Вера и Жизнь 5, 2005 г.
- Напряженное ожидание
- Для кого мы живем?
- Ответ Авраама
- Убить или быть убитым
- Ходить верою
- Ответ на одну молитву
- Встреча
- Что делают странники и пришельцы на Земле?
- О лучших публикациях прошлого года
- Дар Божий
- Из поэтических тетрадей
- Свидетельства
- О призвании и покрытии головы
- Письма читателей
- Говорят дети
Что делают странники и пришельцы на Земле?
Надежда Орлова
Случалось ли вам надолго покидать свой дом? Помните то радостное и немного тревожное чувство, что сопутствует отъезду? А переезжали ли вы хотя бы раз на новое место жительства? Думаю, что многим, читающим эти строки, знакомо щемящее чувство тоски по оставленному краю. И чем дальше уходит в прошлое то время, что связано с прежними переживаниями, тем прекраснее оно кажется. Человеческая память очень необъективна: она стирает негативные моменты и ярко высвечивает положительные, тем более когда все это приправлено неизбывным чувством ностальгии.
Какие же мощные миграционные потоки захлестнули за последние десять лет пространство бывшего СССР! Как много семей, преодолев многокилометровые расстояния, с огромными трудностями обустраиваются на «исторической родине», со слезами добиваясь гражданства, прописки, пенсии, работы. Новые города, новый, как модно сейчас говорить, менталитет, новые церкви: «А у нас было не так!» В ответ: «А у нас всегда было только так!» Обида, непонимание и… воспоминания, фотографии. И хотя каждый из переезжающих заранее выбирает город и регион, где он собирается жить, и ему в письмах рассказывают обо всем те, кто уехал раньше, хотя многие отцы семейства приезжают «на разведку», прежде чем перевезти свою семью, все равно люди ощущают нестабильность, неподготовленность к новым условиям. Необходимо время, чтобы привыкнуть, разобраться в обстановке, наладить быт, получить социальные гарантии. И даже когда проходит много лет, все равно приезжие остаются приезжими, чужаками: «чимкентцами», «карагандинцами», «душанбинцами». Наверное, только их внуки станут «калининградцами», «тамбовчанами», «омичами». Что ж, национализм – наследие Вавилонской башни – всегда с нами. Все мы – странники и пришельцы...
В Библии описывается история о переезде одной семьи (Быт. 12:1–9). Прочтем ее и убедимся, насколько более непредсказуемым и неопределенным был этот переезд в сравнении с нынешними. Если современный лейтмотив звучит вопросом: «КАК мы там будем жить?», то семья Авраама задавала вопрос: «КУДА мы идем?»
«И сказал Господь Авраму: „Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе“» (Быт. 12:1). Земля, родство и дом отца – это три фактора, которые формируют личность. Земля – это родина, нация, традиции, обычаи, культура. Родство – это наши самые близкие люди, «родная кровь», плоть от плоти, те, кто нас понимает и знает лучше других. Конечно, родственники бывают и плохие, и злые, но в большинстве случаев – это те, кто нам ближе всех. Мы часто осуждаем своих родных за глаза и жалуемся другим; высмеиваем и порой можем злословить, обижать и обижаться сами на наших теток, дядек, племянников, тещ, свекровей, зятьев и невесток. Однако в праздники мы идем именно к ним, а если случится беда, то уходят ссоры между родными, хотя тут же вспыхивают вновь, как только жизнь входит в привычную колею. Без родных человек чувствует себя сиротой. «Как перст!» – горестно восклицает он, даже если наделен земными благами. Дом отца – отчий дом – родной очаг, надежная пристань, где тебя всегда ждут. Даже если ты никому не нужен больше, всегда можешь быть уверен, что здесь в тебе нуждаются – в твоей любви и ласке, так же, как и ты. В доме отца проходит наше детство – самая беззаботная и счастливая пора. Когда мы вспоминаем ее, то она всегда ассоциируется с отчим домом. Как можно отказаться от всего этого, забыть?
Итак: отчизна, родные и дом отца – что может быть дороже для человека?! И вдруг, как удар: «Пойди от всего этого!»
– Куда, Господи?
– Куда Я укажу.
Забудь, что ты гражданин богатого цивилизованного государства, самого развитого для того времени. Забудь о своих родственных узах, забудь родных. Оставь дом отца – тот, что достался тебе по наследству, где, как надеялись твои предки и как требовал закон, должен был развиваться и благоденствовать твой род, прямой потомок которого – ты. С чем я останусь? Во все времена к таким людям относились с презрением и недоверием: «Иван, не помнящий родства», «перекати-поле». «Что я буду иметь за такие жертвы? Да и нужны ли они вообще?» В ответ: «Иди в землю, которую Я укажу тебе». Даже названия у земли нет.
Только представьте себе, Бог обращается к вам: «Возьми вещи, погрузи в машину, усади семью. Двери дома можешь не запирать – для тебя это не имеет смысла, ты сюда уже не вернешься. Поезжай, куда укажу». Кто-нибудь из нас смог бы так повиноваться Богу? Вы скажете: «Так поступают миссионеры». Нет, не так. Миссионер знает, куда идет, готовится к своему труду и всегда может вернуться назад. А здесь – полная неизвестность в будущем и нет возврата к прошлому. В те времена нашелся лишь один человек, способный на такое, – Авраам.
И Бог дает Свое обещание: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Быт. 12:2). Все это достаточно абстрактно. Можно задать вопрос: «Разве я увижу этот великий народ?» Вряд ли. А стоит ли терять свое благополучие ради каких-то будущих поколений? А не лучше ли прожить по принципу, по которому живет весь мир: «Своя рубашка ближе к телу»? К обещанию Бог еще прибавляет гарантию Своей защиты: «Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт. 12:3).
Путешествие началось. Оно, по подсчетам современных исследователей, составляло 2400 км! И было не только длинным, но и опасным. На дорогах подстерегали путников многочисленные неприятности: песчаные бури пустыни, шайки разбойников, дикие звери. Уповать можно было действительно лишь на Бога и Его помощь и защиту. Несколько лет назад по телевидению передали сообщение о гибели семьи миссионера, направлявшейся к месту благовестия. Их самолет по ошибке был сбит повстанцами. Если в наше время путешествия опасны, то каково было горстке людей, затерянной среди огромных неосвоенных просторов!
Земля, в которую пришел Авраам, была населена идолопоклонниками. Написано, что Авраам дошел «до места Сихем, до дубравы Море». Слово «море» переводится как «указывать». Предполагают, что речь идет о дубе, который жители Ханаана считали оракулом. Правда, и сам Авраам вышел из такой же нечестивой местности. Культы шумеро-вавилонских божеств, которым поклонялись жители Ура, оказали огромное влияние на Израиль. Достаточно упомянуть таких известных идолов, как Ваал и Астарта. Они – «земляки» Авраама. Но Ханаан впоследствии должен был очиститься от мерзости идолопоклонства великим народом, произошедшем из чресл Авраама. Именно возле дубравы Море явился Господь Аврааму, именно там Авраам поставил жертвенник Богу – первый в Ханаане. Это было первым делом странника и пришельца Авраама.
«И явился Господь Авраму и сказал ему: „Потомству твоему отдам Я землю эту“. И создал там Аврам жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12:7). В дальнейшем Авраам, продолжая идти дорогой, указанной Богом, также призывал Его имя. За первым жертвенником были возведены другие, и не только Авраамом, но и потомками его. Израиль стал великим народом – это физическое потомство Авраама. Церковь из язычников – великая Церковь – это духовное потомство Авраама. Авраам исполнил Божье условие – пошел из земли своей, от родства своего и из дома отца своего, оставив все. Бог дал ему во много раз больше, исполнив все Свои обещания.
Теперь вспомним подобные же обращения Бога к людям, прозвучавшие много веков спустя: «И говорит им: „Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей“» (Мф. 4:19); «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфей, и говорит ему: „Следуй за Мной“. И он встал и последовал за Ним» (Мф. 9:9); «Иисус сказал ему: „Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим – и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною“. Услышав слово это, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф. 19:21–22).
Кто-то откликнулся на этот призыв, кто-то с печалью отвернулся, не смог оставить «землю, родство и дом отца». А что приобрели те, кто все оставил? Кем были Петр, Иоанн, Иаков? Рыбаками. Другие ученики Христа, оставившие все, тоже не блистали учеными званиями, богатством, должностями. Но их имена знает весь мир. Какого философа или мыслителя, имеющего огромное количество дипломов, выданных самыми престижными университетами мира, можно поставить рядом с ними, с этими малограмотными рыбаками?! И эта их земная слава – ничто перед их славой небесной.
Как Авраам был родоначальником избранного еврейского народа, так и Петр и другие апостолы были родоначальниками Церкви – избранного народа. А кем стал богатый юноша? Мы не знаем даже имени его. Апостолы пошли по земле греха и идолопоклонства, и как Авраам воздвигал жертвенники Богу в Ханаане, так Павел, Петр, Варнава и другие воздвигали общины верующих во Христа. Они стали странниками и пришельцами на своей родной земле и за ее пределами.
До сих пор к каждому человеку звучит Божье обращение: «Оставь все и следуй за Мной! Ты получишь нечто лучшее». Другими словами: «Стань странником и пришельцем».
«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф. 10:37–39); «И всякий, кто оставит дома, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:29); «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и мать» (Мк. 3:35).
Обращение и обещание прозвучали к Аврааму от Бога. Обращение и обещание прозвучали к апостолам от Христа. Обращение и обещание прозвучали к нам от Духа Святого.
Задача Авраама состояла в том, чтобы освящать жертвенниками Богу оскверненную идолами землю. Задача учеников Иисуса состояла в том, чтобы освящать христианскими общинами оскверненную идолами землю. Наша задача остается такой же: «Вы соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13).
Среди повседневных забот и трудов, ссор и споров, сложных взаимоотношений и поисков понимания необходимо помнить об этом поручении, об этой задаче: устранять идолов, а не добавлять к ним новых, раздутых нашими амбициями и обидами. Как часто в храме нашего тела мы ставим истуканов в честь нашего эгоизма, черствости, фарисейства, злословия. Пока еще Церковь находится на земле, необходимо освящать ее, эту землю, как Авраам и апостолы, независимо от того, живете ли вы там, где родились, или переехали за несколько тысяч километров, а может быть, пересекли океан.
Мы все – странники и пришельцы в этом мире. Иногда мы забываем об этом и ведем себя, как хозяева, на церковной скамье, на кафедре, на молитвенном служении сестер, в группе прославления, и видим главную свою задачу в том, чтобы не допустить ничего такого, что не согласуется с нашими мыслями, с нашими традициями, с нашими толкованиями Священного Писания. Иногда мы ведем себя, как захватчики, которые видят главную свою цель в том, чтобы перестроить весь мир или хотя бы данную местность и общину под наше понимание, под наше толкование, под нашу традицию. Здесь уже не до постройки новых жертвенников, ведь надо старые привести в «надлежащий» вид, а это отнимает столько сил и средств, а главное – стоит нам стольких потерянных добрых отношений, обиженных братьев и сестер, которые тоже являются странниками и пришельцами! Мы все идем в одну страну, стремимся к одной общей родине. Наше дело здесь, на Земле, состоит только в том, чтобы как можно больше попутчиков приобрести по дороге к небесной стране.
Надежда Орлова, директор миссии «Свет на Востоке» в Калининграде