+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 5, 1994 г.

Иоганн Гергард Онкен, пионер баптизма в Европе

Ц. А. Флюгге

«Из этого парня я сделаю человека», — сказал шотландский купец, прибывший по торговым делам в город Варель в герцогстве Ольденбург. Иоганн Гергард Онкен обратил на себя его внимание и был взят им в Шотландию в качестве служащего. Мальчику в то время было пятнадцать лет. Своего отца он никогда не видел, так как вскоре после рождения Иоганна отец из-за своей политической деятельности вынужден был бежать от гнева Наполеона. Он нашел себе убежище в Англии и там умер. О своих ранних годах Онкен говорит: «Никто не был так далек от Царствия Божия, как я. Но Бог по Своему промыслу взял меня из родного гнезда и привел в страну, где не было недостатка в средствах благодати».

За время жизни в Шотландии он по делам своего работодателя совершил несколько продолжительных поездок по Великобритании, Франции и Германии, в которых возмужал и приобрел знание мира и людей, что хорошо подготовило его к будущей жизни и к служению на ниве Божьей. К концу 1819 года он поселился в Лондоне.

Решительный поворот в его жизни произошел в 1820 году, когда в лондонской методистской церкви он услышал проповедь на текст Рим. 8. Впоследствии он написал: «Эта проповедь открыла мне свободу славы детей Божиих, так что я шел домой, торжествуя и несказанно радуясь. С того дня я начал свидетельствовать о Его любви к грешникам и о свободе и всемогуществе Его благодати».

Сознание собственного спасения пробудило в нем желание спасать других. То, что осчастливило его, он считал своим долгом сообщить другим. Кому он не мог сказать об этом устно, он пытался это сделать через печатное слово, что «одно только нужно...». Он так далеко заходил в своей ревности распространять евангельские брошюры, что из шиллинга, отпускавшегося ему на обед, тратил только одно пенни на хлеб, а на остальные одиннадцать покупал брошюры для бесплатного распространения.

Онкен был искренним, и все, что он ни делал, совершалось в духе полного посвящения. Он знал, что является самым необходимым и как разъяснить истину другим. Первый человек, приведенный им ко Христу, был молодой мулат.

«Континентальное общество», от которого он получал много трактатов, обратило внимание на его кипучую деятельность и в 1823 году послало его миссионером в Германию. Онкен прибыл в Гамбург 16 декабря и вскоре стал членом английской реформистской общины «Независимые». Его работа началась, как он сам пишет, «с сердцем, пламенеющим любовью ко Спасителю, и рвением спасать бедных грешников».

Скоро Онкен приобрел у публики известность «уличного проповедника». Многие его полюбили, но многие возненавидели и преследовали. Ему приходилось переезжать из одной части города в другую, так как пасторы-рационалисты настраивали против него полицию. Несколько раз его арестовывали и сажали в тюрьму, еще чаще он платил штраф.

Онкен положил начало работы германских воскресных школ, открыв первую такую школу 9 января 1825 года. Описывая эту школу, лиценциат (преподаватель университета) Ф. А. Левэ справедливо представляет Онкена как «отца всей работы внутренней миссии».

Характер Онкена и его вера ясно выражены в его проповеди, произнесенной по случаю двадцатипятилетия первой баптистской общины в Гамбурге: «Когда Бог благоволил призвать в Свое общение бедного грешника, говорящего теперь к вам, и когда этот грешник научился любить Священное Писание, то он поставил себе твердым правилом на всю жизнь: не принимать ничего за истину в делах веры — кто бы и как бы ни верил и ни учил, — чего бы нельзя было доказать ясно, определенно и безошибочно Словом, написанным по вдохновению Духа Святого».

Глубоко исследовав Слово Божие, он пришел к познанию истины о крещении. Как только эта истина стала ясной ему, он последовал ей. Начал он с того, что не позволил окропить своего первого ребенка в младенческом возрасте. Свои убеждения он передал другим, которые разделяли его приверженность быть крещенными по Писанию. По этому поводу Онкен так говорит в уже цитированной проповеди: «В 1829 году я впервые начал переписываться с крещенным христианином, Робертом Гальдейном из Эдинбурга. Он дал мне странный совет: крестить самого себя. По своему строгому правилу я сразу обратился к Новому Завету, но от Матфея до Откровения не мог найти основания для самокрещения и не пожелал действовать самовольно в таком важном деле. С возлюбленным братом Ц. Ф. Ланге, который разделял мои взгляды на крещение, мы решили продолжать молиться. Наши просьбы о «Филиппе» продолжались пять лет. Некоторые из нас желали, чтобы по крайней мере вечерю Господню мы совершали сами, но я не решался, будучи уверен, что если начало будет неверно, то и последующее развитие дела будет неправильно. У меня не хватает слов благодарности Господу за то, что Он не допустил, чтобы мы основали церковь не по Новому Завету».

Его «Филиппом» был профессор Сирс, который в 1833 году прибыл из Соединенных Штатов в Германию с преподавательскими и наставническими целями. Далее Онкен вспоминает: «Профессор Сирс, к своему собственному удивлению, нашел, что ему нет нужды давать нам какие-либо наставления, что мы вполне готовы к принятию крещения. Но так как мне, как представителю Шотландского библейского общества, надлежало в ближайшее время отправиться в Польшу, где только что произошло восстание, то крещение было отложено на 22 апреля 1834 года».

Профессор Сирс прибыл из города Галле, где читал лекции в университете, в Гамбург, и крестил Онкена, его жену и еще пятерых в реке Эльбе.

Онкен жаждал крещения, но ни в коем случае не допускал, чтобы что-либо, даже само крещение, отрывало бы его от спешной работы для Царствия Божия.

Первая германская баптистская община родилась 23 апреля 1834 года. Пресвитером новой церкви, насчитывающей всего семь членов, профессор Сирс рукоположил Онкена, который вспоминал: «Я не мог сказать, чтобы в моем сердце был какой-либо луч надежды на то, что основанная община будет жить и расти. Но я знал, что она получила существование по воле Бога и что плоды зависят не от меня: все находится в руках Господа».

Онкен, имеющий независимый характер, никогда не проявлял слабость, если ясно видел путь долга. Он всегда был стойким мужем веры, с радостью принимал каждое продвижение дела Царствия Божия и никогда не вносил какого-либо замешательства своим вероучением. Звучит, как парадокс, но он был провозглашен первым и вреднейшим «сектантом» в Германии. Однако он не допускал, чтобы это негативное отношение «церковников» отвлекало его от верности тому, что, на основании Писания, он считал волей Господней. Этим и объясняется его успех: его убежденность была глубока и шла от Бога.

Истину «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5), которая вместе с текстом Деян. 2:42, выбита на надгробном камне Онкена, он проповедовал не только в Германии, но и в двенадцати государствах Европы. В Писании сказано, что воскресший Господь дал дары человекам: «...Поставил одних Апостолами... иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11). Самые лучшие блага, какими Бог одаривает людей и общество,— это когда Он дает таких мужей, через которых происходит «совершение святых, дело служения, созидание тела Христова».

«Был человек, посланный от Бога», имя его Иоганн Гергард Онкен. То был воистину Божий человек, миссионер, пастырь и учитель общины, которую он вызвал к существованию.

Благодаря ему возникла баптистская деноминация в ее германской форме. Положения этого вероисповедания были выработаны при содействии Ю. Кебнера в 1837 году и окончательно оформлены в 1847 году Г. В. Леманном.

Эти два выдающихся мужа, которые вместе с Онкеном создали так называемый «клеверный листок», были орудием Божьей благодати, и их служение имело великое значение в этом новом движении. Онкен крестил Юлия Кебнера 17 мая 1836 года. Г. В. Леманна он крестил в Берлине 13 мая 1837 года, а на следующий день была освящена первая Берлинская баптистская община.

Избрание деятельных и одаренных сотрудников, таких как Ц. Ф. Ланге, обращенного после первой проповеди Онкена еще в добаптистский период, и других соратников было возможно при содействии Шотландского библейского общества, представителем которого Онкен стал в 1828 году и по поручению которого он распространил более 2 000 000 Библий. Его также поддерживало Американское библейское общество. В сентябре 1836 года он основал свое общество: «Гамбургский трактатный союз», который явился также первым союзом трезвости.

В 1844 году Онкен приступил к своей издательской деятельности. Вначале стал выходить «Гамбургский миссионерский листок», затем он подготовил новое издание всей Библии и различные издания Нового Завета. В январе 1871 года он мог сообщить, что в продолжение шести месяцев франко-германской войны, то есть с июля 1870 года, им рапространено по госпиталям 128 000 Библий и 2 000 000 трактатов на немецком и французском языках.

Он был неутомимым путешественником и предпринимал длительные поездки для сбора необходимых средств. С самого начала он воспитывал в членах общины желание добровольно жертвовать. За время поездок за границу он собрал средства, необходимые для поддержки миссионеров, которых он назначал, для строительства молитвенных домов, для основанной им библейской семинарии и для фонда поддержки проповедников, инвалидов, вдов и сирот.

Как-то Онкена спросили, сколько миссионеров имеется в Германии. «Семь тысяч», — ответил он. «Вы не поняли вопроса: это число ваших членов, а нам желательно знать, сколько у вас миссионеров?» «Семь тысяч, — повторил он, — у нас в Германии каждый баптист — миссионер». И в действительности так оно и было. Здесь подтверждались слова Писания «С такою силою возрастало и возмогало слово Господне» (Деян. 19:20).

Ремесленников, искавших работу в больших городах, Онкен охотно снабжал трактатами. Так, обращенный в Гамбурге портной, по имени Кнаур, возвратясь домой, распространил 30 000 трактатов, много Библий и других книг и проводил собрания. Затем он призвал Онкена, который крестил уверовавших и основал общину.

Осенью 1841 года Онкен крестил в Мемеле (Клайпеда) одиннадцать мужчин и восемнадцать женщин, а в октябре основал там общину, которая стала влиятельным центром и матерью многих процветающих общин, вплоть до Эстонии. В 1864 году в Литве и Латвии было около тысячи членов, а в 1870 году в двадцати общинах состояло 1 728 членов.

Движение распространения евангельской истины охватило всю Германию и, как всегда, сопровождалось суровыми преследованиями, напоминавшими историю церкви первых христиан. Очень быстро оно перешло границы родины Онкена. В конце октября 1839 года Онкен вместе с Кебнером посетил Копенгаген и крестил там одиннадцать уверовавших в Иисуса, а в сентябре следующего года на датском острове Лангеланн он крестил еще девятерых. В августе 1847 года Онкен крестил Нильсона, пионера баптизма Швеции, и рукоположил его для работы на родине. Нильсон, в свою очередь, крестил лютеранского богослова Виберга, который во время посещения Гамбурга получил более ясное понятие о библейском крещении и устройстве новозаветной церкви. Форселл, шведский торговец пушниной, со своим помощником Гейденбергом были крещены в Гамбурге в 1854 году и приступили к работе по евангелизации у себя на родине.

Онкен посылал братьев по вере в Австрию и Венгрию, а в октябре 1847 года совершил первое крещение в Вене.

Служение в Голландии Онкен начал крещением в Гамбурге в 1845 году трех голландцев, и вскоре после этого он предпринял миссионерское путешествие по этой стране. Там он крестил и укрепил в вере членов общины, основанной Кебнером в Амстердаме за несколько месяцев до его приезда.

Следующее миссионерское путешествие совершил Онкен в 1848 году. Посетив общину в Бреславле (основанную двумя годами раньше), он отправился в Вену, затем в Будапеште в течение недели провел ряд собраний, а в Прессбурге (Братиславе) имел продолжительную беседу по религиозным вопросам с благочестивой вдовой венгерского эрцгерцога. На обратном пути он крестил в Силезии несколько бывших католиков и основал общину в Войгтсдорфе. По прибытии в Гамбург он отправил в Вену 30 000 трактатов.

В Польше первые девять обращенных были крещены 28 ноября 1858 года, а на следующий день — еще семнадцать. В последующие десять лет это число возросло до тысячи. Пионер-проповедник Альф после обращения учился в проповеднической школе, основанной Онкеном в Гамбурге. По возвращении в Польшу Альф подвергался невероятным преследованиям, но распространял Благую Весть по Волыни и в Средней России. Альф крестил Ондру, а Ондра — Генриха Новотного, основателя баптистской общины в Праге.

Г. Новотный перевел онкенское «Исповедание веры» на чешский язык и сделал его руководством в своей общине.

В Бухаресте первое крещение было проведено в 1862 году, и Онкен, удовлетворяя просьбу группы верующих, послал туда Августа Лебига, который непрерывно трудился среди румын, болгар, сербов и цыган. В 1869 году, возвращаясь из России через Румынию, Трансильванию и Венгрию, Онкен основал общину в Каталуи.

Впервые посетив Россию в 1864 году, он пробыл пять недель в Санкт-Петербурге и крестил там несколько человек. Осенью 1869 года, на семидесятом году жизни, он предпринял довольно трудное, длившееся несколько месяцев, путешествие по Галиции и Южной России. А в октябре 1869 года он основал первую баптистскую общину по германскому образцу в Старом Данциге и поставил И. Прицкау ее руководителем. Исключительным случаем в его путешествии было рукоположение А. Унгера в пресвитеры общины братьев-меннонитов. На Троицу 1869 года Унгер крестил в реке пятьдесят немцев, а среди них, по недосмотру, одного украинца, который не мог удержаться от давно лелеемого желания и без предварительного испытания вошел в воду с принятыми к крещению. Этот украинец впоследствии крестил других.

Молодой русский проповедник Василий Гурьевич Павлов четыре года спустя после крещения и начала своей проповеднической деятельности был послан Тифлисской общиной в Гамбург. Там он получил от Онкена необходимые наставления и объяснения и был рукоположен им на служение.

Немцы, переселившиеся в Южную Африку, обратились к Онкену с просьбой прислать им проповедника, и в 1867 году к ним приехал Гуго Гутше, чтобы руководить общиной, основанной в Кингуильямстауне.

Даже в далеком Китае после ухода оттуда английских миссионеров началась работа Германской баптистской миссии. Онкен послал туда Конрада Башлина, который прибыл в Китай в феврале 1870 года и после усердного труда крестил дюжину обращенных.

Побывал Онкен и в Америке. В 1850 году в Северной Америке было около четырехсот баптистов, прибывших из Германии. И Онкен во время своей поездки по Соединенным Штатам, продолжавшейся с апреля 1853 года по август 1854-го, многих из них посетил и укрепил в вере.

Трудно дать полный отчет в деятельности, совершенной или вдохновленной Онкеном. Ч. Сперджен, хорошо знакомый с ним и его деятельностью, называет его апостолом Павлом Германии. Доктор Иосиф Ангус заявил: «Онкен в этом столетии сделал больше для распространения евангельской истины в Европе, чем кто-либо другой».

На похоронном богослужении в 1884 году его старый товарищ Юлий Кебнер высказался так: «В духе я вижу тридцать тысяч детей Божиих, собравшихся вместе с нами, соединенных сердцами с ним, нашим дорогим отошедшим». А у могилы пастор Велер сказал: «Уже упомянута цифра тридцать тысяч — тепершнее число уверовавших благодаря его стараниям. Но это число незначительно в сравнении с числом тех, которые в продолжение пятидесяти лет его служения через него и через других были приведены ко Христу. Мы знаем, как стремиться к этой единственной цели, чтобы грешные люди были спасены. Когда мы окажемся в великом множестве искупленных, то прославим Господа за такого отца, которого он даровал нам и Германии».

Годы жизни: 26. 01. 1800 г. — 02. 01. 1884 г.

Обращение — 1820 г. Крещение — 22. 04. 1834 г.

Основание первой баптистской общины в Европе — 23. 04. 1834 г.

Мысли вслух

При обращении наш грех переносится на Христа, а его праведность и святость — на нас.

Во Христе мы имеем все: полное спасение в настоящее время и полное искупление души и тела при воскресении.

Где есть живая вера, там есть и обращение нечестивых.

Следи за тем, чтобы ты не только говорил о Боге, но и ходил перед Богом, как Енох и Ной.

Архив