Вера и Жизнь 4, 2012 г.
- Смертельно опасно
- Не лжесвидетельствуй
- Заповедь "Не лжесвидетельствуй" и два библейских примера
- Опоздала
- Я никого не убивал..
- Обман
- Доколе есть время...
- Рыл ров....
- Из поэтических тетрадей
- Самое опасное оружие врага
- Почему растения сотворены
- Отец на Небесах
- Не сошел он с ума!
- Из всех племен и языков
- Письма читателей
Заповедь "Не лжесвидетельствуй" и два библейских примера
Александр Тарасенко
Хорошо видно, что Десять заповедей делятся на два блока. Первый блок содержит законы для правильных взаимоотношений по вертикали, то есть между Творцом и Его народом. Второй же блок регламентирует то, что необходимо каждому человеку вне зависимости от его взаимоотношений с Богом: нравственные законы человеческого общежития. При внимательном взгляде на второй блок заметно, что заповедь о лжесвидетельстве стоит предпоследней. После нее помещено простое повеление, но на практике трудно исполнимое: «Не пожелай...» А предшествуют этой заповеди такие важные запреты, как «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради». Такое соседство говорит о важности правды в жизни верующего чело-века, а значит, и всего общества. Важность заповедей из второго блока показана в том, что имен-но они перечислены в разговоре между Христом и богатым юношей, искавшим спасения (Мк. 10:19). На них также ссылается апостол Павел в Послании к римлянам (13:9). Один из раввинистических текстов говорит, что несоблюдение этих заповедей есть отрицание Создателя (см. «Вера и жизнь» № 6 за 2011). Запрет лжесвидетельства универсален для разных людей: верующий человек воспринимает его как заповедь Творца, неверующий же – как этический императив.
На самом дне.
Здесь следует понять, что человеческие взаимоотношения похожи на карточный домик – в этой красивой конструкции достаточно выдернуть или просто сдвинуть одну карту, чтобы обрушилось все долго возводимое здание. Грех лжесвидетельства особенный: лжец вынужден быть талантливым лицемером, так как нередко он видит свою жертву на суде и поэтому талантливо играет роль борца за правду.
Именно это лицемерие наиболее сильно способствует тому, что порядочные люди избегают общения с лжесвидетелями, даже если со временем они пытаются задним числом обелить себя. Более того, Библия (Притч. 24:28–29) запрещает опускаться на один уровень с лжесвидетелем и платить ему взаимностью. Обратим внимание на саму формулировку заповеди: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).
Греческий же перевод Ветхого Завета усиливает через повторение: «Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего свидетельством ложным». Из чего видно, что эта важная заповедь подана так, чтобы ни у кого не осталось возможности для самооправдания (ср. Лк. 10:29). Практика показывает, что до греха лжесвидетельства опускаются люди, уже давно погрязшие в других грехах. Отягчающие обстоятельства.
Увы, лжесвидетельство присуще даже религиозным людям, отчего оно становится особо тяжким проступком. Некоторые известные в Библии случаи показывают лжесвидетельство как осознанное действие с целью добиться экономического или политического успеха.
В истории Израиля есть два примера лжесвидетельств, наказание за которые пали не просто на самих лжецов, но и на организаторов – весь царский род или религиозное общество, которое согласилось с откровенной ложью. Тогда ложь привела к смертному приговору, при этом оба раза лжесвидетельство провоцировали те, кого принято называть элитой, или «сливками» общества.
В одном случае это были царская семья, и «старейшины, и знатные» в городе (3 Цар. 21:8, 11), а в другом – «первосвященники, и старейшины, и весь синедрион» (Мф. 26:59). Страстное желание нечестивой царской семьи Израиля приобрести чужой виноградник погубила Навуфея, которого побили камнями (3 Цар. 21:13), а зависть иерусалимских лидеров (Мф. 27:18) привела к распятию Иисуса Христа. Примечательно, что нечестивая царица Иезавель (главный организатор суда над Навуфеем) была наказана жестоко и очень показательно – эту вдову-пенсионерку выбросили из окна, и псы съели ее тело (4 Цар. 9:33–36). Ее же муж, нечестивый царь Ахав, еще прежде погиб в бою, а псы слизали его кровь с колесницы (3 Цар. 22:37–38). Получается, что организатор лжесвидетельства несет более тяжкое наказание, чем сам лжесвидетель.
Конкурс лжесвидетелей.
История лжесвидетельства против Иисуса Христа еще более показательна. Из сообщений Евангелий становится ясно, что поиск серьезного ложного обвинения не был простым делом.
В повествовании евангелиста Матфея особенно примечательны слова о серьезном отборе на «конкурсе» лжесвидетелей: «Искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:59–60). Евангелист Марк сообщает, что лжесвидетельства были очень низкого качества (греч. исос можно перевести как «достойный» или «беспристрастный»), то есть желавшие услужить синедриону возводили на арестованного всякую напраслину (как часто поступают глупые люди).
Значительно позже в Вавилонском Талмуде эту историю постарались изобразить по-иному: «В вечер Песаха повешен Иисус га-Ноцри. За сорок дней перед казнью глашатай вышел и объявил: “Его собираются побить камнями, ибо он колдовал и увлек Израиль в отступничество. Может ли кто-либо сказать в его защиту, пусть выйдет и защитит его”. Но так как никто не вышел для его защиты, он повешен в вечер Песаха» (Санхедрин, 43а, барайта). Удивительно именно то, что еврейская традиция умалчивает о лихорадочном поиске лжесвидетелей, без которых редко обходится тот суд, где ставки слишком велики. Наоборот, редакторы Вавилонского Талмуда постарались подчеркнуть, что якобы было предоставлено очень много времени для поисков свидетелей защиты, но таковых не нашлось!
Воздаяние.
Через сорок лет воздаяние за лжесвидетельство все же пришло на весь Иерусалим. Раввинистическая традиция признала, что за сорок лет до разрушения Храма (то есть начиная с 30 г.) даже были явлены знамения о его разрушении. Иосиф Флавий также описывает различные знамения на территории Храма. Интересно, что эти повествования имеют общее знамение – само-произвольное открывание тяжелых ворот, которое у Иосифа Флавия происходит именно на Пасху (ср. Мф. 27:51). И раввинистическая традиция, и сам Иосиф Флавий, участник анти-римского восстания, сообщают также о голосах на территории Храма. Наиболее же интересно сообщение Иосифа в «Иудейской войне» (6.5.3): «Наконец, в праздник, называемый Пятидесятницей, когда жрецы ночью вошли во внутренний Храм, чтобы совершить обычную службу, до них, как они рассказывают, сначала до-неслись движение и топот, а затем слитные голоса: “Давайте уйдем отсюда в другое место!”».
Конечно, можно сказать, что это было слишком жестокое воздаяние за лжесвидетельство против одного еврея, ведь во время анти-римского восстания погибло невероятное количество евреев – то ли 600 000 (согласно Тациту), то ли 1 100 000 (согласно Иосифу Флавию). Было продано в плен 97 000 евреев, а вся земля Иудеи была конфискована и распродана. Погибли многие служители Храма – кто был убит восставшими или римлянами, а кто сам покончил с собой, бросившись со стены. Иосиф также сообщает о людоедстве в осажденном Иерусалиме (как в 4 Цар. 6:28–29).
Свидетельства очевидцев.
В таком случае надо снова сравнить свидетельства очевидцев. Так, согласно свидетельствам Евангелий, элита Израиля (синедрион) искала лжесвидетелей, и многие откликнулись на этот «государственный заказ», который таким образом превратился в некое «единение партии и народа». С другой стороны, видный участник войны против Рима, священник по линии Хасмонеев, свидетельствует о массовом помешательстве восставших фанатиков, которые не слушали никаких доводов разума и в конце концов скатились до кровавой междоусобной резни в Иерусалиме с убийством первосвященника. Случай с богатой женщиной Мирьям, зажарившей своего младенца для себя и революционеров (Иосиф Флавий. Иудейская война, 6.3.4), явился исполнением пророчества оклеветанного Мессии за несколько часов до Его смерти: «Плачьте о себе и о детях ваших» (Лк. 23:28). Именно те, кому в момент распятия Христа было 20 лет, застали разрушение Иерусалима еще до своего шестидесятилетия. И неудивительно, что ограбленная и голодная Мирьям была дочерью одного из тех, кто наблюдал, как Мессию вели на распятие. В небывалом хаосе войны многие стали нищими, как например, дочь известного иерусалимского авторитета Накдимона (возможно, Никодима из Ин. 3). Не исключено, что богатый юноша (Мк. 10) также встретил свою старость в нищете.
Власть толпы.
Еще за несколько дней до суда в синедрионе Мессию у ворот Иерусалима встречали ликующие толпы фанатиков, но потом они куда-то исчезли, а на их место пришли многие лжесвидетели. Известно, что именно толпы решают судьбу страны, и Ветхий Завет неоднократно свидетельствует об этом: 3 Цар. 12:20; 16:16; 4 Цар. 14:21; 17:21; 23:30. Известно, что синедрион откладывал арест из-за страха перед народом (Мк. 12:12; Мф. 21:46; Лк. 22:2). За сорок лет до падения Иерусалима толпы не помешали синедриону и римлянам распять Мессию. Потом их дети защищали Иерусалим, ожидая вмешательства свыше. Последователи же Христа во время этой кровавой осады Иерусалима исполнили Его повеление бежать от «мерзости запустения» (Мк. 13:14). Они ушли в Пеллу (Евсевий. Церковная история, 3.5.3). Из осажденного Иерусалима бежал даже известный учитель Йоханан бен Заккай, которого его ученики вынесли в саване за стены якобы для похорон.
Причина тьмы.
Будет к месту привести мнение самих раввинов о влиянии лжесвидетельства не просто на общество (здесь все понятно), но даже на природу. Одно из таких заключений гласит: «По четырем причинам происходит затмение светил: из-за пишущих ложные письма, из-за лжесвидетелей... Затмение светил составляет дурное знамение для всего мира. Чему это подобно? Царю, который устроил пир и пригласил гостей, затем рассердился на них и приказал слуге убрать светильник; они все оказываются в темноте» (Т. Сукка, 2:3–6). Такое авторитетное мнение мудрецов Израиля хорошо объясняет происхождение трехчасовой тьмы во время распятия Мессии (Мк. 15:33). Мессианский пир был сорван лжесвидетельством!
Поэтому лжесвидетельство можно сравнить со снежным комом, который скатывается с высокой горы и по-степенно обрастает до размеров лавины, погребающей самого лжеца, ибо «сеющий неправду пожнет беду» (Притч. 22:8).