Вера и Жизнь 5, 2007 г.
Мужи веры
Вольфганг Бюне
Изданная нашей миссией в тяжелые времена гонений книга Вочмана Ни «Нормальная жизнь христианина» сделала его имя известным и в Советском Союзе. Мы не разделяем распространившегося в последние годы учения одного из его последователей Уитнеса Ли. Мы, однако, думаем, что нашим читателям будет интересно познакомиться с судьбой, служением и церковью Вочмана Ни, о котором можно сказать словами Писания, «взирая на кончину жизни их, подражайте вере их». Редколлегия
Вочман Ни 21 июня 1956 года в Шанхае в коротком пятичасовом процессе был осужден коммунистическим правительством к пятнадцати годам тюремного заключения с целью «переобучения трудом». Объявляя решение суда, ему также сообщили, что его собственная церковь исключила его из своих рядов.
К тому времени Вочман Ни провел четыре года в предварительном заключении, так как уже в 1952 году состоялся публичный обвинительный процесс, на котором присутствовало около 2500 человек, где его обвиняли в шпионаже, саботаже, взяточничестве и контрреволюционных действиях.
Наконец, для того чтобы убедить простых, богобоязненных людей, прибегнули к особенно гнусной лжи и клевете: В. Ни обвинили в том, что он якобы являлся завсегдатаем публичных домов и, по собственному «признанию», совратил более ста женщин. Никаких доказательств они предъявить не могли. Поскольку сам В. Ни ничего не говорил по поводу этих обвинений (ему разрешалось отвечать только «да» или «нет»), то приговор был быстро вынесен.
У Вочмана Ни была возможность еще до этого процесса бежать в Гонконг или за границу. Его друзья настоятельно советовали ему бежать. Но он ответил: «Я не беспокоюсь о своей жизни. Если начнет рушиться дом, в котором мои дети, я должен подпереть этот дом, при необходимости и своей собственной головой».
Двадцать потерянных лет?
О его жизни, проведенной в тюрьме, известно мало. Через пять лет заключения жене В. Ни впервые позволили посетить его на полчаса, и то в присутствии надзирателя. Один раз в месяц ему разрешалось получать одно письмо, прошедшее строгую цензуру, и отправить одно письмо. Иметь Библию не разрешалось, так что В. Ни был вынужден обходиться своей удивительной памятью. Его камера была размером три метра на полтора, единственным предметом мебели были нары.
Один заключенный, вышедший на свободу в 1958 году, рассказывал, что рано по утрам, еще до того, как в пять часов начинали греметь громкоговорители, из камеры Вочмана раздавались духовные гимны, которые он сам сочинил или перевел с английского еще на свободе.
Прошло пятнадцать лет его тюремного заключения. Началась культурная революция. Многие его друзья во всем мире молились об освобождении Вочмана Ни. Но политический климат в Китае еще более обострился, и Вочману Ни продлили срок заключения еще на дальнейшие пять лет.
Скрытые пути благословения
В 1958 году за границей вышла в свет его первая книга «Нормальная жизнь христианина», о чем Вочман Ни, по всей вероятности, так никогда и не узнал. Эта книга, а также сообщения о его тюремном заключении сделали его имя известным во всем мире. Постепенно его китайские брошюры были переведены на другие языки и нашли широкое распространение, послужив большим благословением для многих читателей.
В 1967 году стало известно, что правительство готово за огромную сумму разрешить Вочману Ни и его жене выехать за границу. Выкупные деньги были быстро собраны, поскольку у В. Ни было много друзей в Восточной Азии. Однако уже через несколько месяцев правительство отказалось от своего предложения, и есть основания предполагать, что В. Ни сам отклонил это предложение, так как не видел в нем Божьего пути для себя.
В 1971 году умерла его жена, а 1 июня 1972 года – всего лишь через несколько недель после своего освобождения – умер Вочман Ни. Подробные обстоятельства его смерти неизвестны. Мы даже не знаем, был ли кто-нибудь рядом с ним в последние часы его жизни. Наверное, он ушел в вечность в одиночестве, не подозревая, какой богатый плод принесло его двадцатилетнее заключение в тюрьме, да и вся его жизнь.
К моменту его ареста существовало примерно 480 церквей, образовавшихся в результате его служения. Их называли «Малое стадо», по выражению Иисуса Христа в Евангелии от Луки (12:32) и по одноименному сборнику песен, составленному Вочманом Ни и использовавшемуся в церквах для песнопения.
Рост под давлением
Как же развивались эти церкви при коммунистическом режиме? Этим вопросом я задался три года назад, впервые посетив Китай. К сожалению, получить об этом сведения невероятно трудно. Единственное, о чем нам сообщили, так это то, что движение «Малое стадо» составляет сегодня большую часть подпольной церкви, однако познакомиться лично с этими церквами казалось невозможным.
После нескольких тщетных попыток в марте этого года нам наконец удалось посетить одно из этих собраний в городе Вэньчжоу и затем побеседовать со старшими братьями. При этом мы узнали, что это движение (аналогично баптистскому в СССР) раскололось на официальную, разрешенную и зарегистрированную, церковь и незарегистрированную, подпольную, церковь, которые, однако, вполне поддерживают контакты друг с другом и в проведении собраний и в духовных принципах мало чем отличаются друг от друга.
Например, в обоих церковных направлениях весьма ценятся все еще строго запрещенные правительством книги Вочмана Ни; сестры и там, и там носят типичный для этих церквей головной убор – черную вязаную шапочку. Также и характер проведения богослужений, видимо, одинаковый. На одном таком богослужении мы побывали впервые, причем в «регистрированной» церкви.
В гостях у «Малого стада»
Прежде всего мы весьма удивились, увидев большое старинное, заметное издалека здание, в котором наверняка помещались 800 – 1000 человек. Нам рассказали, что здесь каждое воскресенье проводится три богослужения с вечерей и проповедью: утром для людей, любящих рано вставать, то есть для прихожан постарше, в обед – для «сонь» (в основном, людей помоложе) и вечером для тех, кому в воскресенье приходится работать.
Мы пришли в обеденное время, приняв таким образом участие в группе «сонь». Собрались где-то 200 – 250 братьев и сестер. Мужчины и женщины сидели порознь в двух блоках. Причем женщины были в одинаковых черных шапочках. Термометр в помещении показывал всего лишь 13 градусов, но мой друг Зигфрид Хазе и я пришли в летней одежде. Мы сидели на жестких скамейках и с любопытством следили за ходом празднования вечери.
Здесь было все ново для нас. Вначале не было спето ни одной песни. Ряд за рядом, лишь за немногими исключениями, люди вставали один за другим и произносили громко короткую молитву. Это длилось примерно 45 минут. Было произнесено примерно 200 благодарственных молитв.
После того как все помолились, спели две песни, поблагодарили за хлеб и вино, которые затем передавались по рядам. Прошло 60 минут. Затем началось прославление. Люди опять вставали один за другим, ряд за рядом, и произносили короткую молитву. Через 90 минут эта часть богослужения закончилась, а в следующие 45 минут, без всякого перерыва, началась проповедь, которую нам, к счастью, переводили и которая была на удивление ясной и зажигающей.
Стократный плод
После богослужения мы побеседовали с двумя из старших братьев. Таким образом мы узнали, что в Китае не имеют точного представления о том, сколько церквей «Малое стадо» существует. Однако нам сказали, что только в городе Вэньчжоу имеется 300 таких церквей! Представьте себе: в 1950 году, то есть перед политическими переменами, во всем Китае существовало примерно 500 церквей «Малое стадо», а в 2006 году – только в одном городе – 300 таких церквей. Выходит, под политическим давлением это движение увеличилось минимум в сто раз! Какой все-таки необыкновенно богатый и зрелый плод принесло семя, посеянное в первой половине ХХ века!
Мы узнали также, что эта церковь имеет собственную библейскую школу, в которой занимаются 50 молодых людей, и были очень ободрены, увидев и услышав, что особенно молодые братья и сестры из этой церкви с большим усердием изучают Слово Божье и несут Евангелие в окружающий их мир.
Прав миссионер, сказавший: «Вочман Ни был предопределен Господом к тому, чтобы засеять истины Евангелия в самое сердце китайского народа. Его слова прицеплялись, как репей. Его книги и трактаты появлялись повсюду...»
Вочман Ни сам первый сказал: «Руки на плуге, вытирая слезы, – это христианство!» Так он и жил.
Из журнала «Fest und treu», № 2/2006
Перевод с немецкого Марии ВИНС