+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2003 г.

Пульс воскресающей жизни

Владимир Мамонов

Красота - дело вкусов, для меня она вся - в правде. И. Е. Репин

Христианские сюжеты, к которым Репин всегда относился с исключительным вниманием и серьезностью, занимали видное место в его художественных исканиях.

Не об этом ли говорит известная картина совсем еще молодого Репина «Воскрешение дочери Иаира», посвященная главной теме христианской веры – теме воскресения и занимающая почетное место в экспозиции Русского музея г. Санкт-Петербурга?

Репин ставит и решает здесь труднейшую для всякого художника задачу передать средствами реалистической живописи самый момент совершения чуда, когда девушка-подросток со все еще неживым и холодным телом под влиянием доброго взгляда реального неканонического Христа, исполненного несокрушимой силы, любви и тепла, делает первый медлительный вдох и, кажется, вот-вот откроет глаза, как бы очнувшись от тяжелого сна, в то время как на ее правой руке уже начинает прощупываться пульс. Об этом ясно говорит выражение лица старика-отца с полуоткрытым ртом и слегка округлившимися от удивления глазами.

Со всей определенностью можно сказать, что во всем русском изобразительном искусстве нет другого отображения этой сцены, данного с такой потрясающей внутренней правдой и реализмом.

Это, несомненно, одно из самых сердечных и вдохновенных произведений молодого Репина, служащее своеобразным исповеданием его искренней христианской веры.

Приглядитесь внимательнее – вся эта сцена при всем ее психологическом драматизме как будто погружена в благоговейнейшую тишину, чему всецело способствует сложная светотеневая гармония полотна, решенного в рембрандтовских традициях напряженного противостояния света и мрака. Основной источник света расположен так, что в первую очередь освещает лицо и фигуру Христа, во всем облике Которого заключена всепобеждающая жизненная сила, тогда как тонкая градация перехода от холодного к теплому и от темного к светлому как нельзя лучше выражает саму идею воскресения.

Показательно то необычайно трепетное чувство, которое испытывал к этой картине сам художник, никогда больше не прикасавшийся к ней своей кистью из боязни ее испортить.

Несмотря на несомненный успех картины, за которую Репину была присуждена Большая золотая медаль, дававшая право на пенсионерскую поездку за границу, она, по нашему мнению, до сих пор не была оценена по достоинству.

Долгие годы после этого картина пребывала как бы в тени признанных шедевров репинского искусства, таких, как «Бурлаки», «Запорожцы» или «Крестный ход в Курской губернии». В советское время к этому добавилась общая тенденция к замалчиванию и даже намеренному искажению в понимании сюжетов русского христианского искусства. При этом нередко ссылались то на якобы вынужденный характер темы, то на молодость самого художника, будто бы обрекавшую данное произведение на художественную незрелость и несамостоятельность.

Пристальное внимание к работам своих великих предшественников сочеталось у молодого Репина с ранней самостоятельностью в выборе собственного творческого пути. Это бросается в глаза при сравнении образов Христа в картинах Репина и Иванова. В отличие от самодостаточного ивановского Христа, изображенного на фоне далеких голубоватых гор, Христос у Репина не замкнут, не погружен в Себя и не отделен от мира, но, напротив, открыт и по-настоящему доступен каждому отдельному человеку. Это именно Тот живой, любящий и сострадающий Христос четырех Евангелий, Который ел и пил с грешниками, входил в их дома, исцелял, воскрешал, творил чудеса и прощал...

Не будет преувеличением сказать, что это один из самых реальных простых, человечных и в то же время духовно прекрасных образов Иисуса Христа во всем русском, а быть может, и мировом искусстве. В этом и состоит подлинное торжество любви и христианской веры в картине И. Е. Репина «Воскрешение дочери Иаира».

Архив