+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Вера и Жизнь 6, 2012 г.

Иешуа Машиах и Его заповеди Ветхого Завета

Андрей Мурзин

Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков – не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей этих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17–19).

Похоже, дикие ветви забыли предупреждение раввина Павла и всетаки возгордились (Рим. 11:16–20).  Когда в новозаветной церкви стало больше язычников, они начали превозноситься над природной маслиной – над израильскими корнями церкви.  Христиане из язычников забыли, что раньше они не имели никакого отношения к заветам и обещаниям Божьему народу (Еф. 2:12), но по милости Божьей были привиты Им к природной маслине детей Авраама.  Они забыли, что Иисус Христос – это Сын Авраамов и Сын Давидов, Царь иудейский, обещанный Богом для спасения прежде всего овец дома Израилева (Мф. 15:24).  Забыв обо всем этом, христиане постепенно начали воспринимать новозаветную веру как нечто совершенно новое, вне связи с ветхозаветными корнями.  Отсюда плохое знание и понимание Ветхого Завета, отсюда человекоцентричное понимание Евангелия, отсюда антисемитизм многих традиционных церквей и неверное отношение к заповедям Ветхого Завета.

Каким было отношение Иешуа Мессии к заповедям Ветхого Завета? К заповедям, которые Он как Бог Сам же и дал Израилю? Ведь это Он сопровождал Моисея в пустыне (1 Кор. 10:4). Это Его Дух говорил в пророках Ветхого Завета (1 Пет. 1:11). Иешуа пришел на эту землю, чтобы окончательно решить проблему между народом израильским и законом. Он «пригвоздил ко кресту рукописание» и заключил с Израилем новый завет, чтобы Его заповеди запечатлились в их сердцах: «Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, – говорит Господь. – Вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» (Иер. 31:33).

Поэтому Господь Иешуа ни в коем случае не отменяет ветхозаветные заповеди, а, наоборот, утверждает их. Об этом и говорит Он в Нагорной проповеди, в тексте, который мы поставили здесь эпиграфом. Поэтому Христос опирался на заповеди Ветхого Завета (Мф. 19:17–19) и вообще часто цитировал Писание, которое мы сегодня называем Ветхим Заветом.

Также и после Его земной жизни мы не находим у апостолов ни малейшего намека на отмену нравственных заповедей Ветхого Завета. Напротив, Павел пишет о Писаниях Ветхого Завета (а других Писаний тогда еще не было), что они «могут умудрить... к спасению верой во Христа Иисуса», что они богодухновенны и полезны (2 Тим. 3:15–16).

 Но что же тогда «нового» в учении Нового Завета? Понятно, что самое главное – пришел Спаситель, Сын Давидов, Который обещан в Ветхом Завете. Но есть ли какая новизна в учении, в применении закона? Да. Именно в силу того, что уже явилась совершенная жертва и совершенное откровение Бога в Его Сыне, мы сегодня применяем Ветхий Завет по-новому. Он весь остается актуальным (2 Тим. 3:15–17), но должен теперь применяться с учетом пришествия Сына Божьего. Поэтому, например, ритуальные заповеди Ветхого Завета (храм, жертвы, праздники и т. д.) мы не отбрасываем, но воспринимаем как прообразы истинного Агнца и истинной скинии. Поклонение в Ветхом Завете было образом и тенью (отражением) истинного небесного храма (Евр. 8:5), а мы сегодня поклоняемся в Святом Духе и в истине (Ин. 4:23). То есть мы входим уже не в земную копию храма, а Святым Духом входим в истинное, настоящее небесное святилище (Евр. 10:19), потому что прежде нас туда вошел наш Первосвященник (Евр. 9:24).

А как насчет нравственных заповедей Ветхого Завета? Изменилось ли что-то в этом плане?

Среди христиан бытует мнение, будто Иисус заменил подробные заповеди Ветхого Завета (например, Декалог) двумя заповедями о любви к Богу и ближнему. Это неверно. Во-первых, Христос никогда не говорил, что две заповеди о любви – это замена закона Моисеева. Ведь сами эти две заповеди даны Им в Писаниях Ветхого Завета (Втор. 6:4–5 и Лев. 19:18). И Господь не заменяет ими учение Ветхого Завета, а обобщает закон и пророков (Мф. 22:40).

С практической же точки зрения, если ограничиться только общим лозунгом любви, то всегда остается вопрос: а что значит «любить»? Как я должен любить Бога? Как любить ближнего? Это и открывает нам Бог в Своем вечном, неизменном нравственном законе, частью которого являются Десять заповедей.

Отличие Нового Завета еще в том, что теперь Бог написал Свой закон на сердцах Своего народа (Иер. 31:33). Что же это значит? В детстве нас предостерегали: «Не трогай чайник»; «Не выходи на дорогу». Став взрослыми, мы уже не связаны этими запретами. Но значит ли это, что мы вовсе забыли те предостережения? Это было бы глупо. Мы по-прежнему соблюдаем осторожность, пользуясь горячим чайником или переходя улицу. Это похоже на применение закона в Новом Завете.

Еще одна иллюстрация. Есть такой рецепт овладения любым мастерством в два этапа: «Сперва изучите все правила, а потом забудьте о них». Несмотря на шуточную форму, это весьма точное описание. Мы не можем сразу овладеть мастерством на уровне автоматизма, если не прошли начальный этап изучения базовых правил и тренировки. Но по мере роста мастер уже не зацикливается на простых вещах: «Так, правая педаль – это газ…» или «Ага, красный свет означает стоп». Он по-прежнему выполняет правила, но делает это не задумываясь. Они уже записаны у мастера в сердце. Так и христиане, поступающие по закону любви и по Духу (Гал. 5:16), не задумываясь исполняют все Божьи заповеди, потому что закон теперь у них в сердце.

Есть несколько библейских текстов, в которых некоторые усматривают идею отмены ветхозаветных заповедей.

Один из них – это высказывания Христа: «Вы слышали, что сказано… А Я говорю вам…» Многие считают, что Иисус здесь отменяет заповеди Ветхого Завета, устанавливая Свое новое учение. Но такое понимание противоречит словам эпиграфа к этой беседе, в которых Господь как раз утверждает непреходящую важность заповедей Ветхого Завета. На самом деле Иисус противопоставляет Свое истинное толкование закона неверному толкованию книжников и фарисеев. Поэтому Он и предваряет цитаты словом «сказано», а не «написано». Ведь далеко не каждый в те времена мог иметь свитки Писаний и читать их. Поэтому народ израильский был сильно зависим от устного учения и толкования книжников. Его-то и исправляет Христос.

С другой стороны, следует признать, что, исправляя фарисеев, Господь заодно преподносит нам учение закона более полно и глубоко, нежели оно было открыто ранее. Но это – созидание на прежнем фундаменте, а не замена старого новым.

Еще один текст, который может восприниматься как отмена заповедей Ветхого Завета, – это «конец закона – Христос» (Рим. 10:4). Но здесь не говорится, что Христос отменил нравственный закон. Грееское, переведенное как «конец», имеет также значения «исполнение, результат, решение, цель». Павел имеет в виду, что ветхозаветный закон имел своей целью привести людей ко Христу, а израильтяне этого не поняли. Об этом же говорят слова апостола: «Закон был для нас детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Мы действительно освободились от осуждения законом, которое вело людей к покаянию и спасению во Христе. Но нравственная сторона заповедей остается полезной.

Архив