+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 1996 г.

Сущность и действие Святого Духа

Леонид Сливов

«Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину». Ин. 16:7, 13.

Что для нас, христиан, означает день Пятидесятницы? Не по традиции ли мы его празднуем? В чем, собственно, смысл этого праздника? Он напоминает нам о послании, об излиянии Святого Духа. День Пятидесятницы мы должны рассматривать в связи с Божиим планом спасения и выяснить для себя, Кто такой Дух Святой, какова Его роль в жизни Церкви Христа и в следовании за Иисусом?

СОБЫТИЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ В СВЯЗИ С ПЛАНОМ СПАСЕНИЯ

Бог хочет спасти падший мир, сломить власть греха и устранить его последствия. Разрушенное Он хочет восстановить заново и сотворить новый мир. В этом смысл и цель Его плана спасения. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их», - читаем мы в книге Бытие, 1:27. Бог вдохнул в человека Свой Дух и дал ему жизнь. Человек - не результат эволюционного развития от низшей ступени к высшей. Он от начала является оригинальным творением, отражающим сущность и свет вечного Бога. Творец и Его первая пара людей были связаны тесным общением. Бог встречался с ними лично. Он разговаривал с ними.

Но потом случилось нечто непостижимое и ужасное. Человек поддался искушающему голосу противника Божьего и лишился своего богоподобия. Он по-прежнему оставался творением Божиим, но уже не был Его чадом. Ему пришлось оставить место общения с Богом - рай. Путь его с тех пор пролегает на чужбине, и жизнь его сопровождают все последствия греха и все беды, от которых человечество и сегодня невыразимо страдает и от которых оно само себя освободить не может.

Но Бог людей не бросает на произвол. Он не хочет, чтобы они погибли в хаосе, в вечном мраке. Он хочет положить конец страшной отдаленности людей от Бога, избавить человечество от гнета греха. Поэтому Он послал вечного Сына Своего. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Об этом говорит нам страстная пятница. С воскресением Своего Сына Бог положил начало нового - второго творения. Об этом нам свидетельствует Пасха. Завершением его будет сотворение нового неба и новой земли. В день Пятидесятницы (ранее израильский день жатвы, 50 дней после Пасхи) было положено начало Церкви Христа. Как новое творение Божие в этом мире она получила Святого Духа. Без Него нет Церкви. Теперь человек, который получил Святого Духа, снова дитя Божие. Апостол Павел писал галатийским христианам, свернувшим на неверный путь: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего:»Авва, Отче!» (Гал. 4:4-6).

ДУХ СВЯТОЙ В ЖИЗНИ ВЕРУЮЩИХ

С основанием Церкви для человека начинается новый путь - путь следования за Христом. Без Святого Духа следование за Христом невозможно. Без Него это было бы просто человеческой благочестивостью. Цель этого пути - полное восстановление потерянного богоподобия. На это указывает апостол Иоанн: «Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2).

Кто такой Святой Дух? Как Он действует в жизни Церкви и отдельного христианина?

Святой Дух - это не безличная сила, властвующая над нами, подавляющая нас Своим величием. Святой Дух - это Личность святого триединства Божия. Он приходит сверху, из мира Божьего, а не снизу, из мира земного, из человеческих идей и религий. Он, Дух, не принуждающий, а действующий в тиши.

Как мы получаем Святого Духа? Апостол Павел спрашивает церковь малоазиатской провинции Галатии: «...через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?» (Гал. 3:2).

Мы получаем Его не через наши дела или с помощью различных приемов и методов, а одной только верой, просто принимая то, что Бог сделал для нас через Иисуса Христа. На это указывает апостол Петр в своей проповеди в день Пятидесятницы. Верить - это значит быть согласным с суждением Божиим и сознавать, что мы по природе своей, из-за нашего разделения с Богом погибли бы навеки. Поэтому мы обращаемся к Иисусу Христу, исповедуем Ему все, что перед Богом не может устоять, каемся перед Ним в нашей вине и заблуждениях, складываем перед Ним нашу гордость и самоуверенность. Мы принимаем от Него дар спасения и благодарим Бога за него. Об этом мы можем сказать в молитве Богу и Иисусу Христу, Сыну Его. Сделать это можно и в присутствии душепопечителя. Тогда Бог совершает в нас то, что Иисус Христос называет рождением свыше. Апостол Павел описывает его так: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Kop. 5:17).

Как особые явления, сопровождающие действие Святого Духа в жизни людей Ветхого Завета, так и знамения, имевшие место при излиянии Святого Духа в день рождения Церкви, в плане спасения уникальны и единственны в своем роде, поэтому не могут быть нормой последующей жизни Церкви.

Каково действие Святого Духа? Иисус Христос называет Его Утешителем, Которого Он обещает послать Своим ученикам после Своего вознесения. В период между вознесением и вторым пришествием Иисуса Христа Святой Дух замещает Его. Посредством Духа Святого Господь пребывает в Церкви и в жизни Своих детей. Через Него Христос, Глава Церкви, поддерживает общение со Своими.

Дух Святой открывает нам истины Библии. Он новых откровений не дает, а открывает наше сердце и разум для Слова Божия и пробуждает в нас любовь к Библии. Над раскрытой Библией мы видим открытое небо. Слово Божие дает нам в нашей жизни присущую Ему силу. Оно становится, как свидетельствует пророк Иеремия, сердечной радостью и утешением. Слово и Дух Божий взаимосвязаны.

Дух Божий открывает людям глаза на их вечную погибель. Сам Иисус Христос говорил: «И Он, придя, обличит мир о грехе и о правде, и о суде» (Ин. 16:8). Затем Божий Дух направляет взоры людей на Иисуса, Спасителя и Господа. Он не Себя ставит в центр, а предоставляет людям познать Иисуса в Его величии, славе и любви, уча их любить Христа.

Апостол Павел говорит, что «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божий» (Рим. 8:16). Мы уже не сомневаемся, мы живем в уверенности, что освобождены от греха и спасены, что мы принадлежим Христу и идем навстречу грядущей славе Божией. Мы знаем, что, умирая, не уходим в никуда, а переселяемся из нижнего этажа дома Церкви Иисуса Христа на верхний.

Дух Божий в нашей жизни дает плод. Библия называет его «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). К такому настрою мыслей и к такому поведению мы сами прийти не можем и воспитать их в себе не в состоянии, это - в Божьей силе.

Он дает нам силу и смелость для свидетельства. Иисус Христос обещал Своим: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете мне свидетелями... до края земли» (Деян. 1:8). Перепуганные казнью Учителя, ученики Христа в день Пятидесятницы стали смелыми свидетелями Евангелия - освобождающей и спасающей вести об Иисусе, и не страшились страданий за своего Господа. И мы сегодня не ограничиваемся устным свидетельством и христианской активностью, а жизнью своей указываем на Того, Который Сам о Себе свидетельствовал: «Я есмь путь и истина, и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Дух нас уполномочивает, и, когда нам приходится держать ответ, Он в нужное время дает и нужное слово.

Дух Божий делает нас способными к страданиям. Евангелический альянс в марте 1995 года призвал к молитве о страдающих церквах и о христианах всего мира, терпящих гонения. Особое внимание уделялось христианским церквам в мусульманских странах. Но и у нас множатся страдания, хотя и в иной форме: христиан презирают и высмеивают, враждебность проявляется к тем, кто живет в верности Слову Божию. Приближается время антихриста. Но Дух Божий помогает нам осуществить на деле слова из Откровения Иоанна, 12:11: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».

Дух Святой - основа церкви

В Святом Духе - единство Церкви Иисуса Христа. Она является единством органическим, а не организационным. Дано это единство уже в день Пятидесятницы. Но во всей полноте оно откроется нам в день сбора и завершения Церкви из всех народов и времен.

Каким чудесным даром Божиим является Святой Дух для принадлежащих к Церкви Христа! Неудивительно поэтому, что противник Бога до мельчайших подробностей подражает Духу Божьему. Апостол Павел писал находившейся в опасности церкви города Коринфа: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою. Но боюсь, чтобы, как змий хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе. Ибо если бы кто, придя, начал проповедовать другого Иисуса, которого мы не проповедовали, или если бы вы получили иного духа, которого не получили, или иное благовестие, которого не принимали, - то вы были бы очень снисходительны к тому» (2 Кор. 11:2-4).

Господь Иисус Христос! Мы благодарим Тебя, Главу Церкви и Господа нашей жизни, и через Тебя вечного Бога и Отца Небесного за послание Святого Духа и за чудо новой жизни. Просвети нас Твоим Духом Святым, пробуди и сохрани в нас через Него любовь к Тебе.

Аминь.

Архив