Вера и Жизнь 3, 1996 г.
- У кого нам нужно учиться?
- Из поэтических тетрадей
- Сущность и действие Святого Духа
- Молитесь о них
- Дискутировать ли со свидетелями Иеговы?
- Жизнь без Бога
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- "И се, Я с вам, во все дни до скончания века"
- И тогда я простила... маму
- До конца претерпевший
- Изменяющий нас Иисус
- Раздумья
- Я славлю дела рук Твоих
- Наше интервью
- О книге Нормана Андерсона "Иисус Христос: свидетельство истории".
- Молитесь о них
Жизнь без Бога
Николай Гаврилов
Вдали от Бога ты несчастен, Не видишь цели жизни ты, И путь твой тягостный напрасен, Лишен разумной красоты. Вдали от Бога все - мечта, И все - пустая суета.
В первой части книги Руфь мы рассмотрели картину постепенного отдаления семейства Елимелеха и Ноемини от Бога. Мы были свидетелями их ухода из Вифлеема. Итак, последуем за ними и понаблюдаем за их жизнью на полях моавитских.
Вначале обратимся к очень краткому, но безупречно точному библейскому повествованию: «И пришли они на поля моавитские и остались там. И умер Елимелех, муж Ноемини, и осталась она с двумя сыновьями своими. Они взяли себе жен из моавитянок, имя одной Орфа, а имя другой Руфь, и жили там около десяти лет. Но потом и оба сына ее, Махлон и Хилеон, умерли, и осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего» (Руфь 1:2-5).
Первое, на что мы должны обратить внимание, это то, что Елимелех и Ноеминь надолго избрали моавитскую страну своим новым местом жительства, как и написано: «и остались там». Каждый переселенец всегда стремится как можно лучше и основательнее устроиться на новом месте.
В Моаве семейство Елимелеха с самого начала стало пользоваться гораздо большими свободами, чем в Вифлееме. В чем же они выражались? Во-первых, им не было нужды отдавать десятую часть на содержание скинии и священников. Во-вторых, не было необходимости строго соблюдать день субботний. В третьих, не нужно было три раза в году всем мужчинам собираться перед святилищем, что было повелено Моисеем для Израиля. Да и многие положения закона можно было обходить, ведь моавитяне были равнодушны к Богу Израилеву.
Казалось, все складывалось благоприятно для дома Елимелеха, и уже рождались смелые планы по укреплению своего жизненного положения. Правда, порой тревожил голос совести, напоминавший о том, что в жизни семьи практически не осталось места для Бога. Но постепенно этот голос становился все тише и тише. Да и пророки, которые в Израиле не давали покоя, сюда не приходили и не тревожили совесть напоминанием о Боге.
Но вдруг случилась первая трагедия. Непредвиденно, вероятно, скоропостижно, умер глава семейства Елимелех.
Смерть нарушила все планы и намерения. Умер главный архитектор их далеко идущих устремлений. Горе и слезы постучались в их двери. Но главное - проснулась совесть. Она стала неотступно тревожить: не от Бога ли пришло это несчастье?
Так хочется обратить сегодня внимание тех, кто вольно или невольно оставляет Бога. Пусть вас не вводит в заблуждение то, что в начале вашего удаления от Бога нет никаких видимых изменений, даже наоборот - больше стало свободы. Не так ли было и с блудным сыном? Он тяготился своим отцом, его строгой моралью. Он хотел полной свободы, независимости в своих желаниях. И вот, наконец, он предъявил отцу свои претензии, свой ультиматум. Он сказал: «Дай мне следующую мне часть имения». Как больно отцу было это слышать. Сын, его родной сын, порывает с ним. Вероятно, отец пытался усовестить его, урезонить, но сын был непреклонен. И отец разделил свое имение. Евангелие повествует: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк. 15:13).
Вот она - упоительная, ослепляющая, полная свобода! Сын жил так, как хотел, да и отец, к счастью, был очень далеко, не приставал со своими нравоучениями.
Как тут не вспомнить псалмопевца Асафа, которому сначала трудно было понять благополучие живущих без Бога. И он так об этом сказал: «А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых... Над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока; поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле... и говорят: «Как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?» (Пс. 72:2-3, 8-9,11).
В первой части размышлений мы говорили о Каине, который после совершенного преступления пошел от лица Господня. Казалось бы, он должен сразу терпеть бедствия. Ан нет: Библия повествует, что Каин был полон горделивых планов. Смотрите: сначала он решил свой брачный вопрос, потом у него родился сын, далее он построил целый город - и все без Бога. Город же назвал по имени своего сына. К слову, обратим внимание: во все времена все, оставляющие Бога, стараются увековечить свои имена. Так, отступивший от послушания Богу Саул поставил на Кармиле себе памятник. Именно поставил себе. Еще яснее это просматривается в жизни Авессалома. Мы читаем об этом: «Авессалом еще при жизни своей взял и поставил себе памятник в царской долине... И назвал памятник своим именем. И называется он «памятник Авессалома» до сего дня» (2 Цар. 18:18). А разве можно умолчать о времени атеистического господства, когда города, районы, улицы, предприятия и т.д. носили имена часто преступных людей, гордо отрицавших Бога и боровшихся против Него?!
О человеческая гордыня, уйдя от Бога, ты поистине напитана дьявольской доктриной, которая гласит: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов... взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14).
Еще в восемнадцатом столетии русский поэт А. И. Клушин в стихотворении «Человек» дал ему очень точную характеристику.
Гордыни, низости смешенье, Мечтаний, разума, страстей, О смертный! Слабое творенье! Как ты во слепоте своей Гигантом грозным быть желаешь, Когда, как тень, ты исчезаешь, Как миг пред вечностью времен, Когда ты только прах и тлен.
Думаю, неплохо для сравнения привести в пример богобоязненных людей, которые также ставили памятники, но только не себе. Вспомним Иакова, когда он бежал от Исава - брата своего, и в пустыне во сне явился ему Господь. «И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. И нарек имя месту тому: Вефиль (дом Божий)» (Быт. 28:18-19). И далее, Иаков дал обет Богу, что если он возвратится в мире назад, то этот памятник будет для него домом Божиим.
Но возвратимся в дом уже почившего Елимелеха. Прошли траурные дни, наступили житейские будни. На плечи Ноемини легли главные обязанности попечения о семье. Но обратите внимание, она как будто в растерянности. Ее милые, дорогие сыновья, отторгнутые от общества Израилева и служения живому Богу, быстро усваивают язык моавитян, их культуру. Ноеминь все чаще задумывается об их будущем. Ведь они израильтяне, и им нужны жены из своего народа. Но где их взять в Моаве?
И вот в это самое время над домом Ноемини снова сгустились тучи надвигающейся беды. Оба ее сына, Махлон и Хилеон, заявили матери о том, что они нашли себе невест из дочерей Моава. Разве могла Ноеминь забыть о тех древних временах, когда Израиль, шедший из Египта в обетованную землю, остановился вблизи моавитских границ и блудодействовал с дочерями Моава, о том, как воспылал гнев Господень и пало среди народа двадцать четыре тысячи израильтян?!
Можно ли забыть Валака, царя моавитского, который пытался через пророка Валаама навести проклятие на Израиля, за что Господь дал повеление: «Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки...» (Втор. 23:3). И вот теперь ее сыновья, пренебрегая наставлением Божиим, вступают в брак с моавитянками.
Вероятно, Ноеминь пыталась остановить их, советовала пойти в землю Израилеву и взять себе жен-израильтянок. Но какая девица Израиля согласится оставить свой народ, своего Бога и идти в чужую, враждебную землю, к народу, который поклоняется идолам?! Да ведь и сыновья полюбили моавитянок. О Ноеминь, как ни больно сознавать, но это плоды твоих неразумных планов. Не ты ли с мужем увела их из Вифлеема? Не вы ли лишили их общения со своим народом? Не вы ли отвратили их от живого Бога? Теперь они прилепились к Моаву. И Ноеминь больше возражать не могла. Отныне в ее семью вошли моавитянки с их культурой, их поклонением идолам, их традициями и привычками. Жизнь молодых пошла стремительно вперед. Никаких воспоминаний о каком-то далеком прошлом. Они теперь стали больше моавитянами, чем израильтянами.
И только одна Ноеминь все больше сожалела о гибельном переселении, все чаще вздыхала и тихо плакала, всем существом чувствуя приближение новых потрясений. Да и могло ли быть иначе? Можно ли взять горящие уголья за пазуху и не обжечься? Как можно ожидать благословений от Того, Кем пренебрегли и Кого попросту забыли?!
В 1991 году мне пришлось быть участником христианской конференции восточно-европейских стран, которая проходила в словацком городе Карвина. Конференцию приветствовал заместитель премьер-министра Чехословакии. Он сказал незабываемые слова: «Мы некогда забыли Бога, повернулись к Нему спиною, и нас постигли многие беды. Повернемся же к Нему лицом, ибо теперь мы поняли, как плохо жить без Бога, будем же прежде всего искать правды и Царствия Божьего, а остальное Бог приложит нам, будем любить друг друга и прощать, как учит нас тому Евангелие».
Как хочется сегодня возвысить свой голос: «Уразумейте это, забывающие Бога» (Пс. 49:22).
Итак, сыновья Ноемини взяли себе жен-моавитянок и жили на полях моавитских около десяти лет. «Но потом и оба сына ее, Махлон и Хилеон, умерли». Она лишилась всей надежды и опоры в старости. Они умерли один за другим, безжалостно унося с собою в могилу остатки разрушенных планов и чаяний Ноемини. Она помнила, что в Израиле преждевременная смерть зачастую рассматривалась как наказание Божие. Некоторое время спустя это хорошо выразил мудрый Соломон, сказав: «Не предавайся греху и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).
Вот она - причина всех причин падения человека: грех, как дамоклов меч, висит над падшим, отступившим от Бога творением
Часто люди, вступив на путь греха и упиваясь им, как бы успокаиваются, не видя быстрого возмездия. Соломон говорит: «Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло» (Еккл. 8:11).
Вот почему псалмопевец Асаф, когда увидел вокруг благоденствие нечестивых, даже поколебался в своем уповании: «Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои?..» И только войдя во святилище, в присутствие Самого Бога, Асаф ясно уразумел будущее нечестивых и сделал очень верный вывод: «Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти» (Пс. 72:13,18).
Очень яркой иллюстрацией жизни без Бога в Библии является история блудного сына. После расточительной и распутной жизни, после головокружительного взлета в обществе таких же, как он, друзей он неожиданно обнищал. Ко всем его бедам прибавился голод в той стране, и он начал очень нуждаться. Что делать? Куда идти? Где найти спасение от голода? И вот он пристал к одному фермеру. Слово-то какое - «пристал». Это даже не то, что его наняли за плату как работника с определенными правами. Нет, он абсолютно никому не нужен. Бывает так, что по дороге за нами бежит брошенный кем-то котенок. Нам он не нужен, мы даже пытаемся отогнать его от себя. Но котенок, замерзший и голодный, все равно бежит, ожидая от нас сострадания. Так и блудный сын «пристал». И вот хозяин, не зная, что с ним делать, решил послать его пасти свиней, ведь все равно приходится давать ему немного пищи.
Вот она - гнетущая картина падения человека. Сын богатого любящего отца находится в окружении грязных свиней и к тому же почти умирает от голода.
Не в таком ли состоянии сегодня миллионы людей? Они, подобно блудному сыну, свыклись со своим падением и желают лишь одного - напитаться свиными рожками. Вот оно - страшное рабство греха, в сети которого дьявол уловил многие души. Как верно выразил это состояние человека русский поэт Федор Иванович Тютчев:
Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует. Он к свету рвется из ночной тиши, И, свет обретши, ропщет и бунтует. Безверием палим и иссушен, Невыносимое он здесь выносит. И сознает свою погибель он, И жаждет веры, но о ней не просит.
Предвижу некоторые возражения. Кто-то может сказать, если, действительно, жизнь без Христа так неприглядна, то почему и многие верующие во Христа часто переживают болезни, бедствия и несчастья? Это так, но ведь Христос нигде и никогда не обещал Своим последователям создать какие-то особые условия. Напротив, Он открыто предупреждал их: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Более того, в Своей молитве к Отцу об учениках Своих Он так сказал: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15).
Суть вот в чем: мы, как и все, живем в этом мире; мы подвергаемся тем же страданиям и бедствиям; мы переносим тот же холод и голод. Но наше преимущество в том, что мы, уповая на Бога, получили свободу от греха и зла. И мы снова и снова напоминаем: будь то отдельный человек или семья, общество людей или целая страна, отвернувшись от Бога, отвергнув Его, они неумолимо, сначала медленно, а потом все быстрее внутренне разлагаются, внешне распадаются и в конце концов неотвратимо погибают. Об этом необходимо помнить всем, забывающим Бога.
Недавно мне рассказали очень интересную историю. Когда Соединенные Штаты Америки вели войну за свою независимость и, наконец, были признаны Англией как свободная страна, перед собранными представителями из разных районов встала очень важная задача: как наиболее правильно и лучше обустроить свою страну? Понимая всю значимость своих решений для будущего страны и видя свою неопытность, законодатели единодушно обратились с молитвой к Богу. Они провели в ней несколько часов, прося свыше мудрости и водительства в решении очень важных вопросов. Комментарии, думаю, излишни. Америка получила великие благословения. Как тут не вспомнить ее первого президента Джорджа Вашингтона, который сказал: «Невозможно правильно править миром без Бога и Библии».
Прервем на время свои размышления и снова вернемся в Моав, в скорбную хижину Ноемини. В Библии так написано об этом последнем отрезке ее жизни на чужбине: «И осталась та женщина после обоих своих сыновей и после мужа своего» (Руфь, 1:5). Не правда ли, настоящая катастрофа - оказаться в чужой стране одинокой старой женщине?! Никакого просвета - ни в чем, нигде. Никакой будущности: ни здесь, на земле, ибо полностью прервалась потомственная линия; ни в вечности, ибо и мыслить страшно о ней: все, что связано с Богом Израилевым, все духовные ценности - все беспощадно поглотил Моав.
О, сколько мы сегодня встречаем таких людей: духовно обнищалых, морально деградировавших, физически надломленных, у которых «бог века сего», властный и безжалостный тиран, отнял буквально все и привел к полному банкротству. Кто-то справедливо может возразить, что, дескать, не все, ушедшие от Бога, находятся в таком плачевном состоянии. Более того, многие, живя без Бога, неплохо устраивают свою жизнь и вполне довольны. Да, я должен согласиться с этим, и таких даже больше, нежели тех, кто пришел, подобно Ноемини, к тупику в жизни. К этому числу «благоустроенных» я отношу и тех, кто носит имя христиан номинально, по традиции, или по преданию своих отцов, но со Христом ничего общего не имеет. Это люди, буквально парящие на крыльях своих достижений и прогресса. Поклонение Богу они считают устаревшим, узким и неприемлемым. Это люди с новыми, модернистскими идеями. Я думаю, что таковые еще в худшем состоянии пред Богом, нежели те, кто, подобно Ноемини, уже пришел к сознанию своего полного банкротства. Они в своем мнимом культурном и выспренном полете очень похожи на вавилонского царя Валтасара, который был настолько слеп, что даже в ночь своей гибели беззаботно пировал и наслаждался привилегиями своего царского положения.
Разве мы не слышим сегодня от таких «сверхсовременных конструкторов» новых проектов и моделей приобщения к Богу (только не по Библии) прямые упреки в адрес искренне верующих? Они гордо заявляют: «Что пользы в вашем служении Богу? Сегодня нужно иначе смотреть на эти вопросы, не отрываясь от жизни!» Я думаю, это не новое явление в жизни нашей планеты. Более чем за две тысячи лет до них об этом говорил пророк Малахия: «Вы говорите: «Тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззаконие, и хотя искушают Бога, но остаются целы» (Мал. 3:14-15). Не правда ли, очень созвучно с нашим временем?! Дай Бог нам отвечать теми же словами, что говорили праведные люди далекой древности: «Но боящиеся Бога говорят друг другу: «Внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его» (Мал. 3:16).
Мы подходим к концу наших рассуждений. Взглянем еще раз на Ноеминь. Что мы видим? Прежде всего, невыразимое горе. Ноеминь словно хочет сказать словами пророка Исаии: «Путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего» (Ис. 40:27). В глазах Ноемини печаль и безнадежность...
Но всмотритесь пристальней. Не кажется ли вам, что в безутешно печальных глазах появилось что-то новое, какой-то еле заметный огонек, еще не воскресшей, но очень близкой к этому надежды?
Прислушайтесь: губы Ноемини в тихих, простых, сопровождаемых частыми вздохами словах шепчут о невыразимой тоске по своей родине, своему народу и, конечно же, по своему милосердному Богу Израилеву. Неужели еще есть пути и средства, чтобы столь обреченному, огорченному и израненному сердцу вырваться к свету, радости и долгожданному покою?
Да, у Бога, безусловно, такие пути и возможности есть, и Он имеет самые добрые намерения о Ноемини, но об этом - в следующей части.
ЧЕЛОВЕК Предивный ты и непонятный - Порою царь, но чаще раб. Владея мощью необъятной, Ты так силен и так ты слаб! Умом природу покоряешь, Законы Вечного найдя, А сам в пороках утопаешь И беззащитен, как дитя. Душа степей тебе открыта И ход заоблачных светил, Земная глубь тобой изрыта, Ты мир бактерий изучил. Но почему, во все внимая, Себя доныне не познал? Творца вселенной отвергая, Себе ты идеалом стал? Зачем? Зачем ушел от Бога Блуждать в гордыне роковой? Неверья выбрана дорога - Ужель сулит душе покой? Ты дерзко бросил вызов Богу, Вознесся гордою главой. Пойми ж, плененный суетою, Что ты лишь только прах земной. О человек! Венец созданья! На полпути остановись! Пересмотри свои дерзанья И к Богу жизни обратись! Перемени свой жалкий жребий, Пока еще возможность есть. Развей мечты житейских мнений - Ведь благ Творца не перечесть!