Вера и Жизнь 5, 2014 г.
Радость совершенная
Вальдемар Цорн
Как мы устроены
Прежде чем мы поговорим о радости, я бы хотел сказать несколько слов о том, как мы, люди, устроены с точки зрения познания.
Телом мы познаем окружающий нас мир. Для этого нам даны пять органов чувств: зрение, обоняние, осязание, вкус и слух. Мы не только познаем мир, но и мир проникает в нас звуками, запахами, зрительными образами… В этом мы ничем от животного мира не отличаемся и, с точки зрения биологии, относимся к отряду приматов.
Душой мы познаем самих себя. Для этого нам даны гораздо более сложные «инструменты». Для того чтобы мы могли познать себя, нам нужен целый комплекс чувств. Запах свежего хлеба способен вызвать в нас калейдоскоп воспоминаний из детства, когда мама пекла хлеб и мы получали первую хрустящую горбушку… Думаю, вы меня понимаете. Услышим приятную музыку, и «тает» душа: она нам очень нравится! Кто-то, этажом выше, включил на всю громкость современную музыку с рваными, жесткими ритмами, и у нас в душе возникает чувство, скажем мягко, неприятия.
В общем, все, что мы видим, слышим, осязаем (есть же разница между ощущением от прикосновения к холодной мокрой лягушке или теплой руке любимой женщины), воспринимается, оценивается, определяется нашей душой. И мы знаем, кто мы. Знаем, что нам нравится, а что вызывает отвращение, что мы любим, а что вызывает у нас раздражение или даже гнев. Мы радуемся встрече с другом так же, как радуется собака возвращению с работы хозяина. Как и животные, мы получаем удовольствие от приема пищи. Как мужчина и женщина, мы, подобно лебедям, созданы для моногамных отношений. И эти отношения приносят нам глубокое удовлетворение и радость от общения друг с другом. В отличие от животных, мы обладаем членораздельной речью, абстрактным мышлением и имеем развитую культуру.
Духом же мы познаем Бога. Если на уровне тела и души у нас есть очень многое, присущее и животному миру, то познание Бога – прерогатива человека. Он нас такими создал. Знаем мы это из Библии, Слова Божьего, в котором Он Сам сказал, как Он нас устроил, чтобы нам понимать окружающий мир, осознавать себя и понимать, кто есть Бог. Сказал Он об этом, например, так: «Ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).
Наша основная проблема
Если человек, например, слеп, то он не может видеть окружающий мир; но компенсирует этот недостаток тем, что ориентируется на ощущения, запахи и звуки. Священное Писание говорит, что после грехопадения человек потерял способность познавать Бога. Слово Божье называет нас мертвыми по преступлениям и грехам нашим (Еф. 2:1). Не имея этой способности непосредственного познания Бога, человек ищет понимания Его путем философского или религиозного исследования. Куда этот путь познания привел человека, мы знаем: религий и философских систем за историю человечества набралось столько, что многие люди само их изучение считают путем познания Бога. И многие на этом поприще обрели всемирную славу, «увековечили» свои имена в памяти народной.
Бог так определил, что через веру в Иисуса Христа как Спасителя и единственного Посредника между Богом и человеком мы становимся «причастниками Божьего естества» (2 Пет. 1:4). Верующие в Иисуса Христа становятся детьми Божьими. Павел пишет об этом так: «А прилепляющийся к Господу – один дух с Господом» (1 Кор. 6:17). Или в другом тексте: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4–5). Иисус Христос называет это рождением свыше, без которого ни один человек не может увидеть Царства Божьего (Ин. 3:3). Итак, для познания Бога человеку нужно иметь живой дух.
Стремление к радости
Мы все стремимся к счастью. События, явления, переживания, вызывающие у нас радость, мы воспринимаем как проявления этого счастья. Глубокое удовлетворение приносят ощущения безопасности, мира, сытости, здоровья, признания, уважения. Для достижения такого состояния люди жертвуют очень многим. Иногда даже рискуют жизнью.
Люди, пережившие войну, голод и разруху, помнят, какую радость им приносил запах вареного картофеля или полученный по продуктовой карточке хлеб. А раз в месяц – кусочек масла. В те времена за булку хлеба можно было поплатиться жизнью. И мне невольно приходят на память сцены из фильма о животных в Африке: львица забила антилопу, а свора гиен ее прогоняет, потом, ссорясь друг с другом, они терзают жертву.
Или еще один пример. На мерцающей молниями, красным светом, залитой дымом сцене выступает музыкальная, если ее можно так назвать, группа во главе с солистом, одетым во все черное, кожаное. Крик, шум, гам, толпа в экстазе от ритма и коллективного восторга. Певец купается в славе. Он счастлив. Признание приносит ему упоение. Толпа видит своего идола, касается его руками, отдает ему свои сердца и счастлива от ощущения сопричастности этому действу.
Довольство от радости победы, сытости, власти, признания и любви в какойто мере знакомо и животному миру. Я не говорю, что это плохо. Я только хочу сказать, что все это человек имеет и переживает как гомо сапиенс. Это радость нашей души.
Искаженное представление
Некоторые люди считают, что все приятное – греховно, что плотские радости противостоят воле Божьей. Но это далеко не так. Бог создал нас такими: со всеми нашими чувствами, потребностями, способностями, творческим началом и потенциалом. Нет ничего греховного в еде, но в объедении, чревоугодничестве – есть. Нет ничего греховного в сексуальных отношениях в браке, а в прелюбодеянии – есть. Нет ничего греховного в стремлении к свободе, но в гордости – есть. Нет ничего греховного в потребности защищенности, но в стремлении к власти и подавлении воли других – есть.
Священное Писание говорит: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иной плотью, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с этими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти... А эти злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им…» (Иуд. 1:7–8,10–11).
Бог создал человека прекрасным. Грех его извратил. Созданное для счастья, будучи извращенным, стало грехом. Есть об этом очень сильные слова в Священном Писании: «Но как они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце, – называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, – то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела» (Рим. 1:21–24).
Всякое извращение добра – зло. Всякое искажение истины – ложь. Все, что Бог дал человеку для радости и наслаждения, прекрасно. Как написано: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светил, у Которого нет ни изменения и ни тени перемены» (Иак. 1:17).
Так что верующий человек имеет то же наслаждение от жизни, те же удовольствия и радость, что и неверующий, но так как они у него – в гармонии с волей Творца, то они его не разрушают, а созидают.
Ограничение временем и условиями
Но все эти радости и удовольствия связаны с определенными обстоятельствами. С удовлетворением потребностей человека, о которых говорится выше. И уже по самому своему назначению они временны. Китайский мудрец Хун Цзычен говорил: «Веселье среди веселья – не истинная радость. Лишь когда постигнешь радость в печали, поймешь, чем живет сердце».
Погоня за славой, богатством, удовольствиями не приносит человеку истинного удовлетворения. В лучшем случае, доставляет кратковременную радость. Но, как говорил Томас Браун, «вереница удовольствий коротка, у радости изменчивый лик». Примечательно в этом отношении высказывание одного из самых богатых людей в мире. Мультимиллиардер Пол Гетти, в ответ на вопрос журналиста о его отношении к деньгам, сказал, что он всю свою жизнь страдал от... недостатка денег.
Верующий человек, имея возможность общения с Богом, став причастником Его естества, будучи храмом Духа Святого, живущего в нем, как написано: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9), имеет в Нем все.
Приведу в подтверждение этой мысли еще выдержки из Священного Писания: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах...» (Еф. 1:3). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славой и благостью...» (2 Пет. 1:3).
Истинная радость –радость совершенная
Все душевные потребности человека находят свое удовлетворение в естественном употреблении всего, дарованного ему Богом. Верующий человек гораздо богаче любого богача в этом мире, счастливее любого победителя Олимпийских игр и довольнее любой супермодели. Почему? Потому что самые главные потребности человека, заложенные в него Создателем, находят свое удовлетворение и приносят ему радость, которая не зависит от обстоятельств жизни. Приведу пример, чтобы показать, что я имею в виду.
Иисус Христос говорил Своим ученикам: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Это сказал Я вам, чтобы радость Моя в вас была, и радость ваша будет совершенна» (Ин. 15:10–11). Только этой совершенной радостью жизни – в соответствии со Словом Божьим, с Его заповедями, Его волей – удовлетворяется сердце человека, созданного для общения с Богом.
Истинная радость –реальность
Все проповедники знают, что если нужно сказать слово на тему радости, то Послание к филиппийцам – клад для подготовки оной. Это послание невозможно обойти, так как описывает оно радость на практике, не в теории.
Написал его апостол Павел, будучи несправедливо арестован и посажен в тюрьму. Сидел он там долго, без суда и следствия, так как правитель в Кесарии ожидал от него взятки, но напрасно. Посадили Павла в тюрьму его соплеменники, для которых он по всей Малой Азии собирал пожертвования, которые и принес в Иерусалим. Там его в храме увидели завистники, подняли шум, обвинили в тяжких беззакониях и чуть не убили. По прошествии двух лет, зная, что на него готовится покушение, Павел потребовал суда у кесаря, то есть в Риме. Туда он попал после долгого, полного приключений путешествия.
Находясь в Риме в тюрьме (здесь он еще два года ожидал суда), Павел пишет письмо в Филиппы. В этом городе он когда-то основал церковь. В то время он тоже пострадал: за то, что изгнал из одержимой девушки злого духа, его арестовали, без суда и следствия побили палками и, заковав в кандалы, бросили во внутреннюю темницу. Там Павел вместе со своим спутником Силой, тоже избитым и в кандалах, до полуночи пел песни и славил Бога.
Так вот, этой церкви Павел пишет письмо. В нем он говорит: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою...» (Флп. 1:3–4).
Павел исходит из того, что его могут казнить, и он пишет: «Но если я и сделаюсь жертвой за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. Этому и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне» (Флп. 2:17–18). В своих страданиях, в ожидании смертной казни, он находит причину для радости и даже призывает друзей радоваться вместе с ним.
Я читал недавно притчу о Франциске Ассизском. Вот она.
«Однажды зимой святой Франциск Ассизский шел с братом Львом из Перузы в Порционкюль. Было так холодно, что они дрожали от стужи. Франциск окликнул Льва, который шел впереди, и сказал ему:
– О, брат Лев, дай Бог, чтобы наши братья подавали по всей земсказал Льву:
– Запиши еще, брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все науки и все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но знали бы все тайны совести души, – запиши, что и в этом нет радости совершенной.
Пройдя еще далее, Франциск опять окликнул Льва и сказал:
– И еще запиши, брат Лев, овечка Божья, что если бы мы научились говорить на языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц, рыб, всех животных, людей, деревьев, камней, вод, – запиши, что и это не было бы радостью совершенной.
Через некоторое время Франциск, опять обращаясь к брату Льву, сказал:
– Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа. Запиши, однако, что не в этом радость совершенная.
Пройдя немного далее, Франциск опять обратился ко Льву и сказал:
– И запиши еще, брат Лев, что если наши братья будут исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или будут воскрешать четырех-дневно умерших, – запиши, что и в этом не будет радости совершенной.
Тогда брат Лев обратился к Франциску
:– В чем же, брат Франциск, радость совершенная?
И Франциск ответил:
– А вот в чем. В том, что если, когда мы прибудем в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и голодные, попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: «Что вы, бродяги, шатаетесь по свету, соблазняете народ, крадете милостыню у бедных людей, убирайтесь отсюда!» – и не отворит нам. И вот если мы тогда не обидимся и со смирением и любовью подумаем, что привратник прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в воде до утра, без ропота на привратника, – тогда, брат Лев, только тогда будет радость совершенная».
У нас очень много причин радоваться. Даже в скорбях, трудах, болезнях, гонениях, самой смерти. Почему? Потому что Иисус назвал самую главную причину нашей радости, которую, по Его словам, у нас никто отнять не может. Он сказал: «Радуйтесь тому, что имена ваши вписаны на небесах» (Лк. 10:20). Иными словами, наше спасение – самая главная причина радости. Иисус утешает Своих последователей: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22).
Авва Аполлос говорил своим ученикам инокам: «Не должно быть печальным (смущенным) тому, кто предназначен к получению Небесного Царства. Да будут смущенными эллины! Да плачут иудеи! Да рыдают грешники! А праведники да веселятся! Размышляющие о преуспеянии в земных делах увеселяются этими размышлениями. Как же не веселиться непрестанно тем, кто удостоился надежды на получение небесных благ?»