+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2000 г.

Чистое от нечистого

Меир бен Нёмен

Когда мне было лет десять, я случайно узнал, что я, оказывается, принадлежу к избранному народу. Конечно, я не понимал сути узнанного, но понял и не задумываясь принял, что я не такой, как все, хотя и прежде чувствовал это. В течение почти полувека я не знал, для чего и кем избран, и полагал, что для гонений и не Богом (в Него я тогда не верил – был атеистом), а роком, судьбой, и всерьез об этом не задумывался. Полагаю, что и большинство евреев бывшего Советского Союза, будучи атеистами, тоже не знали и не думали о своем избранничестве. Они были отсечены от своих корней, от традиций, истории (особенно после 1949–1952 гг.), от еврейства, которое для многих до сих пор заключается в иудействе, ибо только ортодоксы хранят традиции.

В конце 40-х – начале 50-х годов в СССР был похоронен язык идиш, на котором говорили советские евреи, была уничтожена культура (театр, литература), ее носители были физически истреблены. Но еще раньше была практически запрещена религия, изгнана вера. Это относится не только к иудаизму, но и к другим религиям, т. е. они (религии) продолжали существовать, приспособившись к власти и сотрудничая с ней. Таким образом, евреи были не только атеистами, но были оторваны от своих традиций, культуры, были насильно ассимилированы, обрусели и о своей национальности вспоминали, лишь сталкиваясь с кадровыми проблемами.

Теперь, когда коммунистический колосс рухнул, евреи в массе своей возвращаются к еврейству, стараются осознать себя евреями, хотя вопрос о том, кого следует считать евреем, все еще дебатируется, и большинство с интересом и удивлением узнают, что они, оказывается, принадлежат к избранному народу.

Для чего избран Божий народ, хоть и вскользь, в «Меноре» упоминалось: евреи избраны для осуществления плана восстановления отношений Бога с человеком в свете создания Церкви Божьей. С этой целью через евреев людям дана была Библия. Это первое откровение Бога – Его Слово. (Существует легенда, что Закон, Тору, Творец предложил и другим народам, но только иудеи приняли его. Легенда мало правдоподобна, но льстит самолюбию евреев.) Еврейскому народу предназначено возвещать славу Бога: „Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою“ (Ис. 43: 21); „И сказал мне: ты раб Мой, Израиль, в тебе Я прославлюсь“ (Ис. 49:3). В этой связи любопытно вспомнить еще одну легенду, а может быть, и быль. Прусский король Фридрих Великий, атеист, просил своего врача, человека очень набожного, привести ему доказательство существования Бога: „И побыстрее, у меня нет времени!“ Врач тотчас ответил: „Евреи, Ваше Величество!“

Евреи избраны дать миру Мессию, точнее, из среды этого народа должен был произойти и произошел Спаситель и Искупитель иудеев и язычников.

Но почему для осуществления Своего плана Творец избрал именно евреев? Почему нас? Что Он нашел в нас?

Разумеется, Творец, обладая свободной волей, коей Он наделил и человека, волен поступать по Своему желанию, но Его воля отнюдь не лишена разумного обоснования – это не своеволие, в ее основе должны лежать какие-то осмысленные аргументы. Конечно, наши пути – не Его пути, и понять их полностью нам не дано, но стремиться к этому, пытаться понять Творца нам следует, хотя сделать это мы можем лишь в той мере, в какой Господь нам открывается.

Своим избранием Бог выразил отношение к избираемому, который должен был отвечать определенным требованиям, предъявляемым Творцом, обладать какими-то качествами, которым Бог придавал определяющее значение. Конечно, при этом не следует забывать, что Сам Бог создал народ, обладающий этими качествами, народ, отвечающий установленным требованиям, что Сам Творец предопределил наличие этих качеств в иудеях. Этот народ и его отношения с Творцом сотканы из противоречий. Создал и избрал. Сначала создал (разве Он не знал, какими качествами будет обладать создание?!), а потом избрал?

Здесь, как и во многих других вопросах, мы сталкиваемся с двумя несовместимыми, но тем не менее сосуществующими явлениями: свободная воля, право выбора и предопределенность. С одной стороны, мое спасение зависит от моего выбора – Иешуа искупил всех, но, с другой стороны, спасение примут предызбранные, которых Творец предопределил еще до создания мира. Так же, как Он предопределил жертву Иешуа, однако у Него был выбор, и Он добровольно (по Своей воле) принес Себя в жертву, чтобы восстановить отношения человека с Богом. Понять существование несовместимых явлений одновременно и выступающих совместно нам не дано, мы должны принять это как данность, т. е. поверить. Лучшей иллюстрацией к сосуществованию исключающих друг друга явлений в окружающем нас мире (природе) является природа света. Как известно, свет имеет двойную природу: он обладает волновыми свойствами (проявляется, например, в явлениях дифракции и интерференции света) и корпускулярными (проявляется, например, в явлении фотоэффекта), т. е. состоит из частиц – фотонов. Те и другие свойства не могут быть объяснены с помощью одной общей теории, они исключают друг друга. Уже в основополагающей формуле квантовой механики (Е = h v) имеется это противоречие: энергия частицы определяется характеристикой волны.

Каковы же эти качества? Выдающийся философ, поэт и публицист прошлого века Владимир Сергеевич Соловьев считал, что евреи обладают, по крайней мере, тремя особенностями, определившими выбор Творца, хотя эти особенности, по его мнению, „не только согласуются, но прямо противоположны друг другу“. (Уже в этой фразе видны единство и борьба противоположностей – закон, определяющий очень многое в этом мире.)

Важнейшая особенность евреев заключается в их исключительной, особой, отличной от других народов религиозности. (Этот аспект следует рассматривать с учетом всей четырехтысячелетней истории евреев, не придавая большого значения их отходу от религии, ибо в СССР за годы господства атеистической власти эта религиозность, особенно в конце 40-х – 50-х годов, когда был истреблен цвет еврейской интеллигенции Советского Союза с ее культурой и искусством, претерпела существенные изменения, притом такие, что само наличие религиозности можно поставить под сомнение.) Эта религиозность евреев доходит до полного самопожертвования. История изобилует примерами, когда евреи предпочитали смерть отходу от своей веры, от своего Бога. Мы народ Книги, «закона и пророков, мучеников и апостолов».

Иудейство всегда видело в Боге Дух: вечный, живой, самодостаточный, Который Сам Себя определяет и является совершенной и непостижимой Личностью. Религия евреев – это отношения с Богом, взаимодействие божественного и личного. У язычников бог – сверхчеловек, но все же человек, а человек – просто раб, раб стихии. У евреев же Бог – Дух, непостижимый, вечный, живой, всемогущий, вездесущий. По словам В. С. Соловьева, родоначальник Израиля не мог верить в то, что ниже человека (стихии, демонические силы), он искал личного и нравственного Бога, в Которого человеку не унизительно верить, и этот Бог явился, и признал его, и дал обетования его роду. Здесь мы подходим ко второй особенности евреев, послужившей аргументом в пользу их избрания Творцом. Это высокая оценка своего „я“, личное самосознание одного человека и всего народа. Человек не намного ниже своего Творца, он выше всех других творений, он рожден властвовать. „Немного Ты умалил его (человека) пред ангелами“. Бог вдунул в человека душу живую, часть Себя, человек – это частица своего Творца. Конечно, человек – это всего лишь прах, червь, но это в сравнении с недостижимым и непостижимым Богом, а по отношению ко всему остальному... Это высокое самосознание, как личного „я“, так и народа Израиля в целом проявляется постоянно в стремлении своим трудом достичь благополучия собственного, семьи и народа. Это личностное постоянно проявляется в стремлении постичь окружающий мир, постичь Самого Бога. Это стремление сравниться с Самим Творцом проявилось и в известном противоборстве Иакова с Богом. Такие качества народа, как дерзость, непокорность, жестоковыйность, являющиеся следствием высокого самосознания, высокой оценки своего „я“, казалось бы, не должны существовать совместно с преклонением пред непостижимым Духом. Одно исключает другое, но такое взаимосочетание присуще Израилю как народу. Такое проявление характера народа, его самоутверждение, придание большого значения своему „я“ и есть источник неоднократного отхода от Господа, стремление как бы соперничать с Самим Богом. Израиль – народ послушный, но вместе с тем и непокорный. Творец – недостижимый, несравненный, Дух, все пронизающий, но и мы не пешки. Дерзко? Да! Но мы творение Твое, и творение исключительное. Ты нас создал, так считайся с нами. Мы, действительно, прах, пепел, мы ничто и ничего не можем, но можем все, если с нами Ты. Мы достойное создание величайшего Бога. Вожди евреев, праотцы были достойны Божьего избрания. Завет Бога с Израилем есть средоточие иудаизма. Никакая другая религия не принимает форму договора, завета между Богом и человеком. В иудаизме Бог находит в человеке существо, достойное Его общения. Я был поражен, читая в Библии о борьбе Бога с Иаковом. Что, Творец не мог побороть человека? Я думаю, что так же, как и в случае принесения Авраамом в жертву Исаака, Творец здесь испытывал Израиля. Но, с другой стороны, человек в лице Иакова дерзнул бороться с Самим Богом! Дерзнул и... одолел! „Ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь“ (Быт. 32:28).

Третьей особенностью еврейского народа, определившей выбор Творца, по мнению В. С. Соловьева, является их материализм. Конечно, здесь речь идет не о философском понимании материализма (принятие первичности материи), ведущем к атеизму. Евреи никогда не сомневались в первичности духа, и для них существование Бога всегда было само собой разумеющимся. И не о мелочной расчетливости или меркантилизме, стяжательстве, которые, по расхожему мнению, основанному на их очевидных успехах в финансовых вопросах (базирующихся скорее на умении), присущи евреям. Это, так сказать, практический материализм. Показывая, что оба вида материализма не являются отличительной чертой евреев, В. С. Соловьев отмечает особый вид материализма, который он называет религиозным материализмом. Иными словами, евреи стремятся духовность, идеи религии связать с повседневной жизнью, идеалы воплотить на практике. Евреи хотели бы, чтоб высшие духовные начала имели материальное выражение. Им требуется материальное воплощение духовного, они верят в невидимое, но хотят, жаждут ощутимого проявления этого невидимого. Особенность их религиозного материализма в том, что они не отделяют божественного духа от его материального выражения, от телесной оболочки духа. Евреи, соблюдая кашрут, по словам В. С. Соловьева, „стремятся через материальную природу служить Богу, а потому отделить чистое от нечистого, сделать ее (природу) достойной храма высшего существа“.

Понимая всю сложность сочетания трех описанных особенностей еврейского народа, хочется вернуться к вопросу о причинах избрания Предвечным народа для Себя. Избрал из уже имеющихся или создал по Своему желанию именно такой народ, с описанными свойствами?

Архив