Вера и Жизнь 5, 2015 г.
- Что значит это слово?
- Золото или медь
- Силоамская надпись
- Господня земля, или дело было под Полтавой
- Наставления
- Время всегда благоприятное
- Вне очереди
- Из поэтических тетрадей
- Несколько советов ищущему спасения
- Нетленная красота
- Счастливого пути!
- Время свидетелей воскресения
- Война в моей душе
- Простое дело благовестия
- Письма читателей
Силоамская надпись
Олег Пурик
Самолет начал разбег по взлетной полосе Стамбульского аэропорта, и я, пристегнутый в кресле, молился, как обычно, перед каждым взлетом. Я возвращался домой, полный эмоций. Старинный, многоязыкий город с множеством исторических и памятных мест, многообразием архитектурных стилей очень впечатляет. Впрочем, в этом городе меня в первую очередь интересовал лишь один музей. Мне нужно было увидеть все своими глазами… И я увидел!
Колеса самолета оторвались от земли, и он, сделав круг над Босфором, взял курс на Киев. Командир воздушного лайнера поприветствовал пассажиров и пожелал приятного полета, бортпроводники начали разносить напитки и еду. А я в своих мыслях был уже далеко…
Иерусалим, 701 г. до Рождества Христова. Один из древнейших городов мира, первые поселения которого датируются четвертым тысячелетием (!) до Р. Х., в XI веке до Р. Х. занятый евреями и провозглашенный столицей Израильского государства, а в Х веке до Р. Х. – Иудейского царства. Город, который в разное время принадлежал Вавилону, Персидской и Македонской империям, Египту, Селевкидам, Римской империи, Византии, который захватывали арабы, крестоносцы…
Но я возвращаюсь в 701 г. до Р. Х., в дни правления царя Езекии (752–698 гг. до Р. Х.). Он царствовал в Иерусалиме 29 лет (4 Цар. 18:2). Ведь именно для того, чтобы прикоснуться к событиям этого времени, я летал в Стамбул. Что я знал раньше об этой точке на шкале времени? Военная кампания ассирийского царя Сеннахирима против иудейского царя Езекии…
– Воду, сок? – прервала мои размышления бортпроводница.
– Воду, пожалуйста, – ответил я. И сразу же подумал: «Конечно же, воду…»
Вода – еще одно немаловажное звено в обосновании цели моей командировки. Поразившись такому неожиданному совпадению моих размышлений и реальности, обычному вопросу во время полета, оказавшемуся ключом в цепи событий, я задумался, глядя в иллюминатор. Монотонный гул турбин самолета отодвигал реальность куда-то назад, в прошлое, а прошлое, занимая мое воображение, становилось реальностью.Очевидно, в полудреме я начал размышлять о более раннем периоде истории Израиля – о царе Давиде и о том, как он отправился на завоевание Иерусалима, чтобы сделать его своей столицей. Однако Давиду не сразу удалось его покорить.
Опытный военачальник взял крепость Сион (2 Цар. 5:6–7), но доступ в сам город, по-видимому, не получил. Давид искал и нашел новый вариант покорения города. Его опытный глаз заметил высеченный в скале подземный проход, который шел под городской стеной по восточному склону к источнику Геон. И Давид, уделявший основное внимание северному сектору города, решил использовать этот проход для внезапного нападения. Такие тайные ходы, зачастую охранявшиеся недостаточно хорошо, становились ахиллесовой пятой в обороне городов при их осаде. В результате этой военной операции в тылу застигнутых врасплох иевусеев оказались появившиеся из подземного прохода воины Иоава, которому Давид поручил главное командование: «И взошел прежде всех Иоав, сын Саруии, и сделался главой» (1 Пар. 11:6).
Представьте себе, как отряд преодолел пятнадцати-метровую вертикальную шахту между подземным проходом в город и желобом, по которому вода стекала из источника. И вот этот источник, снабжавший водой жителей, сыграет важную роль в событиях 701 г. до Р. Х., связанных с отступлением от стен Иерусалима могущественного ассирийского царя Сеннахирима, и, как следствие, станет причиной моей поездки в Стамбул. Я представил, как воины карабкаются по узкой вертикальной шахте, крадутся по тайному проходу в город, и мне казалось, что седьмым по счету в цепочке воинов был я сам…
– Простите, – обратился ко мне пассажир, сидевший в соседнем кресле, – у вас телефон выпал из рук. – Вот он, – протянул он мне мой смартфон.
– Спасибо, – поблагодарил я его и представился.Сосед также представился. Он оказался бизнесменом, возвращающимся в Киев из Стамбула.
– Спасибо, – поблагодарил я его еще раз и нажал кнопку смартфона. Экран дисплея засветился текстом, который я показал соседу. Это был текст из Четвертой книги царств. – Я читал Библию и, видимо, задремал, – улыбнулся я. – Текст Библии загружен в память моего смартфона: мне так удобно читать ее во время моих поездок…
– Так вы христианин? – спросил бизнесмен.
– Да, христианин, – улыбнулся я.
– И верите всему тому, что написано в Библии?
– Конечно, верю! Библия – это книга Божьих откровений, которые донесли до нас Божьи пророки, люди, избранные Господом, через которых Он обращается к нам.
Сосед улыбнулся:
– Я уважаю вашу веру, потому что вижу и чувствую, что вы в ней искренни. Но давайте будем справедливы: все это, вашу Библию, я могу понять только как множество различных новелл, сказаний, историй, которые передаются из поколения в поколение. Но все это абсолютно бездоказательно. Нет ни единого подтверждения написанному в Библии. Где реальные факты? Одни сказания и легенды подтверждаются другими. Согласитесь, что это так…
Теперь улыбнулся я:
– Простите, вы сказали, что летали в Стамбул по вопросам бизнеса?
– Да, провел переговоры с потенциальными партнерами. Были полезные встречи…
– Вы довольны результатами встреч? Есть какие-то ожидания на перспективу?
– Конечно! Даже более, чем ожидания… Мы подписали договор о намерениях, которые нам предстоит наполнить конкретикой после моего возвращения в Киев.
– Если я вас правильно понимаю, у вас имеется документальный результат вашей работы в Стамбуле? Только, пожалуйста, не посчитайте, что я интересуюсь бизнес-проектами…
– Ну, да… Можно сказать, что и так, – ответил бизнесмен. – А ваши вопросы как-то связаны с Библией?
– Вот именно, связаны! Я тоже хочу рассказать вам о том, ради чего я летал в Стамбул. Давайте закажем чай, ведь лететь еще больше часа, и я расскажу о том, чего вы, возможно, ранее не знали… А узнав, я надеюсь, измените ваше отношение к Библии.И я попросил бортпроводницу принести нам чай. Мы поставили чашки на откидные столики, и я начал рассказывать:
– Судьба каждого народа определяется его способностью противостоять самым грозным вызовам.
– Вы сейчас говорите об Украине? – уточнил бизнесмен.
– Нет, я говорю о древних царствах: Иудейском и Израильском, – ответил я. – Первая и самая главная геополитическая особенность, во все времена определявшая судьбу Святой земли, – это ее географическое положение. Ее территория – единственный сухопутный мост, соединяющий Евразию и Африку. Между морем и пустыней не существует иного пути, кроме как вдоль западного и восточного берегов Иордана. Поэтому правители соседних земель,Ассирии и Египта, стремились установить свою власть над этой стратегически важной территорией, которая была жизненно необходима для торговли в мирное время и для переброски войск в период войны. Постоянная готовность этих держав идти на вооруженный конфликт заставляла народ, стремившийся создать независимое государство на этом перешейке, считаться с главным условием: он был обречен жить под постоянным давлением отовсюду, и только готовность к войне могла гарантировать его выживание…
– Интересно… – пробормотал мой сосед, думая о чем-то своем.
– И сама серьезность угрозы, – продолжал я, – зачастую становится объединяющим фактором, внушает мужество и пробуждает волю. Безусловно, чтобы использовать подъем народного духа и направить его в русло борьбы за спасение страны, требуются нужные люди в нужном месте, а также достойный лидер в подходящее время. Езекия, сын Ахаза, был именно таким человеком. В Библии сказано, что «такого, как он, не бывало между всеми царями иудейскими и после него, и прежде него»(4 Цар. 18:5). И самым важным фактором его влияния на народ было его упование на Бога. И в определенный момент времени Езекия открыто заявил о неповиновении Ассирии: «И отложился он от царя ассирийского, и не стал служить ему»(4 Цар. 18:7). – Я показал на экране смартфона этот стих из восемнадцатой главы Четвертой книги царств.
– Гм, очень даже интересно…
– Езекия запасся достаточным продовольствием на случай нападения ассирийцев, восстановил обрушившуюся стену, устранил бреши в других стенах Иерусалима, не заделанные до тех пор из-за чувства ложной безопасности или недостатка средств.
– Ну, все, как сейчас… – вставил мой сосед.
– Езекия «наготовил множество оружия и щитов»(2 Пар. 32:5), – продолжал я, – построил «кладовые для произведений земли: для хлеба, вина и масла; и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад…»(2 Пар. 32:28).
И, наконец, самым великим деянием Езекии было устройство постоянного источника воды в Иерусалиме – на случай осады: «Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провел их вниз к западной стороне города Давидова» (2 Пар. 32:30).
Царские строители перекрыли воды Геона в том месте, где они выходят на поверхность у подножия холма, на котором стоит город Давида, и направили их в специальный пруд внутри городских стен по подземному туннелю, длиной более пятисот метров и от одного до трех с половиной метров в диаметре.
И, знаете, что интересно: в 1880 году была найдена ставшая знаменитой надпись на стене этого туннеля, которая была произведена во время подготовки Езекии к осаде города по случаю завершения строительства туннеля. Сохранившийся фрагмент гласит: «…И это было причиной строительства; когда же каменотесы поднимали кирки навстречу друг другу и когда осталось пробить только три локтя, слышался голос каждого, зовущего своего товарища; ибо была трещина с юга на север. И в конце работы каждый каменотес ударил, чтобы встретиться с товарищем кирка к кирке, затем потекли воды из источника в пруд, на двести и тысячу локтей, и высота горы над головами каменотесов была сто локтей» (из книги «Библейские сражения» Х. Херцога).
Поскольку вода из туннеля подавалась в Силоамский бассейн, то и надпись, найденная в туннеле, обнаруженном в 1838 году американским священником и библейским археологом Эдвардом Робинсоном, получила название «Силоамская надпись». Её не смогли увидеть известные библейские археологи (к Эдварду Робинсону следует добавить также Чарльза Уилсона и Чарльза Уоррена), потому что вся она была покрыта минеральными отложениями и не была заметна. А вот в 1880 году «Силоамскую надпись» в туннеле обнаружили дети на расстоянии около шести метров от Силоамского бассейна, на камне в восточной стене туннеля. Надпись была тайно вырублена из стены туннеля в 1891 г. и разбита на куски, которые позже удалось собрать.
– И где же она сейчас? Пропала, исчезла? – уже с явным интересом спросил меня бизнесмен.
– Нет, надпись не исчезла. Благодаря деятельности британского консула в Иерусалиме, эту надпись удалось собрать, и теперь ее можно увидеть в Музее Древнего Востока в Стамбуле. Собственно, посещение музея и было целью моей поездки в Стамбул. Я видел этот камень с надписью... Именно поэтому я и спросил вас о результатах вашей поездки... Вы сказали, что имеющийся у вас подписанный документ, касающийся вашего бизнеса, дает вам ощущение реальности в тех вопросах, которые имеют для вас значение. Просто потому, что вы сейчас можете держать в руках эти ваши документы... Что же говорить о документе, которому более 2700 лет! Его тоже можно потрогать руками. Хотя музейные правила запрещают прикасаться к древним экспонатам. На языке археологов это называется «артефакт». Так вот, «Силоамская надпись» описывает то, о чем говорится в Библии! Какое подтверждение может быть для вас еще более реальным?
– Да, убедительно! – Сосед поблагодарил меня за рассказ, и лицо его стало задумчивым.Несколько минут мы сидели молча, лишь монотонный гул двигателей заполнял собой все пространство.
– В следующий приезд в Стамбул обязательно посещу этот музей. Не думал, что это так интересно и, главное, реально... – сказал бизнесмен. – По правде говоря, и Библия у меня есть дома... Кто-то когда-то подарил, но я, к своему стыду, никогда ее не открывал... Считал, что все это – набор сказаний и легенд, что написана она для людей слабых и бедных. А себя я к таким никогда не относил.
Он опять надолго замолчал, как бы о чемто раздумывая:
– Извините, но у нас есть еще немного времени до посадки в Киеве... А чем все закончилось у Езекии с Сеннахиримом?
Я заметил неподдельный интерес в глазах моего соседа.
– Да, немного времени у нас еще есть, – улыбнулся я, вкладывая в свои слова несколько иной смысл. – Вот как описывает это Библия: «Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: „Да не найдут цари ассирийские, придя сюда, много воды“»(2 Пар. 32:2–4).
Сосед наклонился к экрану смартфона, чтобы самому увидеть эти слова в Библии.
– Следует заметить, что эта мера была очень суровой, – обратился я к нему, – и, конечно, имела пагубные последствия для сельского хозяйства, земледелия, скотоводства. Хотя в истории соседней с нами державы похожая тактика практиковалась в 1812 году на пути французской армии, а также в 1941–1942 годах.
Успешное использование пояса иудейских крепостей, с их способностью изматывать врага, очень большие потери в живой силе ассирийских войск, постоянная нехватка воды не умаляли желание Сеннахирима покорить Иудею. Сеннахирим понимал, что пока евреи сохраняют независимость в этом жизненно важном регионе, ассирийская власть над Святой землей и Сирией не будет надежной.
Выстоять против Сеннахирима защитникам, безусловно, помог их высокий боевой дух. Вот
с какими словами обратился Езекия к военачальникам, поставив их перед народом: «Будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним; с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших»(2 Пар. 32:7–8). Тщательно подготовившись к войне, Езекия, однако, возложил все свое упование на Бога. И Бог вмешался: в одну ночь среди осаждавших Иерусалим ассирийцев от какого-то поражения погибло столько воинов, что царь решил отступить.
Мой слушатель молчал. Я чувствовал, что в его душе происходит переоценка ценностей.
– Спасибо вам за все, что вы мне только что рассказали. Просто невероятно! Это многое для меня проясняет! – Он стал серьезным, собранным, и я решил не расспрашивать его, что же именно для него прояснилось.
Когда мы спускались по трапу, покидая борт самолета, он еще раз благодарно мне улыбнулся и крепко пожал мою руку. Больше я его никогда не видел.
...Утром меня разбудил телефонный звонок. Звонил прораб, руководитель строительства нашего молитвенного дома. Поприветствовав меня, он спросил:
– Вы не забыли, что сегодня мы начинаем прокладывать водопровод? Будем проводить воду в молитвенный дом!
Когда я услышал это, мое сердце наполнилось благодарностью Господу.
Я стал на колени для молитвы. Начинался новый день.