Вера и Жизнь 5, 1994 г.
- Колесо над колодезем
- Крещение
- Христос превыше всего
- Риза Господня
- Духовная статья
- Выход есть
- Саид Мариб, старый египтянин
- Искусство обращения с тиранами, горлопанами и другими "трудными" людьми
- Иоганн Гергард Онкен, пионер баптизма в Европе
- Освобождение
- На вопросы читателей отвечает
- История одного обращения
- Несколько вопросов к читающим Библию
- Из поэтических тетрадей
- Свидетельство
- О дивный день, о дивный час
Искусство обращения с тиранами, горлопанами и другими "трудными" людьми
Франк Минирт
ЕСТЬ ЛЮДИ, С КОТОРЫМИ ПРОСТО ТРУДНО СЛАДИТЬ. КТО НЕ ЗНАЕТ ЛЮДЕЙ, ЖАЖДУЩИХ ВЛАСТИ, НЕСГОВОРЧИВЫХ, ВСПЫЛЬЧИВЫХ?! ИЛИ ЖЕ ТИРАНОВ, ГОРЛОПАНОВ, ХВАСТУНОВ И ЗАКОРЕНЕЛЫХ ЭГОИСТОВ?!
Возможно, такой человек есть среди ваших соседей, родственников, сотрудников или даже в собственной семье. Каждый из нас знаком с такой «трудной» личностью. Можете считать себя счастливым, если в вашем окружении такой человек единственный. А может быть, вы сами «трудный»? Сознайтесь, что вам от одной мысли о таком «Аттиле, короле гуннов», из круга ваших знакомых становится не по себе. Наберитесь смелости! Вместо того, чтобы с этим человеком обходиться, как с сырым яйцом, научитесь правильному обращению с ним. Хотя думать, что вы существенно сможете изменить его характер, нереально. Вам, возможно, удастся лишь определенным образом повлиять на его поведение, а в лучшем случае, добиться его расположения.
ОБРАЩЕНИЕ С «ТРУДНЫМИ» ЛЮДЬМИ
Во всяком случае стоит попытаться поддерживать мир, учась при этом обращению с «трудными» людьми. От этого в определенном смысле зависит наше благополучие. Успехи в работе и жизни в значительной мере определяются тем, как мы умеем ладить с людьми. И Библия нас призывает к такому мирному сосуществованию: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).
Как же в действительности обращаться с такими наглыми, бессовестными людьми — с этим ненормальным явлением в нашей жизни?
УЯСНИТЕ СЕБЕ, С КЕМ ИМЕЕТЕ ДЕЛО
Определенные характерные признаки у таких людей постоянно отчетливо проявляются как в их словах, так и в действиях. Часто видны в них пассивно-агрессивные, параноидные и истерические качества и непомерная гордыня. Изменить таких людей, как уже сказано, в основном невозможно, однако вам удастся поладить с ними, если вы поймете, почему они являются таковыми.
БУДЬТЕ УСТУПЧИВЫ, НО ПОСТАВЬТЕ СВОЕЙ УСТУПЧИВОСТИ ЧЕТКИЕ ГРАНИЦЫ
Отсутствие четких, устойчивых границ в отношениях между людьми нарушает мир и согласие и действует разрушительно. «Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14).
ИЗБЕГАЙТЕ СПОРОВ
В споре с надменным и властолюбивым упрямцем победить чрезвычайно трудно. И даже если этоудастся, в конечном счете все равно больше потеряешь, потому что тот никогда не простит тебе своего поражения. Бенджамин Франклин сказал: «Путем аргументированных возражений в споре можно иногда достичь победы, но эта победа вскоре окажется пустой и никчемной, потому что расположения своего оппонента достичь невозможно».
Старая поговорка гласит: «Кого убеждают против воли, тот остается при своем мнении». Это не значит, что нельзя говорить того, что думаешь. Просто надо высказать свое мнение, не вступая в дальнейшие пререкания. Для нас важнее мирно решить конфликт, чем доказать свою правоту.
Чтобы достичь приемлемого компромисса, ставьте косвенные вопросы. Конфронтация и прямые приказания только увеличивают сопротивление, обостряя взаимоотношения. К сотруднику можно обратиться так: «Как бы ты решил этот вопрос, Владимир?» Может быть, его решение не будет полностью вас удовлетворять, но для дела, для мира лучше такое решение, чем никакого.
НЕ СЧИТАЙТЕ ДЕЛО СЛИШКОМ ЛИЧНЫМ
Различные обстоятельства могут быть причиной дурного поведения людей. Сюда относятся, например, врожденные черты характера, негативные влияния в раннем детстве, злость на кого-то или чрезвычайные душевные нагрузки. Очень возможно, что поведение вашего оппонента абсолютно не связано лично с вами, и вам не следует винить себя в создавшейся трудной ситуации.
ТЩАТЕЛЬНО ОБДУМЫВАЙТЕ СВОИ СЛОВА
Бенджамин Франклин сказал: «Искусство беседы состоит не только в том, чтобы в подходящее время сказать необходимое, но и в том, чтобы в решающий момент не сказать неподходящего».
Вместо того, чтобы обмениваться обидными словами, категоричными требованиями, лучше дайте понять, что вы нуждаетесь в помощи вашего оппонента. Логичное аргументирование обычно все равно безрезультатно. Если решения «трудных» людей ставить под вопрос, они, как правило, еще больше «ощетиниваются», чтобы во что бы то ни стало отстоять свою позицию. От бранящихся родителей, деспотичных начальников и мужей или сварливых жен, пожалуй, легче добиться компромисса, чем согласия.
ОСОЗНАВАЙТЕ СВОИ СОБСТВЕННЫЙ ОШИБКИ
Проблемы, как правило, решаются не с помощью критики и взаимных обвинений. Важно на разных уровнях взять ответственность на себя. Попробуйте признаться в собственных ошибках, и вы заметите, как оппонент перестанет защищаться. При выражении своих мыслей замените слово «ты» словом «я» и прекратите критиковать и нападать на своего «противника».
СУЩЕСТВЕННОЕ ОБСУДИТЕ СРАЗУ
Чем дольше вы игнорируете проблему, тем вы все больше ожесточаетесь.
УВАЖАЙТЕ САМООЦЕНКУ ОППОНЕНТА
Многие «трудные» люди страдают от глубоких душевных травм и пытаются скрыть это, тираня других. Может быть, они чувствуют себя неоцененными по достоинству и в глубине души ощущают неуверенность. Если они что-то хорошо сделали, скажите им об этом. Выразите им открыто похвалу даже за малейший успех в их поведении и в дальнейшем используйте это для стимулирования. (Но будьте осторожны: неискреннюю похвалу подобные люди заметят тотчас).
Высказывайте свои позитивно-одобрительные замечания очень подробно. Положительное стимулирование обычно намного эффективнее критики. Это относится как к домашним животным и детям, так и ко взрослым. Каждому приятно слышать что-то хорошее о себе.
НЕ ДАВАЙТЕ ЗАГНАТЬ СЕБЯ В УГОЛ
Вы можете во всех отношениях быть нормальным, порядочным человеком, но где-то у вас, наверное, имеется слабое место. На это слабое место «трудные» люди и нацеливаются, пытаясь повернуть дело так, будто вы с чем-то не справились: «Во всем ты виноват... Если бы не ты... Видишь, до чего ты меня довел!..»
Обиды принимать тяжело, но какими бы напрасными они вам ни казались, помните о том, что вы, вероятно, случайная жертва, вынужденная терпеть несправедливость. Оставайтесь спокойным, не попадайтесь на эту уловку вашего оппонента. Но, защищаясь, не выходите из себя.
Бог тоже, когда мы противимся Его воле, ставит нам преграды на пути достижений наших эгоистических целей и с любовью указывает нам на истину, причем Он это делает не резко, а постепенно и бережно. И если мы прислушиваемся и принимаем Его увещевания, то в нас пробуждается желание измениться, стать лучше. Так мы должны поступать и с другими.
НАДО УЧИТЬСЯ РАЗБИРАТЬСЯ В СИТУАЦИЯХ И В ЛЮДЯХ
Когда нас задевают обидные слова, у нас обычно появляется желание отомстить, причиняя тем самым немалый вред делу. Будьте готовы к возможной конфликтной ситуации. Уинстон Черчилль однажды сказал: «Мы должны свои заботы о будущем целенаправленно подвести к предварительному обдумыванию и планированию».
Найдите общую для вас и оппонента основу, опору. Следите, чтобы из-за ваших разногласий не упустить из поля зрения общей цели. Ведь вы оба стремитесь к соглашению, к решению, полезному обоим.
Осознайте силы, слабости, потребности и цели не только свои собственные, но и своего оппонента и научитесь принимать их во внимание. Приспособьтесь к настроению другого, правильно выберите момент для своих шагов.
Проявляйте гибкость. Как бы хорошо вы ни распланировали все, жизнь всегда преподносит сюрпризы. Но кто способен гнуться, не сломается.
Следуйте «золотому правилу»: обращайтесь с другими так, как вы хотели бы, чтобы обращались с вами.
Не затевайте спор по мелочам. Уступайте в менее важных вопросах, но не в основных, более существенных для вас. Если вы заранее знаете, что определенные темы могут вызвать споры, подходите к ним не спеша и осторожно.
Не вступайте в дискуссии, когда вы устали и у вас мало сил для противоборства.
Если вы хотите разрешить конфликт, сначала внимательно выслушайте оппонента. В послании Иакова, 1:19, сказано: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев».
Будьте точны, нацеливая свои высказывания на обсуждаемую тему. Ясно скажите, что вы находите неправильным и какие вы желали бы изменения. При надобности приведите примеры, не копаясь, однако, в «грязном белье» прошлого. Несправедливость, допущенную в прошлом, все равно невозможно устранить, а упреки относительно ее обычно приводят только к новому обострению отношений.
Сосредоточьтесь на том, чего вы желаете достигнуть, проявляя при этом терпение, выдержку и тактичность. Попытка решить много проблем одновременно заранее обречена на неудачу и приводит лишь к разочарованию.
Избегайте любых нападок на характер «трудного» человека. Вместо этого сосредоточьте свое внимание на его подходе к решению вопроса и на обсуждаемой теме. Порочащий другого разжигает ссору.
Убедитесь в реалистичности ваших ожиданий. Помните, ваша цель — не изменение характера оппонента, а сотрудничество с ним в менее напряженной обстановке.
Сохраняйте спокойствие, будьте вежливы, деловиты, приветливы, избегайте сарказма. Выражайте свое мнение, не обижая и не подавляя другого.
Человек, длительное время страдающий от несправедливо нанесенных обид, губит в себе много внутренних сил, и этим может нанести вред здоровью. Я встречал много людей, которым нанесли обиды или с которыми обошлись несправедливо, результатом чего были желудочно-кишечные заболевания, гипертония, головные боли, депрессия.
Следите за бессловесными указаниями. «Глаза человека могут сказать не меньше, чем его язык», — говорил Эмерсон. Пользуйтесь языком жестов как предупредительным прибором, показывающим, как далеко может зайти оппонент в своих рассуждениях.
Честность всегда оправдывается. Если ваш оппонент почувствует фальшь, он отвергнет все ваши доводы, и разговор окажется безрезультатным. Будьте честны и в отношении самого себя. Возможно, что вы сами — часть проблемы. Исходите из того, что причина несовместимости может быть в вас обоих.
ВЕДИТЕ СЕБЯ ПО ОБРАЗЦУ ХРИСТА
Многие люди думают, что Христу, как Сыну Божию, все было легко, так как Он мог творить чудеса, знал и видел все. Поведение Иисуса всегда было безупречным, хотя жизнь Христа на этой Земле была не так уж проста.
Подумаем только о людях, с которыми Он ежедневно общался. Его двенадцать тщательно отобранных учеников были большими индивидуалистами, с различными убеждениями и способностями, порой с противоположными взглядами.
Во время последней вечери Иисус доказал Свою любовь к Иуде, совершенно «трудному» человеку, омыв ему ноги. При этом Господь точно знал, что Иуда Его предаст (Ин. 13:1—5).
Ученики группой следовали за Христом, но, когда Его схватили, они испугались и оставили Его. Он, наверное, чувствовал себя преданным и отвергнутым, однако после Своего воскресения Он снова пришел к ним. Несмотря ни на что, Он их любил. Иисус Христос для нас — пример совершенства, у Которого мы можем научиться, как обращаться с теми, кто считает себя непогрешимым, с коварными и злыми людьми. Он учит нас, что есть много различных возможностей и путей сосуществования. Иногда Он был прям и энергичен, иногда — терпелив и добр. Одних Ему приходилось предостерегать, другим — открыто, публично высказывать Свое негативное мнение, но молился Он за всех. Он не отмахивался от проблем, а сострадательно решал их.
И вы с помощью Христа можете вести себя, как подобает христианину. Перестаньте злиться и огорчаться, жаловаться и спорить, тратить свое время на бесплодные разбирательства. Лучше используйте свою энергию для молитвы. Молитесь о силе и исцелении для вас обоих! Простите «трудному» человеку ради вашего собственного хорошего душевного самочувствия. Помните, что за наши решения мы будем отчитываться перед Богом и что любые действия имеют последствия. В Послании апостола Павла к филиппийцам сказано: «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя»(Флп. 2:3). И ваш неразумный, жестоковыйный оппонент тоже дорог Богу. Он Сына Своего послал на смерть и ради него.
РАДИ ХРИСТА ЛАДИТЬ ДРУГ С ДРУГОМ
Люди наблюдают за нами, чтобы увидеть, как мы, христиане, ладим с другими людьми. Стары, но верны изречения:
«Проповедь лучше увидеть, чем услышать».
«Лучше, если кто-то со мной пойдет, чем путь объяснит».
«Глаз — лучший ученик, нежели ухо».
«Хороший совет часто неясен, а хороший пример всегда понятен и нагляден».
Знаком хорошего душевного состояния является способность ладить со всевозможными людьми. Стремитесь к этому ради вас самих, ради окружающих, но особенно ради Христа. Без труда и постоянного упражнения успеха не будет. Учиться лучше всего действием, и именно этот образ действия способствует решению конфликтов. Но самый большой успех и эффект заключается в ежедневном хождении с Господом.
Под водительством Иисуса мы можем расти и все больше уподобляться Ему. Своей смертью и воскресением Он преследовал лишь одну цель: разрешить конфликт между людьми и Богом, а также между нами, людьми.
Доктор Франк Минирт
(Статья перепечатана с любезного разрешения редакции христианского журнала для женщин «LYDIA» № 3 за 1994 год).
Перевод Л. Герман