Вера и Жизнь 3, 2011 г.
- Забор
- Кто, как не мы?
- Тяга к видимому и видимость присутствия Бога
- Ты знаешь все...
- Евангелист
- Миссионер высшего общества Лорд Гренвиль Редсток
- Радость
- Из поэтических тетрадей
- Не делай себе кумира
- От соратника аятоллы к проповеднику евангелия
- Для Слова Божьего нет уз!
- Моя молитва покаяния
- Письма читателей
Для Слова Божьего нет уз!
Сергей Гуц
Какая связь между Ивделем и Страсбургом?
Ивдель. Городок, затерянный в тайге на севере Свердловской области. Здесь, в тайге, тяжелые «Уралы» тянут хлысты бревен по просеке к дороге, по которой газпромовские начальники ездят на новеньких джипах. Старые бревенчатые срубы глядят на заснеженную дорогу. Дома, построенные ссыльными немцами 60 лет назад, добротные, смотрят глазницами окон на проезжающие машины. Но самое важное – это зоны. Здесь их несколько. Одна из них – ИК-56, зона для пожизненных и с большими сроками. Оказывается, семьдесят процентов находящихся здесь зэков – те, кто был ранее приговорен к ИМН, то есть расстрелу. Но им заменили расстрел либо на пожизненное заключение, либо на большие сроки – двадцать лет и больше...
Мы приехали в Ивдель, поселок Лозьва, где находится тюрьма ИК-56, для встречи с нашим братом Рашидом 15 декабря 2010 года. Ожидаем, что нам в этот же день устроят встречу с ним.
Я сижу в спец-части ИК-56. Девушка за компьютером заполняет разные формуляры, отвечает на звонки, ведет учет тех, кто находится в зоне, отвечает за точную информацию, кто и когда освобождается. Вот здесь я и услышал о Страсбурге. Многие из заключенных пишут в Европейский суд в Страсбурге. Просят помилования, оттуда приходит им ответ на 16 страницах, и все остается по-прежнему… Каждый преступник старается использовать любую возможность, лишь бы освободиться из тюрьмы. Поэтому последние надежды – на Европейский суд в Страсбурге.
Человеческие судьбы...
На стене висит список тех, кто освобождается в 2010 году, а также список тех, кто освобождается в следующем году. Двое – в январе, есть точная дата, трое – в феврале, двое – в марте. В апреле – никого.
За этими скупыми именами и датами – человеческие судьбы. Жизнь и смерть, встречи и расставания, печали и радости встречи. Тихо тикают часы на стене, время идет, и сроки каждого из заключенных постепенно идут к своему концу. Кроме пожизненных. Те вообще никогда не выйдут на свободу. Здесь, среди сопок (с комарами летом и с морозами и метелями суровой зимой), они и закончат свою жизнь. Недалеко отсюда, как мне рассказывал один охранник, есть хорошие озера, где водится рыба. Охранники иногда ездят туда порыбачить. Но зэки никогда туда не попадут.
В прошлый раз, когда мы приезжали сюда с Мишей, моим братом, нас пускали в тюрьму, показывали православный храм, построенный зэками. Там мы встретили одного парня из Саранска, который узнал Мишу. Оказывается, много лет назад, когда наша команда из Ульяновска ездила на евангелизацию в Саранск, познакомился Миша с Василием. И Василий рассказывал Мише о том, что является наемным убийцей, но очень хорошо законспирирован, его никогда не поймают. Миша не поверил тому, что тогда рассказывал Василий. Когда же встретил Василия в ИК-56, то поверил, что тот рассказал правду. На самом деле в очередной раз он попался, и его приговорили к пожизненному заключению. Вот здесь и закончится вся история «крутого» парня из Саранска. Вот она реальность жизни!
Закрытые двери
Начальство нам не оказало благорасположения. Мы сильно замерзли, стоя у закрытых дверей КПП, но разрешения так и не получили. Нас с Рашидом отделяют сто метров, но мы не можем с ним встретиться. Двери закрыты, и семь рядов колючей проволоки убедительно доказывают разделение нашего мира и мира преступников, зэков.
Как хорошо, что Рашид, которого мы приехали посетить, верующий! Он знает Господа, и ему есть на что надеяться. В любом случае он готов встретиться с Господом, Который ждет его на небесах.
Мы надеемся, что Рашид освободится из тюрьмы и еще сможет потрудиться для Господа. Но все в Божьих руках! Он всем владеет, и Его имя да будет благословенно!
Мы возвращаемся в гостиницу в Ивделе. Нас сегодня не пустили на свидание с Рашидом. Верим, что пустят завтра. И с этой верой ложимся спать. «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, один даешь мне жить в безопасности».
Утро 16 декабря 2010 года
Нам дали свидание с Рашидом. Слава Богу! С раннего утра мы ждали в КПП возможности встретиться. В 7. с приходят офицеры и охранники. Девушке-охраннице мы оставили заявление для того, чтобы начальник подписал, как только придет. Начальник все еще не появлялся. Мы пошли в машину и ждали решения. Через полчаса пришел один офицер и отдал нам подписанное заявление. Мы пошли в штаб, выписали пропуска. Потом опять возвратились в КПП, чтобы нас пропустили в зону и организовали встречу с Рашидом.
Пришлось долго ждать. Наконец-то пришла офицер внутреннего контроля, проверила бумаги и грубо объяснила, что не может пропустить двоих, так как в заявлении это не указано. То, что лично начальник и заместитель по воспитательной работе нам разрешили, для нее ничего не значило. Пришлось заново писать заявление, ждать, пока придет посыльный и отнесет письмо на подпись в зону к начальнику. В это время прошла одна женщина на свидание, потом еще адвокат пришла. И к тому времени, как нам подписали заявление, комнаты для свиданий опять были заняты. Как вчера. До чего обидно!
Деревянная церковь
Вышел еще один начальник и обещал, что нас смогут принять только в 14.00. Я сказал ему, что не очень-то гостеприимно принимают служителей церкви. Мы вернулись в машину и собрались ждать еще три с половиной часа, как вдруг вышел еще один офицер, как оказалось, начальник отряда, в котором находится Рашид, и предложил пойти с ним. Нас беспрепятственно пропустили в зону, и мы оказались внутри, за семью рядами колючей проволоки. Вот она внутренняя жизнь зоны ИК-56!
Снег везде убран, видно, как старательно здесь убирают каждый день обитатели этого заведения. Мы прошли через большой плац, по бокам которого стоят огромные рекламные щиты, патриотически призывающие быть верным своей Родине. На одном щите было написано: «Помни, тебя ждут дома!». Рядом с плацем построена православная церковь. Срублена из сосны и лиственницы, благо в тайге здесь этого добра предостаточно. Я знаю, что эту церковь строил Рашид с другими братьями из зоны.
Группа по изучению Библии
Нас завели в помещение, которое называется «отряд». Здесь живут заключенные. Я понял, что вся зона поделена на отряды. Мы поднялись наверх и вошли в комнату досуга. Точнее, мы шли все это время за начальником отряда. Каково же было мое удивление, когда, войдя в комнату досуга, мы увидели группу заключенных, в руках у которых были Библии! Они проводили время за изучением Библии, Святого Божьего Писания! Начальник отряда приказал: «Так, быстро все вышли! Здесь сейчас будет личное свидание». Братья (а как еще назвать людей, изучающих Писание?) собрались и стали уходить. Мы успели с ними познакомиться: Арсен, Василий, Александр, Сергей... Всех не запомнил. Оказывается, это братья-пятидесятники, они здесь регулярно проводят изучение Библии.
Встреча с Рашидом
Мы сели. Снова ждем. Через короткое время дверь открылась – и вошел Рашид. Боже, как же долго я его не видел! Он поправился и выглядит неплохо. Пошутил насчет своего вида, мол, говорит всем, что хочет быть похожим на своих пасторов – Сергея и Михаила Гуц. Мы рассмеялись.
Рашид рассказывает о жизни в тюрьме. Благодарит за все Господа, за все печали и радости. То, что рассказал нам Рашид, буквально шокировало нас. В этой тюрьме находятся около 250 преступников – самых отпетых уголовников, собранных со всех концов России. Более 180 из них были приговорены к расстрелу. Рашид был одним из них. Но в середине 90-х годов Ельцин подписал мораторий об отмене смертной казни, и всем тем, кто был приговорен к расстрелу, заменили приговор на срок: либо пожизненный, либо 25 лет. Таким образом Рашид остался в живых. Ему дали 25 лет тюремного заключения.
Проповедь Евангелия в тюрьме
И в этом, как многие говорят, Богом забытом месте, именно Господь начал делать великие чудеса! Рашид, прибывший в эту тюрьму, был уже верующим. Он начал проповедовать всем своим сокамерникам и друзьям, рассказывать о Господе Иисусе Христе. Некоторые обращались ко Христу, каялись в своих грехах, и Рашид крестил их там же, в тюрьме. Также приезжали братья-пятидесятники из Серова и проводили несколько евангелизаций, посещали уверовавших.
Мы привезли Рашиду несколько книг духовной литературы и также Библии. Рашид сказал, что у них очень много христианской литературы, полученной из разных источников. У каждого на тумбочке – целая стопа! Все заключенные имеют доступ к этой литературе и могут читать. А так как заниматься здесь особенно нечем, кроме работы, многие читают духовную литературу.
История с Ашотом
Несколько лет назад к ним в тюрьму привезли одного армянина, уверовавшего пятидесятника. Его, кажется, звали Ашот. Этот армянин стал претендовать на лидерство в группе христиан в этой тюрьме. До этого Рашид был непререкаемым лидером, его слушали, и он проповедовал и беседовал со многими людьми. Но Ашот стал оспаривать лидерство.
Дело дошло до того, что Ашот бросил вызов Рашиду для выяснения лидерства при помощи силы или просто хотел подраться. До тюрьмы Ашот занимался единоборствами и был физически хорошо подготовлен. Тогда Рашид совершил мудрый поступок. Он сказал: «Дорогой брат Ашот! Ты хочешь, чтобы мы выясняли наше лидерство при помощи силы? Конечно, можно, но каким соблазном это станет для неверующих? Зачем соблазнять их? Если ты хочешь лидерства, получи его!» И при всех братьях Рашид передал лидерство Ашоту. А сам просто ушел в сторону и молился за всех.
Он сожалел, что Ашот говорил одно, а делал другое, использовал свою силу для выяснения отношений со многими...
Спустя время, после многих молитв братьев, Ашота отправили в другую тюрьму, и обстановка между братьями опять стала доброй и мирной. Рашид так и остался в тюрьме служителем, к которому многие приходят за духовной помощью.
Православные братья
Рашиду удалось подружиться с православными братьями. Он не рассказывал всех деталей, через что ему удалось пройти, пока его приняли за своего. Но сейчас он бывает на каждой молитве в храме, наставляет приходящих туда, беседует с батюшкой, который приезжает к ним раз в месяц. Но по духу он остался евангельским христианином. Слава Богу! «Здесь, в тюрьме, нам нет смысла ставить лишние заборы между верующими, – говорит Рашид. – Нам и так видна жизнь каждого, кто называется верующим, но в жизни им не является. Его неправда перед всеми обнаруживается».
Так где же преступники?
Мне стало интересно, и я спросил Рашида: сколько же в их тюрьме настоящих верующих? И был потрясен. Рашид сказал, что около 50 человек искренно верующих в Иисуса Христа! И еще около 100 человек – сочувствующих. Значит, двадцать пять процентов преступников – уже верующие во Христа и наши братья. Невероятно!
Рашид рассказывал о том, что у них в тюрьме уже большинство не курят, не пьют чифир и не матерятся. Христос изменил этих людей, и вокруг себя они начали изменять все в лучшую сторону. Даже охранники стыдятся теперь, когда матерятся и курят при зэках, потому что преступники стали порядочнее самих охранников. Вот такая ирония...
По утрам в умывальных комнатах, куда обычно все приходят для того, чтобы умыться и почистить зубы, бывает много народу, все теснятся. Часто бывало, что кто-то не уступал другому место. Обычно после этого начиналась драка. Никто никому не хотел уступать. Но сейчас, говорит Рашид, обстановка изменилась. И в этой же самой толкотне можно увидеть, как кто-то толкнул другого локтем или наступил на ногу, и вместо драки один из зэков говорит: «Извини, дорогой!» Когда это преступники могли извиняться или просить прощения? Это сделал Иисус Христос, изменив сердце закоренелым преступникам! И да будет Ему за все это слава! Он достоин ее!
Прощание с тюрьмой
Четыре часа личной встречи пролетели незаметно. Мы беседовали на разные духовные темы, цитировали тексты из Библии и не хотели оканчивать наше духовное общение. В конце мы совершили вместе причастие, молились и плакали с Рашидом, исповедуя наше единство во Христе Иисусе.
Пришло время расставаться. Нас опять провели через общежитие, где живут преступники, и я для себя заметил, насколько чистым оказался воздух в их помещении. Никакого запаха курева я не почувствовал. А я бывал в других зонах в разных городах России и знаю, как пахнет тюрьма! От этого запаха, мягко говоря, одежда потом долго не отстирывается.
Рашид должен освободиться 25 апреля 2016 года. Мы приглашаем его к нам в Ульяновск для дальнейшего служения в реаб-центре. Молимся о том, чтобы Рашид все эти оставшиеся годы был благословением в этой тюрьме для многих.
Для Слова Божьего нет уз!
ИК-56 расшифровывается как «Исправительная колония № 56». Один полковник внутренней службы перед уходом на пенсию сказал мне: «Моя исправительная работа в разных тюрьмах России никого не исправила. У нас почти сто процентов рецидив. Наши тюрьмы в России вообще никого не исправляют. Мы только называемся исправительными учреждениями». Но Иисус Христос действительно исправляет испорченные сердца преступников. И они перерождаются от Духа Святого и становятся другими людьми!
Интересно, что в России в наше время интеллигентные люди не хотят идти в церковь или обращаться к Иисусу Христу. Они гордятся своей национальностью, происхождением, языком и многими другими вещами.
И в то же самое время сотни преступников в тюрьмах и сотни зависимых людей в реаб-центрах России обращаются к Господу. Это наша реальность и исполнение слов Иисуса Христа: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»!