+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 4, 1994 г.

Медитация, аутогенная тренировка, акупунктура: помощь или опасность?

Число различных медитационных приемов, их распространение и интерес к ним никогда еще не достигали столь высокого уровня, как в наше время. В одной лишь Германии насчитывается 31 медитационный центр. 100 000 человек занимаются йогой, 60 000 - трансцендентальной медитацией (ТМ) и 20 000 - ценом. И это лишь зарегистрированные участники.

В католических регионах широко распространены медитационные приемы в форме экзерциций (от латинского exercitium - упражнение) и их вариации. Свои двери для медитаций в собственном - первоначальном - значении открыли представители евангелических церквей. Проявляет растущий интерес к аутогенной тренировке, гипнозу и акупунктуре и медицина.

Верующие христиане в наше время все чаще сталкиваются с этими течениями, поэтому полезно распознать их ложную суть, чтобы при встрече с ними быть во всеоружии.

Рассмотрим кратко самые распространенные формы - восточные медитации.

Йога

Есть различные виды йоги, но цель у всех одна: достижение полного господства над своим «я» в области тела, души и духа. На различных ступенях йоги в конце концов достигается возвышение своего «я» до высшего существа - в Индии до бога Брахмы. Таким образом, йога является религией самоспасения.

В западном мире йогу считают невинной серией «гимнастических упражнений». В подборе позиций некоторых упражнений совершенно очевиден их сакральный (культовый) характер. Люди, занимающиеся йогой, - даже если это делается в приспособленной к Западу форме, - предоставляют себя, пусть и неосознанно, чуждому духовному миру и силам, стоящим за ним.

Трансцендентальная медитация (ТМ)

Под этим названием понимается упражнение, которое якобы должно привести к душевной уравновешенности (например, к глубокому внутреннему миру, к избавлению от эгоизма, к полной свободе). Медитирующий (упражняющийся), который должен сидеть тихо, ни о чем не думать и сконцентрировать свое внимание лишь на одном слове - «мантре», и не подозревает, что такая позиция может привести к опасному, не поддающемуся контролю восприятию подсознанием темных сил и что следствием этого нередко является психоз (душевный недуг). Упражняющийся не знает также, что он в ТМ служит индуистской религии, что вводная церемония является классическим хинду-ритуалом.

Цен

Занимаясь им, упражняющийся путем правильного положения тела и дыхания должен обрести покой, внутренне уйти от мира мыслей, чтобы погрузиться в основу собственной сущности. Таким образом, он якобы открывает глубины самого себя и встречается с абсолютным (божественным).

Эти три медитационных приема имеют одно общее: они обещают человеку самоспасение через медитацию.

При медитации нельзя ни размышлять, ни рассуждать, ни созерцать, ни чувствовать сердцем. Она не допускает также молитвы или изучения Библии, что всегда происходит в полном сознании, (последнее, к сожалению, сегодня многими рассматривается как одна из форм медитации).

Полное значение медитации становится ясным именно в сравнении с молитвой в вере. Если я в молитве уповаю на Бога, в вере прошу и получаю необходимое для духа, души и тела, то во время медитации я пытаюсь при помощи душевных сил «создать» из подсознания (из скрытой части души) самого себя: возвеличить свое собственное «я», освободить его от всяких пороков, устранить душевно-телесные помехи или даже достигнуть высокого религиозного переживания вплоть до соединения своего «я» с «богом».

Если в верном молитвенном состоянии Дух Святой дарует мне ясный разум для того, чтобы я, бодрствуя, мог противостать соблазнам и различать духи (ср. 1 Пет. 5:8, и 1 Ин. 4:1), то в медитации я через пассивное отрешение, созерцание предмета или же воздействие самой медитации достигаю изменения состояния (транс), где в конце концов сам уже не владею собой. Захваченный воздействием предмета медитации, я подпадаю под его влияние. Во мне высвобождаются душевные силы, изменяющие меня, я открыт для мира духов, который, наполняя и инспирируя меня, мной же управляет. Это может быть лишь духом того, кто однажды через медиум змея сумел разъединить человека с Богом при помощи неверующего разума самопознания и самопомощи: «...в день, в который вы вкусите их (плоды дерева), откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5).

Это дух сатаны, лжеца от начала, который полуправдой - «откроются глаза ваши» - и до сего дня соблазняет людей, но скрывает правду о том, что люди с открытыми глазами не будут, как боги. Им придется признать, что они наги, беспомощны и нуждаются в помощи Божией, что они с грехопадением лишились естественности и гармонии, следствием чего явился страх (Быт. 3:10).

Понятно, что этот дух, который стоит за каждой безбожной медитацией, человеку в какой-то форме обещает помощь, но никакой настоящей помощи не дает. Этот дух умалчивает о том, что медитация в собственном значении приносит человеку лишь несчастье. Обещанная помощь, прельщающая на первый взгляд, наносит большой ущерб вере христиан. В той мере, в которой человек сам себе помогает медитацией, излишней становится Божья помощь и вместе с ней искренняя молитва, идущая от беспомощности человека.

Аутогенная тренировка (AT)

Аутогенная тренировка (AT) также относится к медитационным приемам. Как успокаивающие упражнения она на начальной ступени кажется невинной и к тому же увлекательной, так как благодаря шести основным упражнениям приводит к разрядке, то есть тело или его отдельные органы успокаиваются.

Тот, кто думает, что это состояние покоя, которое действительно наступает, является лучшей предпосылкой к молитве и чтению Библии, тот сильно ошибается. Ибо необходимые для последнего мысли и представления направлены не на Бога, а концентрируются полностью на теле, и причем так, что начинается вышеописанное медитационное погружение (то есть самогипноз).

Верующий, который ищет успокоения и разрядки этим путем, а не через мир Божий, дарованный нам в Иисусе Христе, может подпасть под влияние чуждого духа. Обольщенный успехом в упражнениях, он может поддаться искушению ежедневно два-три раза заниматься аутогенной тренировкой и одновременно пропускать «тихий час» - общение с Господом. Верующий в конце концов приходит к душепопечителю, так как он ослабевает в вере, становится равнодушным к молитве и к Слову Божьему. Христиане, которые считали, что практика AT и жизнь в вере совместимы, понимали, когда они порывали с AT, как эти упражнения их ослепили, отвратили от следования за Господом и освящения. Теперь нам понятно, что возрожденному христианину нельзя даже начинать с аутогенной тренировкой, если он не хочет повредить душе своей.

Кроме того, верующий в состоянии самогипноза подвержен искушению самостоятельного избавления от плохих привычек и черт характера.

Такой опыт, действительно, имеется. Ослепленный успехом, верующий не замечает, как он все глубже втягивается в AT. Особенно это опасно для способных медиумов. Они не в состоянии противостать искушению познать высшую ступень AT. Это - углубленное погружение в себя, в котором они через цветные и абстрактные видения наконец должны подводиться к вопросам неосознанного (например: «Какой будет моя смерть?», «Что будет после нее?», «Кто я?»), к ответам на них и с тем к формуле собственной личности. Вопросы эти напоминают нам спиритические сеансы, на которых сам медиум ставит вопросы.

Верующий знает, что он на все вопросы о вечности найдет ответ только лишь в Слове Божием. Оно приводит его с помощью Святого Духа к покаянию, самоосознанию и к познанию Христа.

Отделившись через грехопадение от Бога, человек лишился защищенности и гармонии, следствием чего явились и являются страх и принуждение. Страх за существование, страх перед будущим преследует человека, его гнетут тяжесть вины, угрызения совести, беспорядочное греховное прошлое.

И человек вынужден уступить требованиям своего «я»: то есть его поведение, мышление, чувствования и стремления определяются в большей или меньшей степени честолюбием, сладострастием, алчностью.

Выработанный под влиянием медитации характер личности выражается особенно ярко тогда, когда ее «я» ущемляется. Человек становится агрессивным. Злоба разряжается либо наружу, принося несчастье не только себе, но и окружающим, либо вовнутрь, в виде депрессии, действуя саморазрушающе. К тому же может наступить скованность, подчас и вегето-функциональные нарушения.

Аутогенная тренировка может привести лишь к временному улучшению функциональных нарушений, так как разрядка, достигаемая посредством AT, действует лишь поверхностно и не может искоренить выше описанные корни. (Нарушения следует рассматривать, в первую очередь, в вышеописанной взаимосвязи, а затем только в связи с «темпераментом» или со слабостью органа). Кто ищет помощь в аутогенной тренировке, уходит от Бога. Но благодарение Богу, что человек в этой помощи не нуждается, потому что Бог может и хочет ему помочь гораздо действеннее и основательнее. Не следует ли нам в нашей ситуации (с нашими проблемами и нуждами) спросить себя: существует ли у нас вообще еще живая связь с Богом - через Иисуса Христа, перед Которым мы, действительно, можем сложить все наши заботы? Не угнетаем ли мы себя сомнениями, непрощенной виной и грехом вместо того, чтобы в Иисусе Христе принять спасение и праведность? Доверяем ли мы обетованиям Священного Писания? Разрядка или же скованность, кроме того, зависят и от того, как сам человек распоряжается своим свободным временем, и от его поведения в рабочее время.

Акупунктура

В заключение рассмотрим и акупунктуру как медитационный прием. Корни ее уходят в религию древнего Китая, и основывается она на китайской философии даосизм. Китайские врачи признают, что у нее нет научной основы, то есть при применении иглы они руководствуются не строением тела, а таинственными невидимыми каналами (так называемыми меридианами), якобы распределенными под кожным покровом по всему телу и снабжающими все члены невидимой жизненной энергией.

Воздействие иглы на пациента - это фактор психологический. Акупунктура в принципе тот же гипноз, только в восточном одеянии.

Для лучшего понимания вспомним еще раз, что такое медитация: это раздражение - предмет или понятие, с которыми мы медитируем, достигая при этом большее или меньшее изменение сознания.

При AT это раздражение возникает внутри в результате сосредоточения нашего сознания на теле (установка на покой, тяжесть и тепло). При гипнозе раздражение идет извне, например, через голос гипнотизера.

При акупунктуре действует игла (в последнее время она применяется в комбинации с инъекцией обезболивающего средства) как раздражение извне, которое соединяется с раздражением изнутри - а именно, через установку сознания на исцеление или обезболивание тела. Поэтому акупунктура, как и гипноз, может снять вегето-функциональные нарушения или привести к обезболиванию. Однако она, как и гипноз, действует не на каждого. Человек, нуждающийся в помощи, - особенно верующий человек, - никогда и ни в какой форме не должен прибегать к акупунктуре.

Как поступить верующему, практиковавшему медитацию?

Именем Иисуса Христа он должен внутренне и внешне порвать с медитационной практикой. Ему следует склониться перед Богом и просить об очищении через Кровь Иисуса Христа, так как она очищает от всякого греха.

В заключение может возникнуть вопрос, почему различные формы медитации именно сегодня (примерно последние десять лет) находят столь широкое применение? На это есть только один исчерпывающий ответ: «...они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2 Фее. 2:10- 11).

Д-р А.Х.Д., психотерапевт

Архив