+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 3, 2000 г.

Письмо в журнал

Марк Раик

Уважаемый г-н Надель!

Спасибо за письмо. Оно не единственное с замечаниями по поводу вступления к статье А. Меня «Уникальность канонических Евангелий», но оно написано (в отличие от другого) в достаточной мере уважительно, с желанием объяснить свою позицию, а не просто обругать, и поскольку я являюсь автором вступления, вызвавшего определенные нарекания, я счел необходимым ответить.

Основное ваше замечание касается высказывания, что А. Мень «был чужеродным телом в среде русской православной церкви».

Здесь имеет место замена (смещение) понятий, то есть прежде следует договориться о терминах. Что мы понимаем под «русская православная церковь»? Я допускаю, что мои слова могут быть поняты не совсем так, как я бы этого хотел. В Вашем письме наряду с весьма широко известными, почитаемыми и глубоко верующими служителями православной церкви, такими, как Сергей Радонежский, митрополит Филипп и Нил Сорский, упоминается плеяда русских православных религиозных мыслителей конца XIX и первой половины ХХ вв.: В. Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Н. Бердяев, С. Франк, Н. Лосский.

Да, если под РПЦ понимать указанные и подобные им имена, то, безусловно, А. Мень из этой же фаланги. Но РПЦ давно уже не та. Еще и в те времена среди известных деятелей православной церкви были вдохновители еврейских погромов, процессов о ритуальных жертвах и пр. После же революции 1917 г. РПЦ запятнала себя (это еще мягко сказано), кроме прочего, и сотрудничеством с властью тирании, у которой не было абсолютно ничего святого. Я вообще сомневаюсь, верят ли теперешние высокие служители и иерархи русского православия в само существование Бога, не те ли это атеисты – ставленники КГБ, державшего в своих руках приводные ремни кадровой политики во всех отраслях деятельности.

Вы пишете: «Люди, зараженные вирусом национализма». На мой взгляд, это слишком мягко сказано. Следует сказать: «Рассадник национализма, ксенофобии и антисемитизма». «Мы русские, мы православные» – к этому, многократно слышимому, добавить нечего. Надо признать, что такова преобладающая масса. Многие прихожане Библию не читают, то, что Сын Божий в земной жизни был явлен евреем, они не знают (или не хотят знать), не говоря уже о том, что первая Церковь Христа сплошь состояла из евреев, и Священное Писание – еврейская книга.

Я, конечно, не исключаю наличие в лоне православия искренних верующих, настоящих последователей Спасителя и ни в коей мере не хотел бы обидеть или огорчить их ни тем вступлением, ни этим письмом.

Таким образом, говоря о чуждости А. Меня РПЦ, несмотря на то, что он был православным священником, я имел в виду не отдельных выдающихся религиозных деятелей и философов – вершину порядочности, а, прежде всего, современную правящую верхушку и обманутые ими массы, простых прихожан, которые не знают, что верить в Бога, во Христа – значит следовать за Ним, любить ближнего и дальнего, жить с сознанием того, что «спасение от иудеев».

О состоянии современного русского православия говорят некоторые публикации, появляющиеся время от времени в печати. Приведу пример. «Со смертью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена возвратилась «вся злость средневекового сектантского фундаментализма. Все неправославные христиане объявляются врагами Бога и Церкви, Патриархия добивается (уже добилась) введения в России нового закона «О свободе совести», (лучше бы его назвать «О свободе от совести»), с помощью которого преследуются не только другие конфессии, но и прогрессивное православное духовенство». Слишком дорого для нас православие ... чтобы спокойно смотреть на его не такое уж медленное превращение в секту».

В заключение православный священнослужитель предупреждает об опасных тенденциях: «В Москве уже раздаются крики: «Смерть еретикам!»» А с сектантской точки зрения, замечает он, еретиков – большинство населения земного шара.

«И если учесть, что в Русской Православной Церкви усиленно культивируется, хотя пока и неофициально, антисемитизм, то бойня в скором времени может выйти небывалая. Варфоломеевская ночь шуткой может показаться, «Белое братство» – детскими забавами, а иеговизм – просто образцом благочестия и примером для подражания. Да сохранит Господь от всего этого нас».

«Человек и христианское мировоззрение», №4, 1999 г. Симферополь, Украина.

Такое христианство, такие христиане – источник преткновения на пути к Мессии не только для евреев. Трудно работать среди евреев. А «Менора» – это еврейский мессианский журнал. Ведь постоянно надо доказывать, что такие православные не могут называться христианами. Мы в журнале не устаем повторять, что, если мышь забралась в коробку из-под шоколада, она не сделалась еще конфетой.

О язычестве в православии я не говорю, это отдельный разговор.

Простите, если задел Ваши религиозные чувства, я этого не хотел.

Архив