Вера и Жизнь 5, 2013 г.
- Не пойму
- Чудный Советник
- В Его руках
- Иисус в истории творения
- Кот в мешке,или почем рейши для народа?
- Бракованный ангел
- Из поэтических тетрадей
- Священному Писанию посвященный
- Всему свое время
- Уподобление Богу
- Без религиозной надменности и фарисейского пафоса
- Лед тронулся
- Я благодарен атеистам
- Письма читателей
Иисус в истории творения
Том Трибелхорн
Иисус Христос – архитектор творения. Согласно древнееврейской интерпретации Бытия, Он – субъект почти любого предиката и неотъемлемый персонаж истории творения. Об этом говорят данные, которые никак нельзя объяснить иначе.
Древние таргумы (евр. mgrt; «таргум» – ед. ч., «таргумим» – мн.ч.) – это устные, а позднее и письменные изложения ветхозаветных книг вместе с комментариями, пояснениями и дополнениями, предлагаемыми раввинами своим слушателям. Традиция составления таргумов восходит, скорее всего, к персидскому периоду (539–332 гг. до н. э.), когда официальным языком был арамейский.
В период Второго храма таргумы в основном использовались как вспомогательные материалы для прозелитов из язычников, а также евреев за пределами Израиля, которые не вполне владели ивритом. На каждом собрании в синагоге фрагмент Писаний зачитывался вначале на еврейском языке, а затем на арамейском по таргуму. (По сути то же самое происходит и сегодня, когда за чтением еврейских свитков следует перевод и пояснение на современном государственном языке.)
Итак, во времена Иисуса и в последующие годы, когда писались Евангелия, в синагоге наряду с чтением Писаний на иврите читались и таргумы. Объем данной статьи не позволяет рассмотреть современные научные дебаты о том, когда сложилась традиция записывать таргумы. Достаточно заметить, что фрагменты, обнаруженные среди свитков Мертвого моря, подтверждают, что таргумы, хотя поначалу передавались устно, стали записываться задолго до христианской эры и написания Евангелий.
Неразрывная связь
Особенный интерес представляют таргумы на книгу Бытие. При первом же взгляде на них нельзя не заметить определенную традицию интерпретации. К примеру, Бытие, 1:27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Таргум передает это так: «И Слово [Божье – по-арамейски «Мемра»] сотворило Адама по образу Своему». Бытие, 1:3–5 гласит: «И сказал Бог: „„„Да будет свет„“. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро – день один». Этот текст в Таргуме Неофити звучит так: «И Слово Божье сказало: „„Да будет свет“. И стал свет по решению Его Слова. И Слово Божье отделило свет от тьмы. И Слово Божье назвало тьму ночью, а свет днем».
Можно привести десятки других аналогичных примеров. При пересказе истории творения «Бог» повсюду заменяется «Словом»; таким образом, «Слово» утверждается в качестве теонима. Попробуйте прочесть библейский текст (с первой по третью главу Бытия) и всякий раз фразу «и сказал Бог» заменяйте фразой «и сказало Слово» или «и Слово Божье сказало» – и вы в полной мере оцените тот интерпретационный подход, который принимает Таргум Неофити на книгу Бытие. Тот же метоним многократно используется в таргумах на книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие, книги пророков, Псалтирь, Паралипоменон. Во всех таргумах «Слово» однозначно и последовательно используется как метоним Бога. Когда в таргумах идет речь о творении и соотношении Бога с сотворенным миром, Его постоянно называют Словом.
Когда Иоанн пишет: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть», – он вовсе не преподносит своим читателям новую идею (как часто учат толкователи Писания). Наоборот, он опирается на то, что хорошо знакомо ему из таргумов. Равным образом это доказывает, что Иоанн прекрасно знал еврейские Писания и раввинистическую традицию. В его Евангелии проявляется четкая осведомленность в вопросах иудаизма I в. н. э.
Иоанн справедливо полагает, что его еврейская аудитория также знакома с современными им иудейскими понятиями, в том числе взятыми из таргумов, которые зачитывались на каждом собрании в синагоге. Поэтому в прологе к своему Евангелию (Ин. 1:1–18) он с удивительной находчивостью обращается к этой раввинистической идее и строит на ее основании свою апологетику, демонстрируя неразрывную связь между Богом Творцом, или Словом творения, и Словом, Которое стало плотью и обитало с нами (1:14), то есть Иисусом Христом. Первые главы Бытия и Евангелия от Иоанна неотделимы друг от друга.
Позвольте мне перефразировать апологетические аргументы Иоанна, в которых он опирается на таргумы на книгу Бытие: в начале было Слово, действующее лицо творения; Слово было у Бога; Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Слова творения ничто не начало быть, что начало быть. Хотя мир через Него начал быть, мир Его не познал. Это Слово, сотворившее все в Бытии, стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца. Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть детьми Божьими.
Тот, на Ком все держится
Действительно, как объясняет апостол Павел, Он «есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякого творения; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:15–17). Здесь идет речь о Том же Иисусе, Который был в начале, создал все, был с Богом и одновременно был образом невидимого Бога. При этом Павел использует фразу: «Все Им стоит» (в английском переводе: «Он все держит». – Прим. пер.). Павел здесь не одинок; представление о том, что Творец – это Тот, на Ком все держится, есть и в других еврейских источниках.
Таким образом, черпая идеи из раввинистических источников, апостолы Иоанн и Павел утверждают неразрывную связь между Словом из таргумов на книгу Бытие, Творцом всего сущего, с одной стороны, и Словом из четвертого Евангелия, Которое стало плотью и обитало с нами, Которым все стоит, с другой стороны.
Задача усложняется
Это усложняет задачу тех, кто считает своим долгом провозгласить первые главы Бытия мифом, чтобы представить веру более «удобоваримой» и согласовать ее с общепринятым научным мнением о происхождении Вселенной. Если история из Бытия – не более чем один из древних мифов о сотворении мира, почему тогда Иоанн в своих апологетических евангельских рассуждениях однозначно связывает Слово из таргумов на книгу Бытие со Словом – Иисусом Христом?
Вселенная нестабильна?
В июле 2012 года журнал «National Geographic» опубликовал статью о поисках частицы, известной как «бозон Хиггса». Данным проектом занимается Европейский центр ядерных исследований (сокращенно ЦЕРН, от фр. CERN), находящийся в Женеве. Заголовок статьи гласил: «Найден бозон Хиггса? Без „„частицы Бога“ жизнь во Вселенной была бы невозможна. Ученые, дробящие атомы в андронном коллайдере, обещают вскоре поделиться сенсационным открытием». За проектом с пристальным вниманием следит множество людей из разных научных и мировоззренческих лагерей.
«Физики нашли „частицу Бога“» – так назывался материал агентства «Ассошиэйтед-пресс», напечатанный в марте 2013 года. «Поиски элементарной частицы, важнейшего кирпичика мироздания, практически завершены... Существование этой неуловимой частицы, названной „бозоном Хиггса“, было теоретически постулировано еще в 1964 году. Оно помогает понять механизм создания Вселенной... В июле прошлого года ученые из ЦЕРНа (Европейского центра ядерных исследований в Женеве) доложили об обнаружении частицы, по их словам, похожей на бозон Хиггса, однако не стали точно утверждать, что это именно она или один из ее вариантов.
Однако в настоящее время представители ЦЕРНа обработали все данные... Для меня очевидно, что мы имеем дело с бозоном Хиггса. Но нам еще предстоит выяснить, какой это тип бозона Хиггса», – заявил Джо Инкандела, физик, возглавляющий одну из двух основных рабочих групп ЦЕРНа, в каждую из которых входит около 3000 ученых.
Данное открытие подтверждает теорию о том, что объекты обретают массу при взаимодействии частиц в энергетическом поле с ключевой частицей, которая и есть бозон Хиггса».
Судя по всем материалам, которые я прочел за последний год, ученые из ЦЕРНа по сути утверждают, что Вселенная возникла экспоненциально, быстрее, чем скорость света. Без бозона Хиггса – «частицы Бога» – она с такой же скоростью и исчезла бы. Более того, научно допустимо, что ей на смену пришла бы полностью новая Вселенная – опять-таки быстрее, чем скорость света.
Женевские физики говорят о том, что наша Вселенная в своей сущности нестабильна. Исследование, увлекшее научное сообщество около года назад, «возможно, позволило нам одним глазком заглянуть в будущее и увидеть конец известного нам мира (и Вселенной)… „Масса бозона Хиггса напрямую связана с тем, насколько стабилен [пространственно-временной] вакуум Вселенной, – говорит Кристофер Хилл. – Все сбалансировано предельно точно. То ли это космическая случайность, то ли некая физическая закономерность. Но это новые, ранее неизвестные сведения“. Итак, получается, что название „частица Бога“ еще более оправданно, чем считалось раньше: бозон Хиггса не только дает Вселенной массу, но однажды может ее и забрать».
Наука сама преграждает себе путь
Так почему же мы столь решительно отвергаем «теорию молодой Земли», настаивая на том, что нашей планете миллионы и миллиарды лет, если признаем, что не понимаем механизмов функционирования пространственно-временного вакуума Вселенной? Почему креационизм отметают как «ненаучный», если ученые подтверждают, что Вселенная вполне может исчезнуть – быстрее, чем скорость света, – или даже уступить место совершенно новой Вселенной?
Полностью светский проект, начатый учеными в попытках объяснить творение без Творца, может привести к противоположным результатам. Исследования бозона Хиггса могут пролить новый свет на многие библейские стихи: «В начале сотворил Бог (Слово – по таргуму) небо и землю» (Быт. 1:1); «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3); «Все Им стоит» (Кол. 1:17); «Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы» (Ис. 65:17); «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр. 21:1). Возможно, эти стихи не так уж «научно немыслимы», как принято полагать. Как некоторые предсказывали в 2010 году, «что бы ни открыли ученые при помощи большого андронного коллайдера, мы убедимся, что Бог постоянно поддерживает жизнь и существование Вселенной».
Даже в наш век информации, когда человечество накопило больше знаний, чем когда-либо в истории, существует парадокс, мешающий людям познавать Вселенную: многие (хоть и не все) ученые, имеющие на руках все карты для подтверждения Божьей работы, предубеждены против библейских сведений и отвергают Слово – Творца. При этом играют роль не научные данные, а предвзятая интерпретация этих данных – плод не столько ума, сколько сердца. Таким образом, эти ученые упускают из виду самую сущность мироздания и смысл жизни.
Обращаясь к таргумам на книгу Бытие, хорошо знакомым его читателям, апостол Иоанн устанавливает неразрывную связь между первыми главами Бытия и своего Евангелия. Иисус Христос – Бог-Слово, архитектор творения, Тот, Кем все стоит (по словам апостола Павла). «Получается, что название „бозон Хиггса“ – „частица Бога“ еще более оправданно, чем считалось раньше». Однажды всякое колено – без исключения – преклонится и всякий язык исповедует, что Слово, о Котором говорится в книге Бытие, есть Господь всего.