+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 3, 2011 г.

Миссионер высшего общества Лорд Гренвиль Редсток

Надежда Орлова

Зарево пожаров странно мерцало и переливалось в воздухе, который казался плотным из-за густого дыма, уже много дней висевшего над землей и морем. Грохот пушек сотрясал окрестности, свист картечи и пуль становился привычным, как пение птиц. Когда свежий ветер дул с моря, то пелена густого черного облака рассеивалась и становились видны окопы, фигуры солдат и офицеров, врытые в землю пушки, санитарные палатки с красными крестами и сестры милосердия, суетящиеся возле них. А по безбрежной глади моря скользили корабли. На палубе одного из них стоял молодой офицер в форме английского военного моряка и в подзорную трубу рассматривал неприятельский берег. Это был юноша лет двадцати, смелый и гордый. Он знал, что его отец, вице-адмирал британского флота, доволен им – сын продолжает военные традиции семьи и завоюет бранную славу на полях сражений.

Прошло почти полгода, как он покинул родную Англию и отправился в дальний поход на Черное море. И вот перед ним Крым – южный край Российской империи.

Однако утро выдалось прохладным, молодой офицер зябко повел плечами и решил вернуться в теплую каюту. Но это не помогло. Вскоре все его тело сотрясалось от озноба. К вечеру стало совсем плохо, и юноша впал в беспамятство. У него был сильнейший жар, началась лихорадка. Военный врач несколько дней боролся за жизнь больного, а потом объявил, что надежды нет. «Что ж, – вздохнули товарищи, – еще одна жертва войны. Тысячи людей погибают на ней – кто от пуль и картечи, кто от болезней».

* * *

Ночью юноша неожиданно пришел в себя. Тусклый свет, мерное покачивание корабля, звук далекой канонады. Медленно сознание и память восстанавливали картины последних месяцев, а потом и вся недолгая жизнь стала проплывать перед ним: детство, учеба в школе и Оксфордском университете, друзья, балы, светские развлечения, мечты о славе, война, болезнь – и что? Все? Смерть? Вспомнил маму, ее молитвы и наставления, слова из Библии, которые она так часто повторяла: «Праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22:11). И вырвался вдруг тихий крик отчаяния из пересохших губ: «Господи, освяти меня, чтобы я мог творить правду Твою!»

В эту ночь совершилось чудо: Гренвиль Огастес Уильям Вальдигрев, 3-й барон Редсток, пэр (высшее дворянское сословие) Ирландии и будущий полковник королевства Великобритании стал христианином.

* * *

Скалистый берег моря, знаменитый английский туман, корабли на рейде. Крымская война позади, да и сама военная карьера тоже. Лорд Редсток отправляется в Индию, которая в то время была колонией Британской империи. С собой он везет сотни экземпляров Евангелия, а также большую сумму денег для оказания помощи бедным. Индия – большая и богатая природными ресурсами страна – поражала нищетой и бедственным положением коренного населения. За свою жизнь лорд Редсток семь раз побывал там, каждый раз оказывая благотворительность нуждающимся и предоставляя для этого свои собственные средства, а также напечатал и раздал тысячи книг Нового Завета. Кроме Индии, дороги лорда-евангелиста проходят по всей Европе: Италии и Испании, Дании и Швеции, Германии и Австрии. Его друзья и знакомые – принцы и принцессы, графы и маркизы, князья, баронессы, виконты. И все они – тоже нуждающиеся люди. Им необходимо Слово Божье, Евангелие, покаяние и молитвы. Лорд Редсток неутомимо проповедует, убеждает, утешает. Горестей и бед у богатых и знаменитых ничуть не меньше, чем у бедных и безвестных, а за роскошью часто скрываются одиночество, грех и отчаяние. Но во дворцах европейских монархов и в замках старинных дворянских родов лорд помнит о Южном береге Крыма, о русских, с которыми когда-то воевал, о далекой России и о своей мечте – обязательно поехать туда.

Через несколько лет мечта исполнилась: лорд Редсток прибыл в Санкт-Петербург – столицу Российской империи.

* * *

Весной 1874 года высший свет петербургского общества возбужденно обсуждал последние новости: прибыл английский лорд, который ведет себя странно. Он не танцует на балах, не играет в карты, не обсуждает с дамами последние европейские моды. Там, где он появляется, сразу возникает кружок слушателей, к ним постепенно подтягиваются и другие гости, а к концу вечера в полной тишине слышен лишь негромкий голос лорда Редстока. Этот голос рассказывает о смерти Господа Иисуса за грехи людей, о прощении и спасении через веру в Него, о добрых делах, которые свидетельствуют о новой жизни с Христом. Лорд просто и искренно молится о России и спасении ее народа. Все это удивительным образом действует на слушателей. Никто не может объяснить, как речь иностранца так влияет на всех, что никого не оставляет равнодушным.

И начали происходить удивительные вещи! В бальных залах, где раньше гремели звуки полонеза и мазурки, зазвучали слова молитвы. Генералы и графы, князья и маркизы, а также их слуги собирались вместе для чтения Библии. Богатейшие и влиятельнейшие люди государства стали бывать на заводах и фабриках, в больницах и тюрьмах, оказывая помощь бедным и говоря о Христе. Строились школы, больницы, столовые, приюты для обездоленных и нищих. Аристократы печатали Библию и другую духовную литературу, совершали миссионерские поездки по стране, раздавали Евангелия. Сорок особняков в Петербурге превратились в дома молитвы. Последователями живого Евангелия стали министр внутренних дел граф Алексей Бобринский, государственный деятель и член Петербургской академии наук граф Модест Корф (он учился вместе с А.С. Пушкиным в лицее), полковник князь Василий Пашков, сенатор граф Михаил Щербинин, дочь поэта и героя войны 1812 года Дениса Давыдова – Юлия Засецкая, графиня Игнатьева, княгиня Наталья Ливен, княжна Екатерина Голицына и многие другие. Беседовать с лордом Редстоком приходили русские писатели: Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский, Николай Семенович Лесков. В их произведениях можно найти описание и самого лорда-проповедника, и того удивительного впечатления, которое он оказывал.

Однако лорд Редсток проповедовал не только в богатых домах и салонах. Часто, набив карманы книгами Нового Завета, он шел в кварталы бедноты, в ночлежные дома и раздавал их.

Влияние лорда и его последователей росло. Это многим не нравилось, и в 1878 году Редсток был выслан из страны. Через шесть лет та же участь постигла и князя Пашкова, и графа Корфа. Ни один из них больше не смог увидеть Россию. Однако то движение, которое началось с их проповедей, стало началом мощного пробуждения и привело к созданию многочисленных евангельских общин.

* * *

Лорд Редсток, его жена Сюзанна и семеро детей поселились в Англии. Их дом стал приютом для многих людей: миссионеров, возвращающихся из поездок, беженцев, бездомных.

В парке, что окружал дом, стоял обелиск со словами: «Господня земля и что наполняет ее» (Пс. 23:1). Этим хозяева поместья хотели сказать, что все их имущество принадлежит Творцу.

В 1884 году лорд Редсток открыл в Лондоне зал для проведения христианских встреч. А вскоре был построен дом для эмигрантов, условия жизни которых были ужасающими. Лорд организовывал очень много благотворительных мероприятий для оказания помощи бедным.

В 1891 году лорд Редсток овдовел. Он очень тосковал по Сюзанне, но верил, что их встреча в вечности обязательно состоится. Он пережил ее на 21 год.

* * *

Осенью 1913 года лорд Редсток был в Париже. В течение нескольких недель днем он раздавал Евангелие рабочим на заводах и фабриках, а по вечерам проводил молитвенные собрания. Однажды он почувствовал себя плохо, и собрание вместо него провел его сын. Когда он вернулся к отцу, то нашел его уже умершим, с Библией в руках. Похоронили лорда-проповедника рядом с женой. Его имение стало общественным парком и одновременно памятником этому удивительному миссионеру, хотя самая лучшая память о нем – это его труд ради имени Иисуса Христа и Евангелия, которое он проповедовал во многих странах, в том числе и в России.

Архив