+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2003 г.

Страдающим

Алексей Пирогов

Какие ассоциации у большинства из нас вызывает слово «одиночество»? Мне нетрудно их предугадать – скорбь, тоску, скуку, невостребованность, беспомощность, оставленность… Можно продолжить это перечисление.

Так что же такое одиночество? Наказание от Бога или, напротив, благословение? Проклятие или дар свыше? Бороться с одиночеством или кротко смириться и нести его бремя? И, пожалуй, самое главное: если Бог любит человека, то для чего Он некоторых оставляет в одиночестве? Такие вопросы возникают не только у одиноких, но также и у их окружения.

История человечества – история преодоления одиночества. Бог создал человека для общения. В начале творения Он дал ему общение с Самим Собой и с другими людьми. Грех разрушает это общение, вызывая в сердце человека страх одиночества и болезненное переживание отчужденности. Боль заставляет искать врача. Поэтому любой человек всеми силами мучительно пытается преодолеть барьер одиночества. Выходом становится покаяние, которое является одновременно и обретением мира с Богом, и открытием пути к общению с другими людьми.

Итак, гармония восстановлена!

Откуда же столько христиан, страдающих от одиночества?

По моим наблюдениям, это происходит по нескольким причинам.

Одиноким внушается мысль, что их положение ущербное и ненормальное. Это идет из окружающего нас общества. В нем человеку прививаются определенные стереотипы поведения. Под их влиянием у нас создается впечатление, что человек становится полноценным только тогда, когда воспроизводит себе подобных. В общество холостяки и одинокие «не вписываются». Они чувствуют себя ущемленными, покинутыми, забытыми. Бытуют такие «штампы»: «Если ты одинок, то это ненормальное состояние. Ищи себе пару любой ценой!»

В современном мире нет никакой жалости к одиноким! Не учитывается, что человек может быть свыше призван к одиночеству. В круговороте мнений он быстро теряет правильную моральную ориентацию. Что из этого получается? Одинокий попадает в пучину безнравственности – легких связей без любви и без настоящего единения. Брак видится ему как избавление от ненормальности. Никто не желает чувствовать себя ущербнее других! Иногда, убегая от одиночества, человек вступает в противоестественные сексуальные связи. Избавление от одиночества достигается любой ценой!

Но брак и половые связи нельзя рассматривать как решение проблемы одиночества! Можно быть одиноким даже рядом с любимым человеком.

Неудивительно, что и церкви наполнены страдающими от одиночества людьми. Церковь давно стала частью общества. Церковные программы составлены в основном для тех, кто уже имеет семью и детей. Одинокие нередко остаются обделенными. Обратите внимание, как часто с церковных кафедр утверждается: «Если ты одинок, значит, должен создать семью». Проповедники объясняют: «Нехорошо быть человеку одному!»

Попробуем теперь поставить себя на место одинокого. Если ты в течение многих лет пытался создать семью и не получил в этом ответа от Бога... Если ты ежедневно слышишь в свой адрес насмешки и вопросы, нетрудно догадаться, что тогда происходит в сердце.

Другая причина скорби одиноких – отсутствие практического служения. Я много раз наблюдал, как в доме престарелых пожилые люди сидят и часами уныло смотрят в окна. Одинокие старики умирают от тоски. Им некому больше быть нужными.

Интересно, что апостол Павел говорит о пользе одиночества только в совокупности со служением. Без служения одиночество тягостно, выглядит как кара небесная. Поэтому церковь должна предлагать одинокому не пару, а служение. Ведь именно отдача Господу, а не поиск возлюбленного друга делает человека благословенным и удовлетворенным.

В свою очередь, одинокому стоит отказаться от мысли, что его положение – второстепенное по сравнению с женатым.

В Библии оно так не рассматривается. Апостол Павел не имел жены. Он хорошо знал преимущества одинокого положения и даже приветствовал безбрачие (1Кор.7:7): «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога: один – так, другой – иначе».

Я здесь обращаю внимание на слово «дарование»... У каждого оно свое. У кого-то брак, а у кого-то безбрачие. Одиночество – не проклятие, а дар от Бога.

Мысли об оставленности и никчемности могут внезапно посетить всякого человека. Это еще не повод впасть в отчаяние. Мы никогда не испытаем одиночества, подобного тому, которое познал Иисус Христос на кресте. Через Него мы всегда имеем доступ к Богу. Церковь открыта для всех! А хорошо там одиноким или нет, зависит от нас – семейных и благополучных. Не мы ли должны помочь им почувствовать тепло и заботу?! Как? Хотя бы однажды пригласить к нашему тихому домашнему очагу тех, кто истомился в поисках любви и общения. Если Сам Бог вводит в Свой дом одиноких (Пс. 67:7), то неужели мы равнодушно отвернемся от безбрачных, больных и старых? В чем тогда заключается наше христианство?

Не стало ли оно слишком «уютным»?

Нам всем нужно согласиться, что одинокий – не «второсортный» человек в церковной общине. У него есть возможность служить Богу намного более эффективно, чем женатому и замужней. Да и нас, семейных, Господь может благословить через служение одиноким.

Поэтому, друзья мои, в браке вы или нет, благодарите за это Бога!

Церковь и небо открыты как для семейных, так и для одиноких!

Благословен Тот, Кто дает одиночество!

Алексей Пирогов – пастор церкви ЕХБ, Санкт-Петербург

А МНЕ КАЖЕТСЯ...

Галина Петровна, по профессии инженер-строитель, сейчас на пенсии. Прихожанка Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии прихода церкви Святой Марии.

Одиночество – это когда тебе очень плохо и ты не знаешь, к кому можно обратиться. Для меня пик одиночества был в 90-м году, когда у меня умерла мама, я развелась с мужем, очень долго болела. И вдруг почувствовала, что я одна-одинешенька на всем свете. Но когда я переживала самое страшное, жуткое отчаяние, Бог вошел в мое сердце. И сейчас я, несмотря на то, что живу одна, не одинока. Для меня этого понятия вообще не существует. Одинокий – это когда у тебя внутри пусто. А как ты можешь быть одинок, если у тебя внутри живет Дух Божий? Как ты можешь быть одинок, если рядом с тобой родные, близкие? У меня здесь вон сколько братьев и сестер, у меня здесь целая семья. Просто-напросто надо пустить Бога в свое сердце.

Наташа, студентка

Одиночество – это полное непонимание со стороны окружающих. То есть ты чувствуешь себя одинокой не оттого, что у тебя нет друзей или близкого человека, а оттого, что нет близких тебе по духу людей. Оттого, что ты просто одинок в этом мире. Но иногда одиночество необходимо. Потому что когда постоянно общаешься с людьми, очень сильно устаешь. Я думаю, что периоды одиночества – это то время, когда человек должен переоценить свои жизненные ценности...

Олег, 20 лет, студент. На вопрос о своем отношении к религии отвечает: «Что-то такое, конечно, есть». Более отчетливого представления на эту тему у него пока не сформировалось.

Если человек одинок, он не социален – мне так кажется. Потому что человек, который живет в обществе, не может быть одинок. Конечно, есть такие люди. Отшельники их, по-моему, называют. Но я к ним не отношусь. Мне кажется, здесь все зависит от воспитания. Как тебя с детства приучили. Для чего ребенка отправляют в детский сад? Для того чтобы он общался со сверстниками, ведь так? А если он будет все время сидеть с бабушкой или с мамой... Ну, я вот лично, я бы не смог. Мне нужно все время с кем-то общаться, кого-то заводить. То есть я к таким людям не отношусь и никогда не буду относиться.

Геннадий, 37 лет, занимается небольшим бизнесом. Член церкви «Преображение».

Я думаю, что человек не должен быть одиноким на протяжении всей жизни. Может быть, кого-то Господь приводит к Себе через одиночество, тогда это оправдано. Допустим, что в тот момент, когда Господь привел меня к покаянию, я был одинок. До этого у меня была семья, и мне казалось, что жизнь наполнена. Но на тот момент, когда я пришел к покаянию, я потерял все: я находился в тюрьме, не получал известий из дому… И когда я покаялся, пустота, которая была вот здесь, наполнилась. И отсутствие человеческого участия для меня перестало быть таким уж важным. Хотя потом Бог возвратил мне все это. Через много лет ко мне вернулась жена, мы опять вместе, у нас ребенок… Наверное, одиночество было необходимо, чтобы прийти к Нему.

Архив