Менора 1, 1996 г.
Раввин Хаим из Кишинева
Хаиму не было и пяти, когда отец научил его произносить слово «Бог». Вскоре он мог сам читать Священные Писания. А повествования об Илии полюбил до такой степени, что однажды убежал из дому, «потому что хотел вознестись на небо»!
Судьбой было уготовано, чтобы Хаим Гурланд стал раввином. Будучи твердо уверен в божественном происхождении книг Библии, раввин Гурланд в то же время сомневался в том, что Талмуд инспирирован свыше. Это сказывалось на формах его проповедей в синагоге, что, конечно же, не осталось не замеченным начальством. В конце концов старший раввин потребовал его отставки, но Гурланд отказался. Он оставался на службе еще два года и все же впоследствии вынужден был уйти. С этих дней он вступил в трудную полосу своей жизни. Как-то один еврейский разносчик книг принес ему издание Нового Завета на иврите. Чтение привело его к новым сомнениям, и глубокая печаль овладела им. В то время Гурланд, давая частные уроки, жил очень бедно. Вскоре после того, как раввин прочел Нагорную проповедь и описание первой христианской общины в Иерусалиме, состоявшей исключительно из евреев, его посетил пастор Фалтин. Фалтин был известен тем, что поддерживал дружеские отношения со многими евреями в Кишиневе. Он предложил Гурланду:
– Я неплохо рисую и был бы рад преподать Вам уроки рисования и немецкого языка, а Вы, в свою очередь, будете читать со мною раз в неделю Библию на иврите. Мне бы хотелось усовершенствовать свои знания иврита.
Раввин согласился. В ходе чтения они подошли к 53-й главе книги пророка Исаии, к одной из самых замечательных частей Библии. В обычаях евреев было пропускать эту главу в еженедельных чтениях в синагоге. Поэтому раввин Гурланд попросил пастора Фалтина не читать 53-ю главу. Пастор сказал:
– Я буду молиться, чтобы Господь дал Вам мужества захотеть узнать правду о спасении людей Богом.
С тех пор раввин не мог не думать об этой замечательной главе, чувствовал, что малодушием было с его стороны бояться узнать, что Господь раскрыл в ней.
На следующей неделе Гурланд выразил свою готовность и желание прочесть 53-ю главу. Пастор Фалтин сказал:
– Позвольте мне прежде прочесть Вам историю страданий Христа, как это описано в Новом Завете.
После того, как это было сделано, они прочитали 53-ю главу Исаии, которая была написана более чем за 700 лет до рождения Христа. Раввин Гурланд согласился, что эта глава – совершенная картина того, за что и как Христос страдал и умер на Голгофе.
Пройдя на иврите подробнейший разбор всех книг Библии, как Ветхого так и Нового Заветов, 33-летний Гурланд и его жена захотели признать Господа Иисуса Христа, пройдя через традиционный еврейский обряд «твила» (крещение), как и заповедал Мессия.
Возмущение среди ортодоксальных иудеев было настолько сильным, что некоторые из них поклялись убить своего бывшего раввина, если он публично признает Иисуса Мессией.
Пастор Фалтин спросил раввина, не лучше ли для него не делать из крещения публичного события, а выполнить волю Мессии тайно.
Раввин ответил:
– Нет, Иисус Христос – живой и могущественный Спаситель. Он может защитить меня. Если Он не пожелает, то я хочу пострадать и умереть за Него.
Когда пришел день крещения, еврейская община была сильно взволнованна. Помещение, где проходил обряд крещения, было переполнено христианами и евреями. Священник читал проповедь о Христе, Который пришел спасти заблудших. Перед крещением Гурланд выступил с небольшой речью, в которой он сообщил, что при чтении 53-й главы Исаии получил небесный свет и что он верит, что Иисус Христос и есть обещанный Мессия и Спаситель. Во время акта крещения и службы все было спокойно и тихо. Однажды Иисус успокоил бушующее море, теперь Он утихомирил бушующие сердца.
Для Хаима Гурланда началась новая жизнь. После изучения теологии в Берлине он стал работать со своим другом и духовным отцом пастором Фалтиным в Кишиневе. В первый день своей деятельности он выступил с проповедью на 16-й стих 1-й главы Послания к римлянам: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину».
Как благовестник он проводил занятия для евреев, вел большую переписку, и Дух Святой давал ему возможность приводить многих к Господу. Он выступал в церквах, рассказывая о своей работе и пробуждая у верующих интерес к Израилю.
Несмотря на множество разочарований в работе и многочисленные испытания, Гурланд смог посеять семена любви к евреям в сердцах многих христиан, желание работать с ними, указывая им путь к спасению. Перегрузка в служении сказалась на его здоровье: он часто чувствовал себя очень слабым. Когда его спрашивали, каким образом он может постоянно быть таким активным, несмотря на слабое физическое состояние, Гурланд отвечал: «Я сам себе читаю наставления. Болезнь – серьезная проверка, особенно постоянная болезнь; я знаю это из опыта – это темная долина. Часто Господь дает немного света, достаточного лишь для одного шага, но верующему гарантирован славный исход, так как Господь ведет его из тьмы к свету».
На 74-м году жизни Гурланд ушел к своему Господу, Которого так любил и Которому так самоотверженно служил всю свою жизнь. На похоронах Гурланда его зять прочитал любимые стихи раввина из Библии: «Возрадовался я, когда сказали мне: «Пойдем в дом Господень». Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, – Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно...» (Пс. 121:1–3).