Вера и Жизнь 6, 2017 г.
- Душа грустит о небесах
- Куда смотришь?!
- Против всего мира
- Несколько вопросов к читающим Библию
- PRO CHRISTO ET ECCLESIA
- Дорогой рай, или всё оплачено
- Рисунки на руках
- Ключи
- Из поэтических тетрадей
- Служение
- Радоваться в Духе Святом
- От издательства
- Ожидание неба – это более чем эсхатология
- Приговор к пожизненной свободе во Христе Иисусе
- Близок Господь ко всем, призывающим Его!
- Письма читателей
PRO CHRISTO ET ECCLESIA
Иван Лещук
Veritas pro Christo et Ecclesia. В переводе с латинского языка данное выражение означает «Истина ради Христа и Церкви». В своё время эти слова были начертаны над входом в главное здание Гарвардского колледжа – первого учебного заведения в Америке. Основателями знаменитого сегодня на весь мир университета были первые поселенцы Нового Света. Христиане-пилигримы из Европы искренне верили, что они открыли путь в Америку, где царствует настоящая свобода. Они полагали, что на «новой земле» смогут создать «общину святых, смогут свободно радоваться в Господе и обретут спасение души». Экономические и социальные соображения играли для них второстепенную роль. Пилигримы не страшились трудностей в пути. Они осозновали и ощущали присутствие Господа – всегда и везде, «здесь и сейчас». И ради Христа, ради Его святой Церкви они смиренно совершали свой путь, «своё спасение». Странники и пришельцы на этой земле, духовные паломники в небесную страну.
Жизнь в перспективе вечности не лишала пуритан чувства реальности. Переселенцы не только верили. Обладая здравым умом и будучи высокообразованными и интеллектуально развитыми христианами, они активно действовали. Многие из них получили образование в Оксфорде и Кембридже. И, как отмечают историки, «общая стратегия выживания пуритан в новых условиях включала в себя стремление воспитывать своих детей в библейском духе нравственной чистоты». Обосновываясь на новом месте, переселенцы сознательно стремились через систему образования передавать из поколения в поколение свои ценности, культуру и образ жизни.
В результате, благодаря усилиям пуритан, «Букварь Новой Англии» был в то время самым распространённым учебником в Америке. В его основу была положена книга священника Джона Коттона «Духовное молоко для бостонских младенцев... питающее их души». Рифмованный алфавит букваря начинался словами: «Адамов грех коснулся всех». ». В это же время (в 1647 году) Верховный суд ради Христа и Церкви принял знаменитый Закон Делюдера Сэйтана (Old Deluder Satan Law), ставший поворотным пунктом в развитии системы государственного образования в Америке. «Дабы знание не было похоронено в могилах наших отцов...» – утверждали законодатели.
Именно ради Христа и Церкви в 1636 году был основан колледж, известный ныне как Гарвардский университет. Колледж был назван в честь молодого священника Джона Гарварда, завещавшего в 1638 году всю свою библиотеку и половину состояния на развитие этого учебного заведения. Таким образом практически реализовывалась искренняя забота пуритан о сохранении своих верований и традиций. Лидеры переселенцев прилагали все возможные усилия для того, чтобы подготовить грамотных, просвещённых, интеллигентных служителей и учителей для своего народа. И выражение «ради Христа и Церкви» стало для многих из них девизом жизни.
Как следствие программа обучения в Гарвардском колледже была в первую очередь христианской, христоцентричной. Ибо «всё от Него и к Нему». При этом учебный процесс обеспечивал глубокую и всестороннюю подготовку, расширял эрудицию, готовил к посвящённой Богу и людям жизни. Студенты изучали грамматику и риторику, логику и математику, астрономию и философию, латинский, греческий и древнееврейский языки. И самое главное – обучение и воспитание осуществлялось на основе строгой пуританской морали и христианского благочестия.
Зачатки либеральной идеологии появятся в стенах Гарварда в начале XVIII века. Всё это будет уже во имя человека, интеллектуальной свободы и терпимости... Наступит время, когда во имя толерантности либералы исключат из девиза университета его сердцевину, его суть – «pro Christo et Ecclesia» («ради Христа и Церкви»).В результате останется лишь одно слово «Veritas» («Истина»). Останется истина сиротствующая, истина без Христа, истина не ради Церкви... Возможно, именно поэтому на сегодняшний день мыслящие люди предупреждают о кризисе светского образования в Америке. Говорят о том, что «педагогические нормы размыты». Говорят о потере доверия к нравственным устоям светского образования и культуры.
В связи с этим у многих возникает «чувство неуверенности и безысходности». Ведь отвергнув Бога и Его законы, мирское общество утратило истинные духовные ориентиры и осталось «у разбитого корыта». Процесс развития образования и искусства, науки и техники пошёл по ложному пути, приведшему народ на край пропасти. Псевдодуховность и псевдонаучность привели к «девальвации духа», «демонизации интеллекта», «демонизации мировой истории, которая, извиваясь по-змеиному, потрясающим образом увлекает в сферу своего проклятия политику, религию, культуру и цивилизацию, изобретения и открытия, последующее развитие и прогресс» (Эрих Зауэр. Бог, человечество и вечность).
Всё, что не ради Христа и Его Церкви, временно и тленно, а зачастую даже греховно и смертельно, опасно для души человека. Напротив, творчество человека ради или во имя Господа – вечно и бессмертно, уникально и духовно живительно. Ради Христа и Церкви творил великий гений в области музыки Иоганн Себастьян Бах. Композитор Бах не просто сочинял музыку. Он привносил в неё благочестие, нравственность, духовность. Он искренне верил в Бога и трепетал перед Его Словом. Его благоговение перед Библией выражалось даже в том, что свои труды он писал чёрными чернилами, но если в тексте попадались слова из Библии, Бах аккуратно выделял их красным цветом. Немецкий теолог-миссионер, лауреат Нобелевской премии мира доктор Альберт Швейцер, исследовавший творчество Баха, констатировал: «Свои партитуры Бах украшал особенными словами „Gloria Soli Deo“, которые значили „Слава Единому Богу“. Эти слова были для него не формулой, а исповеданием веры, пронизывающим всё его бессмертное творчество».
«В одну из своих последних ночей (будучи уже незрячим) он (Бах) сочинил мелодию, которая плавно и нежно возносилась ввысь, как рассвет, встающий из мрака и постепенно заливающий всё небесным светом. Он назвал эту мелодию „Вот я перед Твоим престолом!“ Бах позвал свою жену Магдалину. Его незрячие глаза сияли. „Магдалина, там, куда я иду, я буду вечно слушать настоящую музыку“, – восторженно и несколько загадочно произнёс музыкальный гений. Затем он попросил спеть для него христианский гимн.
И в то время, как родные пели, они видели, как величественный покой озаряет лицо незрячего физически, но духовно видевшего композитора. Он уже был в мире ином... Он уже слушал настоящую музыку, музыку Неба...»
Ради Христа и Церкви совершала своё служение милосердия известная всему миру мать Тереза. Ради Христа и Церкви, подобно апостолу Павлу, она от всего отказалась и всё почитала за сор. Как-то у одного журналиста, наблюдавшего ежедневную работу матери Терезы и сестёр её ордена Милосердия с прокажёнными, больными и умирающими, вырвалось: «Я бы не сделал этого и за миллион долларов». И, как глас свыше, прозвучал голос любви из уст этой хрупкой, но духовно сильной женщины. «За миллион и я бы не сделала, – ответила мать Тереза, – только бесплатно! Из любви ко Христу!»
Ради Христа и Церкви многие христиане принимали мученическую смерть, совершая подвиг любви, изменяя мир. В 404 году после Р. Х. христианский подвижник по имени Телемах посетил Рим. Во время осмотра «вечного города», уже давно считавшегося христианским, подвижник был захвачен огромной толпой, двигавшейся в сторону Колизея. Не имея представления о том, что произойдёт, подвижник, оказавшись в Колизее, сел вместе с другими зрителями на одну из скамеек верхнего ряда. Вдруг, к его ужасу и изумлению, на песчаную арену вышли маршем вооружённые гладиаторы, отсалютовали не кому иному, как «христианскому» императору, и начали бессмысленно убивать друг друга, развлекая толпу «христианской» нации...
Возмутившись духом и не думая об опасности для жизни, Телемах вскочил на ноги и громко закричал: «Во имя Христа, остановитесь!» Но его протест потонул в криках кровожадной толпы, жаждущей «хлеба и зрелищ». Тогда подвижник быстро сбежал вниз и, спрыгнув на арену, воскликнул: «Остановитесь, во имя Христа!» Произошло временное замешательство, гладиаторы застыли на месте от изумления, толпа стала освистывать мужественного христианина, но он продолжал смело взывать ко всем и каждому: «Во имя Христа, остановитесь!» Телемаха убили...
Над ареной воцарилась полная тишина... Пристыжённые зрители поднимались и один за другим старались незаметно покинуть Колизей... Христианин Телемах умер мученической смертью, но его смерть стала победой над безумием людей, а битва гладиаторов, которую он прервал, была последним кровавым «спортивным» зрелищем, которое устраивалось в Колизее: указом императора Гонория, потрясённого мученической смертью Телемаха, гладиаторские бои были запрещены.
Мы все на пути, мы все духовные паломники и странники... И если мы на правильном пути, то нам ещё многое предстоит совершить «ради Христа и Церкви».