Вера и Жизнь 2, 1998 г.
- Се, человек
- Вчера и сегодня
- Вера живая и мертвая
- На вопросы читателей отвечает
- Дух антихриста
- Что будет ценно завтра?
- Христианская тюрьма
- Несколько вопросов к читающим и изучающим Библию
- Я знаю: искупитель мой жив
- Поэзия
- Поэзия
- Братья
- Когда писались Евангелия?
- Интервью с Апостолом Павлом
- Враг благодати Божией
- Письма читателей
Когда писались Евангелия?
Мартин Хиршмюллер
Иисус Христос не оставил никаких письменных сообщений или текстов. Это всегда было основанием для критики достоверности и правдоподобности новозаветной вести. Соответствуют ли зафиксированные в Евангелиях слова и дела Иисуса действительно тому, чему Иисус Сам учил и что делал? В какой мере в Евангелиях имеются ошибки, провалы памяти у авторов или недоразумения? Или, быть может, евангелисты сознательно изменили или подделали текст: умолчали о некоторых высказываниях Иисуса, добавили другие; приукрасили или же вообще придумали события? Поэтому, начиная с первого столетия, для христиан было важно, что Евангелия действительно написаны свидетелями, то есть людьми, которые сами пережили события, связанные со служением Иисуса, и, как Его ученики, обязаны были писать только правду. Так, начиная с древнейших исторических сообщений, и вплоть до нашего времени было общепринято, что Матфей, или Левий Алфеев (ср. Мф. 9:9; Мк. 2:14), и Иоанн – ученик, которого любил Иисус (Ин. 13:23; 19:26; 20:2; 21:20–24), были авторами приписываемым им Евангелиям. Марк, по древнейшим историческим сообщениям, был спутником и переводчиком Петра в Риме и записал с его слов авторизированный вариант истории Иисуса. Лука – спутник Павла, по его собственным словам, произвел тщательное исследование среди очевидцев и, используя другие имеющиеся письменные сообщения об Иисусе (возможно, и Евангелия от Матфея и Марка), по примеру взыскательных греческих историков написал исторически достоверную биографию Иисуса (Лк. 1:1–4). Наилучшей возможностью для этого послужили годы, когда апостол Павел был в заключении в Иерусалиме и в Кесарии (Деян. 21–26 гл.; Кол. 3:14; Флм. 24). Лука в это время был с ним (57 – 60 годы по Р. Х.) и мог легко посетить все важные места, связанные со служением Иисуса Христа, и найти живых свидетелей событий, описанных в Евангелиях. При этом предположении можно исходить из того, что все Евангелия были написаны до Иудейской войны 66–73 гг. по Р. Х. и именно в следующей последовательности: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Последнее Евангелие, возможно, было написано в более позднее время, так как его автор дожил до глубокой старости – до конца первого столетия.
Это столетиями установившееся положение, начиная с XVII века, все более «подмывалось» так называемым критическим богословием, а еврейское научное богословие вновь и вновь преподносило новые версии о возникновении Евангелий, которые затем отбрасывались.
В последнее десятилетие в богословской науке утвердилось принятое повсюду мнение, согласно которому якобы первым возникло Евангелие от Марка, и притом немногим позже 70 г. по Р. Х. А Матфей и Лука около 90 года по Р. Х. переписали значительную часть Евангелия от Марка и сверх того вставили дополнительные сообщения об Иисусе. Евангелие от Иоанна в конце концов по «всем правилам» было отнесено к началу второго столетия. Никто из авторов якобы не был свидетелем тех событий, о которых писал, а евангелисты лишь собрали и переработали более древние письменные предания, при этом сами видоизменяли слова Иисуса или даже придумывали новые. И поэтому существенная задача новозаветного богословия с тех пор виделась лишь в том, чтобы установить, какие слова или дела Иисуса исторически верны, а какие являются добавлением, легендой.
В последние годы в этом мнении так называемого научного богословия, которое не признавалось некоторыми верными исследователями Библии и весьма консервативными богословами, появились значительные трещины. В 1972 году испанский исследователь папирусов Хозе О’Каллаган опознал в маленьком лоскутке папируса с текстом из кумранской пещеры № 7, обозначенный 7Q5, отрывок из Евангелия от Марка. Это открытие не принималось богословами до тех пор, пока в 1984 году евангельский богослов Карстен Петер Тиде не выступил с новой силой в его защиту. С тех пор идут ожесточенные споры вокруг идентификации этого лоскутка, ибо если действительно подтвердится это открытие, то пошатнется в целом точка зрения критического богословия о возникновении Евангелий.
Иудейское поселение в Кумране, на берегу Мертвого моря, было заселено около 160 года до Р. Х. иудейской общиной, которая четко и полностью отделилась от других иудейских сект того времени, таких, как, например, фарисеи и саддукеи. Эта группа ессеев селилась в Кумране с перерывами до разрушения поселения римлянами в 68 году по Р. Х. Вероятно, они спрятали свои Священные Писания в окрестных пещерах, чтобы спасти их от уничтожения. Эти пещеры были найдены в пятидесятых годах нашего столетия. В них были обнаружены не только многочисленные рукописи этой иудейской общины, но и рукописи ветхозаветных текстов. Помимо полностью сохранившихся свитков, как, например, большого свитка Книги пророка Исаии, было найдено множество маленьких лоскутков и обрывков текста – так называемых фрагментов.
С момента этой сенсационной находки многие ученые пытаются расшифровать эти фрагменты и, по возможности, вставить в известные большие тексты. Фрагмент с обозначением 7Q5 имеет размеры 3,3 см х 2,3 см и содержит 20 букв, из которых только 10 можно прочесть ясно. Одна обратившая на себя внимание комбинация букв: «генн» подтолкнула О’Каллагана на идею, что речь могла идти о названии Геннисаретского озера. При дальнейшей перепроверке и другие идентифицированные буквы стали подходить к тексту. Некоторые буквы можно было выправить настолько, что они тоже подошли по смыслу. С другой стороны, в установлении тождества имеются определенные трудности. Чтобы говорить о соответствии, необходимо внутри маленького текста принять два вида написания букв, в то время немного необычных. Кроме того, средняя длина строк фрагмента подходит лишь в том случае, если принять маленькое сокращение текста, которое в других сохранившихся рукописях в этом месте не встречается. В общем, идентификацию можно принять лишь с определенной вероятностью, как и многие другие исторические предположения.
Но очень мало богословов готовы принять этот тезис. Не потому, что они серьезно сомневаются по поводу расшифровки отдельных букв, а потому, что это отождествление с отрывком из 6-й главы Евангелия от Марка изменит всю их теорию о возникновении этого Евангелия. Если отрывок из Евангелия от Марка действительно был найден в кумранской пещере, то его должны были там положить до 68 года по Р. Х. Это означает, что само Евангелие от Марка должно было появиться раньше, во всяком случае до Иудейской войны, так как ранние исторические свидетельства утверждают, что Марк написал свое Евангелие в Риме. Тем самым вполне подтверждается датировка его возникновения – около 50 года по Р. Х., то есть время, когда многие свидетели тех событий были еще живы, и фальсификация преданий была бы во всяком случае замечена и отвергнута.
Дополнительное открытие Тиде вызвало в 1995 году новые острые дискуссии по поводу этого основного вопроса. Тиде было поручено повторно опубликовать Оксфордские папирусы. В античные времена тексты писали на папирусе, который служил письменным материалом до распространения пергамента. Некоторые папирусы, собранные в Оксфордском университете, содержали библейские тексты. Один из них, обозначенный «Р-64», состоит из трех исписанных с обеих сторон листков в форме книги (следовательно, уже не свиток Писания) и содержит текст из 26-й главы Евангелия от Матфея. Их нашел англичанин Чарлз Хюлетт в египетском городе Луксор, и в 1901 году они попали в Оксфорд, в колледж Св. Магдалины. Там они были впервые опубликованы в 1953 году и датированы вторым столетием по Р. Х. Основанием для этой даты служил, с одной стороны, тот факт, что тексты были написаны в форме книги. Раньше считали, что христиане продолжали применять свитки для своих писаний, чтобы подчеркнуть их святость, уподобив их иудейским. Второй причиной для принятия этой даты служили сокращения для святых имен, таких, как Господь, Христос, и других. В середине нашего столетия богословы отнесли эту систему сокращений не к I веку, а к более позднему времени. Оба эти обстоятельства расцениваются ныне по-иному, так как считается, что христиане уже с середины первого века применяли и форму книги для своих писаний, и сокращения святых имен. Имея в виду эти обстоятельства, фрагмент уже нельзя автоматически отнести ко второму столетию.
Далее Тиде сравнил шрифт и стиль письма с греческими фрагментами из Кумрана и Масады, которые были написаны во всяком случае до разрушения Кумрана в 68 году по Р. Х. и крепости Масада в 73 году по Р. Х. Среди многих фрагментов, отличавшихся по стилю, он нашел и такие, стиль которых был очень похож. Последнюю, решающую, роль в установлении точной даты фрагмента «Р-64» сыграл папирус из Египта – письмо одного земледельца, которое относят к 65–66 годам. На основе соответствия стиля и шрифта Тиде настаивает на принятии датировки написания фрагмента из Евангелия от Матфея до 70 года по Р. Х. Таким образом, само Евангелие должно было возникнуть значительно раньше – где-то около 50 года по Р. Х. Последствия этой новой датировки идут очень далеко. Этим самым обосновывается предположение, что автор был очевидцем событий и учеником Иисуса; укрепляется и наше доверие к достоверности изложения.
Если рассматривать оба фрагмента «7Q5» и «Р-64» совместно, то вероятность того, что Евангелия были написаны вскоре после смерти Иисуса, когда многие свидетели были еще живы и заметили и отвергли бы возможные ошибки или подделки, весьма велика. Ранняя церковь выбрала из большого числа Евангелий именно четыре новозаветных Евангелия, чтобы рекомендовать их как Священные Писания для применения при богослужении в церквах, потому что всеми признавалось их соответствие многим подлинным свидетельствам современников Иисуса. Остается лишь пожелать, чтобы так называемое научное богословие не закрыло из идеологических соображений глаза на эти открытия.