+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 2, 2005 г.

Откуда появился грех?

Павел Митичев

Недавно я разговаривала с одним человеком. Он не является христианином, но существование Бога не отрицает. Он сказал,что давно ищет ответа на вопрос: откуда появился грех? Вернее, почему Бог создал грех? Ведь Бог сотворил всех ангелов, также и падшего ангела, сатану. Почему Бог сотворил его таким? Откуда появился грех как таковой? Как бы Вы ответили на этот вопрос?

Надя

Это один из самых трудных вопросов, которые могут быть заданы христианину. С одной стороны, мы говорим о том, что Бог благ и всемогущ, но существование греха и зла ставит эти утверждения под сомнение. Известный теолог Дэвид Юм кратко сформулировал эту проблему следующим образом: «Желает ли Он предотвратить зло, хотя и не может? Тогда Он бессилен. Может ли Он, хотя и не желает? Тогда Он зол. Или же Он и может, и желает – тогда откуда зло?»

Правильный ответ заключается в том, что Бог не только хочет, но и может предотвратить зло на земле. И Он обязательно это сделает, но только не сейчас, а позже, когда исполнится все, что Бог ожидает от Своего творения.

Бог не является автором греха и зла, потому что «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин.1:5). Он сотворил этот мир совершенным, чтобы в нем царствовали добро и любовь. Но так как добро и любовь не могут быть совершенными, если они будут вынужденными, то Бог, сотворив как ангелов, так и человека, дал им возможность иметь свободный выбор. Таким образом, потенциальная возможность греха и зла существовала как для ангелов, так и для человека, но не являлась отличительной чертой их сущности. А после падения ангелов и грехопадения человека грех вселился в них, и зло стало присуще их естеству.

Ангелы, как и все созданное Богом, были сотворены совершенными. В первой главе книги Бытие, в описании о сотворении мира, семь раз сказано, что то, что Бог сотворил, было хорошо: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Несомненно, что это описание включает в себя и сотворение ангелов. По своему происхождению они были совершенны: «Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:15).

Августин считает, что зло есть недостаток добра, что зло не есть что-то, существующее само по себе. Бог допустил падение ангелов, когда помазанный херувим возгордился, захотел уподобиться Богу и увлек за собой треть ангелов, вместо того чтобы оставаться верным своему Творцу в том положении, куда его поставил Господь. Вряд ли здесь, на земле, мы сможем до конца постичь эту тайну, чтобы ответить на вопрос, почему это так получилось. Вряд ли мы сможем понять, почему Бог поступил именно так, как Он и поступил, то есть допустил саму возможность творению восстать против своего Творца, приведшую позже к грехопадению человека.

Но и в таких условиях Бог, как Вседержитель, контролирует все силы зла. Из Книги Иов мы видим, что сатана не может сделать больше зла, чем Бог ему позволит. Поэтому Бог допускает в нашей жизни проблемы и страдания. Бог дает нам, людям, определенную свободу действий, возможность совершать свой выбор в тех или иных ситуациях, но за этим стоит и наша ответственность за принятые решения. Часто проблемы, возникающие в нашей жизни, являются следствием наших неправильных поступков и действий. Но не всегда это так. Иногда мы просто не понимаем, почему происходит то или другое. Мы спрашиваем, например: где был Бог, когда гибли невинные дети, почему тогда торжествовало зло? Ответ очень простой: Бог – рядом с теми, кто страдает. Только Он, как никто другой, может понять и утешить, потому что Его Сын, Иисус Христос, был распят на кресте и умирал мучительной смертью.

Думаю, что Иов также не понимал, почему Бог допустил такие страдания в его жизни, но тем не менее остался верным Ему.

Асаф в 72-м Псалме задает вопросы: «Почему?», а потом находит ответ: «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (72:16–17). Наверное, в вечности мы получим ответы на все наши «почему», когда увидим всю картину происходящего на земле, от начала и до конца.

Иисус Христос мог бы остановить зло, которое было направлено лично против Него. Он сказал Петру: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф. 26:53). Но Он не сделал этого, Он сказал: «Как же сбудутся Писания, что так должно быть?»

Бог может удивительным образом обращать зло в добро. Страдания Иова компенсировались обильнейшими благословениями в его дальнейшей жизни, а голгофские страдания Сына Божьего Иисуса Христа являются источником благословений примирения с Богом, вечной жизни и спасения для миллионов уверовавших в Него людей.

Сын Божий, Иисус Христос, на голгофском кресте одержал величайшую победу над силами ада и смерти, и теперь Он может верных Своих детей «избавить ... от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Павел Митичев, Киев

Архив