земной, но она теряет свой смысл и свою силу без правды небесной.
Каждая из этих двух программ имеет своих ревностных проповедников, которые подобны столбам, стоящим на перекрестках дорог: они указывают путь, но сами не двигаются с места. Они не участвуют в религиозном шествии, потому что им нужно быть на колокольне, чтобы звонить. Но те, кто искренне и глубоко, на опыте исследовали эти программы, оставили их, - как ту, так и другую, - и отправились в дальнейшие поиски правды, сочетающей землю и небо.
Об этом-то пути благовествовал Христос. Евангелие и есть Благая Весть о сочетании неба и земли, Бога и человека.
2. ОТВЕТ БИБЛИИ
Библия, Книга книг, Слово Божие, дает истинный ответ на вопрос о пути. Поистине, лишь Тот, Кто сотворил человека, знает, для чего Он создал его, в чем его назначение. Библия дает не теории, не предположения, а ясный, единый, абсолютный ответ. «ВОТ ПУТЬ, ИДИТЕ ПО НЕМУ» (Ис. 30:21). Это путь для всех, а не для того или иного класса или духовного уровня. «И будет там большая дорога, и путь по ней назовется святым,.. идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис. 35:8). Об этом пути возвещали пророки Ветхого Завета. Их пророчества в полноте раскрыл и осуществил Иисус Христос. Даже Его враги говорили: «Мы знаем, что Ты... истинно пути Божию учишь». Апостол Фома спросил Его: «Господи, как можем знать путь?» И Христос ответил ему: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Какой ясный, исчерпывающий, всецело удовлетворяющий ответ! Вот, наконец, Путь, в Котором сочетаются истина и жизнь, высшая мудрость и земная практика, небо и земля, Божие и человеческое. Таков ответ Богочеловека. Путь этот - Сам Христос, живой и вечно сущий. Это Путь к Отцу, к жилищу света, к Отцу светов. Своей искупительной смертью Христос устранил преграду на пути человека к Богу, удалил грех, его вину, его разрушающую силу, его оскверняющее пятно. Христос - Путь, Он же и Цель. Христос сказал: «Я в Отце, и Отец во мне», «Я и Отец - одно». И если конечная цель пути - Небесный Отец, то Христос - конечная цель, грядущий идеал, который назначено нам в конце пути достигнуть. В Нем же, в принятии Его - ближайший шаг к осуществлению конечной цели. «Как мне следовать за Христом?» - спросила проповедника Уэсли одна верующая. «Живи сейчас в Нем», - ответил он. Поистине, в каждое мгновение, вот теперь, сейчас, когда ты читаешь эти строки, Христос - Путь, Христос - Цель, Христос - Источник силы, нужной для совершения пути.
3. ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ?
«Вот путь, ИДИТЕ по нему», - говорит Бог устами пророка Исаии (30:21). Путь указан свыше не для того, чтобы о нем философствовать, но для того, чтобы вступить на него. А чтобы вступить на истинный, Божий, путь, надо оставить свои ложные пути. «Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник - помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив. Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших». Обращению к Богу должно предшествовать отвращение ко греху, отвращение от ложных путей и помыслов. Это и есть покаяние, которое должно предшествовать вере. «Покайтесь и веруйте в Евангелие», - призывает Христос. На священном древнееврейском оригинальном языке Библии слово «покайтесь» (шуву) значит «вернитесь». Вернитесь с путей ваших и вступите на путь Божий, приняв Христа как своего личного Спасителя.
Израиль по выходе из Египта, пройдя пустыню, был у порога земли обетованной; там, у Кадес-Варни, народ колебался по маловерию и малодушию. В результате - странствование народа в течение сорока лет в пустыне и смерть маловерных вне земли обетованной. Отвергнув Мессию, призывающего в Царство Божие, Израиль был обречен на странствование в пустыне этого мира в течение почти двух тысяч лет. И лишь теперь потомки Израиля возвращаются в страну отцов, и мы здесь являемся свидетелями величия и непреложности Божьих обетований. Возвращаются пока лишь в страну земную, но придет день, когда исполнится пророчество Захарии о том, что евреи «воззрят на Того, Которого пронзили», и возрыдают о Нем в умилении, и войдут через Христа в Царство Божие.
Известно, что Вифлеем расположен к югу от Иерусалима, в восьми верстах от него. Но если бы ты, желая попасть из Иерусалима в Вифлеем, пошел по направлению к северу - по неведению или упрямству, - то тебе для этого пришлось бы путешествовать по суше и по морю около 40 000 километров, вокруг земного шара. И для чего? Только для того, чтобы достигнуть этого города во внешнем, физическом смысле, оставаясь все-таки вне спасения, вне Царства Божия, вне истинного поклонения Богу, которое совершается не в Иерусалиме и не в Вифлееме, а в духе и истине, в сердце обновленном, возрожденном свыше. А к этому единственный путь - Христос. И чтобы вступить на этот путь, нужно смиренное сознание своей нужды, своего заблуждения и греха. Поэтому и сказано, что Бог «научает кротких путям Своим». Имей же смирение и мужество признать банкротство своего пути без Бога, чтобы верою принять Божий путь, то есть Христа.
А вступивши, иди. Не уклоняйся ни направо, ни налево. Искушения будут совращать тебя, терны будут устрашать тебя, но ты иди вперед, совершая свое поприще, свергнув всякое бремя и запинающий тебя грех. Иди, «взирая на Иисуса», «помышляя о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников... чтобы тебе не изнемочь...» В «Путешествии пилигрима» два льва преграждают путь христианину. Он в страхе. Но голос свыше шепчет ему: «Иди прямо между львами... они на цепи». Да, дьявол может лишь лаять и рычать, но не кусать.
Мир будет манить тебя на широкий путь, но Христос предупредил нас, что такой путь ведет в погибель. Он указал нам узкий путь и узкие врата. В эти узкие врата ты не пронесешь земных сокровищ; придется бросить их перед ними, но потом ты лишь возрадуешься освобождению от груза, который мешает идти вверх по небесной тропе. Есть знание о пути. Но выше этого - мудрость пути, уменье идти, бежать свое поприще - не так, чтобы только бить воздух, но чтобы достигнуть цели и получить венец победителя. «Держись путей Его», - сказано в псалмах. Поэтому верные могли сказать подобно Давиду: «Путь Его я хранил», хранил внутренне, в мыслях, не косился на пути кривые; хранил и внешне, заставляя свои ноги ходить прямо, не хромая на обе ноги, не спотыкаясь, не оглядываясь назад.
Помни заповедь, данную Лоту, когда он покидал пылающий Содом. «Спасай душу свою... спасайся на гору», спасайся под сень Голгофского креста. «Вспоминайте жену Лотову», - сказал Христос. «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1:8). Не стыдись пути истины, который, как предсказано, «будет в поношении». Ступай осторожно, разборчиво - среди тайных и явных препятствий, - подобно чистым животным с раздвоенными копытами, сознательно и чутко нащупывающим дорогу. Совершай этот путь с молитвой: «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный».
Знать истинный путь жизни - это великое счастье. «Блажен муж, который не стоит на пути грешных...» И доступ к этому счастью открыт каждому. Каждый призывается воспользоваться этим преимуществом, этим правом. Это не только право, но и обязанность - принять путь, который Христос открыл для нас ценою Своей крестной смерти. Это заповедь, данная Богом: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16). Так сказано было в древности. А теперь, с тех пор, как пришел Христос, сказавший: «Я - путь», путь к Отцу, отдавший Себя на смерть, чтобы открыть человеку доступ к Богу, нам остается лишь вступить на этот святой путь без колебания, с радостью. Вступить самим и звать других, блуждающих во тьме, на эту дорогу правды и радости.
4. ОПЫТ ПУТИ
Я услышал зов на этот светлый путь сорок пять лет тому назад, в мой студенческие годы. По милости Божественного Путеводителя я вступил на этот путь. Я обратился к Богу в лесу, на берегу Балтийского моря. Обратился к Отцу Небесному во имя Христа Искупителя как грешник и увидел, что Он - Начальник и Совершитель веры, ведущий, хранящий и подкрепляющий на пути. Всепрощающей любовью Он снял бремя греха, всесильной благодатью сокрушил силу греха, и этим сделал способным идти, бежать, лететь на крыльях веры к светлой, возвышенной цели. Он дает все, что нужно для пути, - мир, силу, свет... Он говорит в псалме: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Пс.31:8).
В 1913 году, в дни, когда я услышал зов оставить государственную службу и посвятить себя духовной работе среди студенческой молодежи, эти слова вдохновили меня принять жизненное решение, определяющее мой путь и сегодня, - решение всецело служить делу Евангелия.
Много прожито и пережито за эти годы, но вместе с другими, которые шли по этому пути, я могу с благодарением сказать: «Межи мои прошли по прекрасным местам», хотя видимо путь, назначенный мне, проходил не раз через камни и терны, - он приводил иногда за железную решетку или в изгнание, на чужбину. Однако со Христом и в тюрьме свобода, а без Христа и на воле тюрьма. С Ним и в изгнании - отечество, ибо каждая страна принадлежит нашему Небесному Отцу. И лучше скитаться на чужбине, но в общении с Богом, чем у себя на родине «питаться от стола Иезавели», ценою отречения от Бога, ценою компромиссного повиновения человеку больше, чем Богу. Несчастный случай привел меня в госпиталь, где я имел хорошую возможность свидетельствовать пациентам и сотрудникам о Христе. Моему Небесному Пастырю угодно было ввести меня глубже в святилище молитвы, в более полное послушание небесному водительству, о котором Господь говорит: «Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти» (Ис. 48:17). Слава ему, дивно сохранившему все в целости в телесной оболочке, несмотря на страшную силу ударов... Испытания огненные на пути со Христом - это лишь столп огненный, ярче освещающий путь. Это - «глас грома Твоего в круге небесном», это Твои молнии... «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих, и следы Твои неведомы». В завывании бури, в грохоте яростных волн слышится тихий голос Спасителя: «Это - Я; не бойтесь».
В Праге на молитвенном собрании в чешской общине был час вечерней молитвы. Среди молящихся стоял на коленях хорошо знакомый мне старец, еврей-христианин Ш. Он молился и закончил свою молитву такими словами: «Боже, приведи нас после этого собрания благополучно домой». Собрание кончилось. Старец не вставал с колен. Оказалось, это была его последняя молитва на этой земле. Он не пошел с этого собрания по узким, плохо освещенным улицам старого города в свой дом, где он одиноко хранил свою веру во Христа, не встречая поддержки со стороны домашних, - он был отозван в дом Отца, в высший, светлый мир, благополучно доведен в небесную отчизну Тем, Кто является Начальником и Совершителем пути. Он пережил то, что пережил Давид, воспевая своего Небесного Пастыря: «Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною». О, будем бодро и верно свершать со Христом свой путь, который не кончается здесь в могильной сени, но продолжается в светлой вечности!
Молодежи, начинающей путь, так хотелось бы сказать: «Родная! Не оступись!»
72 апреля 1949 года.
Гора Кармил в Галилее.