Вера и Жизнь 5, 2007 г.
Лето Господне благоприятное
Павел Минаев
ГНИДЫН
Мы в поле... Ситуация в стране сложная, но уже в девяти городах и селах Украины стояли наши палатки, и люди слышали спасительное Слово благодати Христа.
Недавно мы возвратились из села Гнидын. Там неделю стояла наша палатка благовестия. Работали мы совместно с миссионерским отделом «Свiтло на Сходi», руководимым Дмитрием Врублевским, и всей семьей Давидюк. Был очень кстати и приезд Михаила Власенко, пастора-миссионера из Полтавы, с группой пролавления и библейской проповедью.
Мы впечатлены. Служения проходили очень просто и искренно. Без патетики и официоза. Село такие вещи не прощает. И молитва пасторов ассоциации миссионерских церквей в палатке перед началом проекта. И выездная сессия миссионерской школы, по курсу «личный евангелизм», с практикой прямо в палатке. Восхищало желание студентов каждому сельчанину постучать в дом, нет – в сердце, вручить приглашение и просто поговорить с ним о Боге, о душе, о вере.
Поражала открытость и искренность детей. Их было много в палатке. И сердечная работа сестер Инны Козиной и Елены Микулы. Мы просто влюбились в них, они выкладывались на сто процентов! Были еще кукольный театр и клуб «Стежинка», музыка и песни, конкурс рисунков на библейские темы и сладкий стол. Но главное – это детские глазенки. Серые, зеленые, голубые, карие, как в поле цветочки, которые зажигались верой и любовью к Иисусу.
Огорчало поначалу малое количество взрослых на вечерних собраниях в палатке. Приходили члены общины, которая организовалась в доме Давидюков после их переезда в Гнидын. «Зато детей мы вам доверяем», – говорили нам сельчане, а сами уткнулись в огороды, хозяйство.
С какой любовью и болью говорил об этом в проповеди Василий Иванович. Но, слава Богу, ближе к выходным люди потянулись в палатку. К свету, теплу, спасению.
Мои особенные переживания связаны с семьей Давидюк. За эти дни совместного труда я глубже узнал всех их. Меня просто переполняет уважение и любовь к этому «святому семейству». Многие лета им! Я восхищен их трогательной открытостью и горячим желанием жизнью и словом благовествовать односельчанам и созидать там общину. Их дом – это круглосуточная миссионерская станция. Люди там просто клубятся. Сколько одетых, обутых, накормленных, согретых теплом любви Христовой!..
После Гнидына наша команда поехала в Астраханку, родину евангельского движения в Украине.
ЗДРАВСТВУЙ, АСТРАХАНКА!
Село Астраханка встретило нас жарким солнцем и терпким запахом пыли, парного молока и степных трав. Глубиной голубого неба, с легкими парусами облаков. Живописным видом вызревших нив, зеленым лугом, припавшим к маленькой речушке в низине, заросшей камышом и осокой. А вокруг, как блин на сковородке, безмерная, золотистая, выжженная южным солнцем степь, вольно раскинувшаяся до краев горизонта. В знойном воздухе вьются ласточки, скифские курганы по краям села веками наблюдают за этой сельской идиллией.
Хорошо!
Природа вокруг великолепная. Но дороги в селе разбитые, отсутствует всякое присутствие питьевой воды. Многие хаты разрушены и поросли бурьяном. Но веселые черепичные крыши уцелевших домиков говорят о былой красоте. По улицам села бредут притомленные солнцем коровы, лениво уступая нам дорогу. Плохо одетые, почерневшие от пыли, солнца и тяжелой жизни, селяне встречали скотину с ведрами для доения. Над селом возвышается несколько строений необычной дореволюционной архитектуры. Это, как мы позже узнали, двухэтажное здание семинарии и группа молитвенных домов евангельских верующих.
Здравствуй, Астраханка!
НЕМНОГО ИСТОРИИ
История Астраханки впечатляет. Еще при императрице Екатерине молокане, эти реформаторы из православия, были высланы высочайшим повелением из некоторых губерний России в Приазовье и степной Крым. Дабы не смущать «православных» своей евангельской верой в Священные Писания, отвержением культа икон, святых и священства, трезвой и работящей жизнью...
Выселением молокан Екатерина преследовала двоякую цель. Ежели вырежут их татары Крымского ханства – хорошо. «Опасные еретики» чужими руками будут уничтожены. Крымские татары, потомки татаро-монголов, в те времена были еще неподвластны России. Они, воинственные и непокоренные, стремительной конницей гуляли по степям Приазовья, грабя, убивая, разоряя поселенцев. А если выселенцы выживут и укоренятся в этой «зоне рискованного земледелия», то укрепят «Рассейскую» империю на южных ее границах.
Хитра была императрица.
Молокане выжили – Бог помог. Пришли они в эти жаркие безлюдные приазовские степи, взошли с верой на высокий курган всем миром – мужчины и женщины, дети и старики. И истово молились Господу о защите и благословении. И Бог услышал. Татары так и не появились. Зато появилось цветущее село, которое назвали Астраханка. По одной из версий, назвали они его по имени своей родины, Астраханской губернии России. Село быстро росло, развивалось. Почта, кирпичный завод, мастерские сельхозинвентаря, в основном деревянного, который славился по всей большой России. Даже маленький металлургический заводик имелся! Крыши сплошь покрыты черепицей – немецкие колонисты по соседству ее изготовляли.
Село Астраханка было очень религиозным и в свое время являлось центром евангельского пробуждения на юге России. Семь молитвенных домов, евангельская семинария, основанная миссионером из Германии Вальтером Жаком, потомком французских гугенотов. Позже он стал основателем известной миссии «Свет на Востоке». Начальная христианская школа, почта, кирпичный завод, огромные стада домашних животных. И плодородная, добрая, солнечная земля. Жизнь бурлила здесь. И это в степи, за многие сотни верст до крупных городов.
Благодать!
Грянули революции. Усилиями православных семинария была закрыта. Затем и красивый православный храм стараниями коммунистов был взорван. Коллективизация отобрала землю у крестьян, согнала всех силой в колхозы, репрессировала несогласных. В гражданскую брат начал убивать брата. И захирело село. А затем грянула вторая мировая. Фашисты, отступая, сожгли Астраханку. Люди в землянках жили, точнее, выживали. Но Бог чудесным образом и в годину лихолетья хранил верных Своих. Молокане рассказывали, что Бог надоумил их внести в коридор Дома молитвы большую Библию и положить на столик. Отступавшие немцы, сжигая все дома по очереди, войдя в него, отшатнулись. Слава Богу, Дом молитвы христиан-молокан евангельской веры был чудесным образом сохранен.
А сейчас – разруха. Жизнь в селе еле теплится. Процветают только киоски и магазинчики, где бойко продают спиртные напитки. Над селом висит пьяная ругань и табачный дым. Курят все: дети, девушки, старики. Молодежь болтается по селу без работы, с бутылками пива в руках. Ночью с ревом катаются по селу на мотоциклах, бьются насмерть.
Держатся только молокане и баптисты. У них есть небольшая община. Пресвитером там Александр Попов. Он с семьей не так давно уверовал. Простой, искренний, любящий Бога брат. Он много и хорошо содействовал нам в проведении евангелизации. Кстати, работает он водителем – помощником головы сельской рады. Спасибо вам большое за все, брат Александр и сестра Лидия!
Каждый вечер, после всех программ, мы пили вкуснейшее свежее молоко и ели сырники, которые с любовью приносили верующие села всей нашей команде.
Да воздаст им Господь!
ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ
В субботу в Астраханке был выпускной вечер местной школы. Собралось все село, для них это большой праздник и повод погулять. На торжественном собрании нам дали сказать слово и спеть песню. Люди слушали внимательно. Но затем началось нечто невообразимое – групповая пьянка плюс дискотека. Мы смотрели на все это и видели ад. Дети, молодежь, взрослые, даже старики и старухи прыгали под такт дикой музыки, извиваясь в конвульсиях, как на раскаленной сковороде. После ночи пьянства, разгула и диких танцев площадь была покрыта ковром из мусора. Бутылки разного калибра, окурки, плевки, шелуха семечек... Поле боя.
Ребята из нашей команды подошли ко мне ночью и со страхом сообщили, что в посадке, недалеко от палатки, они обнаружили два трупа. Мы с фонариком пошли туда проверить. Там лежали два парня, мертвецки пьяные. Они были духовно мертвы, но физиологически живы. Под утро все расползлись в свои жалкие, убогие лачуги. До слез больно было все это видеть. Мы проводили свое собрание в палатке и тихо, скорбно молились за них. В эту ночь дежурила вся наша сборная команда: местные обещали поджечь нашу палатку. Но, слава Богу, все обошлось.
Признаюсь, нам в Астраханке было очень трудно. Хоть молодые ребята, входя в палатку, немного смирели, но достучаться до их сознания было тяжело. Пустые, пьяные глаза, стена, тупик, деградация, атрофия, абсолютный ноль. Только к концу евангелизации они начали помаленьку раскрываться. Некоторые, прощаясь с нами, тихо говорили: «Останьтесь с нами, хотя бы кто-нибудь. Хоть один». Мы вместе с ними плакали и молились: «Господи, побуди сердца христиан, пошли миссионеров в Астраханку».
НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ
Кто порадовал нас в Астраханке, так это дети. Они буквально бежали в палатку. Они еще не закомплексованы предрассудками взрослых, не так засорены грехами. Они загорались верой, изменялись, пели и молились с нами! Это чудно. Это было мощное ободрение от Бога для всей нашей сборной команды. Спасибо вам, Дмитрий и Елена Бреславец, и всей команде из миссионерской общины города Пологи. Мы видели, как они буквально падали с ног от усталости, работая с детьми. Песни, игры, сценки, футбол, бадминтон, библейские истории, поделки, рисунки, журналы, истории, общение, сладкий стол, молитвы. Дети плакали навзрыд, прощаясь с ними.
Мы ясно увидели: начинать миссионерскую работу в Астраханке нужно с детей, с нового поколения. Они войдут в «землю обетованную».
ВЫХОД ЕСТЬ
Рассказывают, что руководство Московского метрополитена не так давно в срочном порядке приказало убрать из подземки все надписи со словами «Выхода нет». Оказалось, что эти безобидные таблички с такими словами толкают людей на самоубийство – люди бросались под поезда метро. Слава Богу, что Господь Иисус – наша дверь, выход из самых запутанных тупиков жизни! Он – путь, и истина, и жизнь. Выход есть! Аллилуйя Ему!
Участвовать в нашем совместном проекте с миссией «Свiтло на Сходi» мы пригласили музыкальную христианскую группу из Донбасса под названием «Выход есть», руководитель – Роман Пивощенко. Он уверовал лет десять назад, а недавно окончил консерваторию. Парень имеет необыкновенный музыкальный дар. Он ведет несколько христианских музыкальных коллективов Донецка. Он сколотил группу молодых ребят-христиан, и они играют современную христианскую музыку. Ребята любят Бога и искренно, сердечно, энергично прославляют Его и своим пением. Они привезли с собой ударную установку. Вначале я несколько переживал, все же сельский контекст: старушки, молокане... Но брат Дмитрий Арнольдович Врублевский, лидер нашей сборной, неизменный ведущий вечерних программ в палатке, меня успокоил. Оказалось – точно! Молодежь села во многом из-за музыки потянулась в палатку. Ребята хорошо потрудились. До двенадцати часов ночи звучали евангельская музыка и песни, шел разговор о жизни и вере.
Уезжали мы из Астраханки в полночь. Немытые, голодные, но довольные. Напевая песню, которую на ходу сочинили донецкие ребята из музыкальной группы «Выход есть». Это было как бы нашей молитвой на прощание.
Астраханка, Астраханка,
Щастя, мiр тобi даруi Боже.
Местные ребята, услышав наши прощальные сигналы, кричали нам в ответ и махали своими светящимися мобильными телефонами. Мы ехали в ночь, рассвет встречали в пути. Впереди еще Киев и Запорожье, Луганск и Горловка, Мелитополь и Дружковка, Донецк и Новолуганка, другие города и села...