+7 (905) 200-45-00
inforussia@lio.ru

Менора 2, 2001 г.

Право на мнение

- Но ведь в Послании к римлянам (2-я глава) говорится, что «не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти...»

- Мы должны воспринимать Писание таким, каким оно является, а именно - Словом Божиим.

«И будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей... истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой» (Быт. 17:13-14).

Исходя из самой Торы, постановление об обрезании является вечным и строгим. Вечным потому, что сам завет с Авраамом является вечным. Строгим потому, что сознательное игнорирование постановления самим человеком или его родителями отторгало человека от общины завета. Ради исполнения заповеди обрезания разрешалось даже нарушить заповедь о субботнем покое (Ин. 22:23). Во все времена евреи, которые поклонялись Богу в духе и истине, не нарушали этих повелений, иногда даже рискуя жизнью, как во времена Маккавеев. Неразрывная связь между еврейством и обрезанием отражена, естественно, и в книгах Нового Завета. Слово «иудей» и «обрезанный» во многих случаях являлись просто синонимами, как например, в Деян. 10:45; Рим. 3:29-30; Гал. 2:7-8.

Вопреки, казалось бы, невозможному, Авраам поверил Божьему обещанию произвести от него многочисленный народ, и Бог вменил ему это в праведность. Не обрезание сделало Авраама праведником, наоборот - обрезание он принял от Бога как печать праведности, которая была уже вменена ему до этого (Рим. 4:10-11). Той праведности в глазах Бога, которая во все времена основывалась на вере в Слово Божие. Подобным образом Бог желает от всякого еврея, физического потомка Авраама, чтобы у него на теле был знак, напоминающий о праведности Авраама по вере.

- Почему же Новый Завет предупреждает: «Берегитесь лжеобрезания» (Флп. 3:2)?

- Зная греховную природу человека, Господь в Торе говорит о важности другого обрезания - обрезания сердца - как обращения к Богу с искренней верой и как результат того, что человеку вменяется праведность, подобно Аврааму. Это было сказано в повелительном наклонении как заповедь (Втор. 10:16) наравне с заповедью физического обрезания. Во все времена, были евреи и неевреи с обрезанным сердцем. Они всегда были в меньшинстве, но верны Божьему откровению своего времени. Они не плясали вокруг золотого тельца, не преклоняли колени пред Ваалом, омывали ноги гонимым пророкам, отказывались от нечистой пищи в стране изгнания, принимали твилу у пророка Иоанна, раздавали свои имения, следуя за Иешуа, бесстрашно проповедовали Его в синагогах и перед царями, народами и так далее. Думаю, именно о таких евреях Иешуа сказал: «Овцы мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную» (Ин. 10:27-28). У них не было проблемы противопоставления физического обрезания и обрезания сердца. Первое необходимым образом дополняло второе. Они не полагались на свое плотское обрезание как на средство спасения, но лишь на милость Божию. Человек с обрезанным сердцем, написавший слова: «Блажен, кому отпущены беззакония и чьи грехи покрыты» (Пс. 31:1), был обрезан по плоти и обрезал своих сыновей. Иешуа пришел, чтобы уничтожить грехи как обрезанных сердцем нашей эпохи, так и праведников, живших задолго до Его земного служения искупления.

Итак, еврей гармонично соединяет в себе эти два обрезания.

- Как же ты объяснишь заявление апостола Павла в 1 Кор. 7:19, что «обрезание - ничто и необрезание - ничто»?

- Конечно, образ важнее прообраза. Обрезание сердца, то есть покаяние, и принятие спасения через веру в Иешуа как личного Искупителя и Господа важнее любой другой заповеди, так как создает фундамент отношений с Богом. Его, покаяния, абсолютно достаточно для спасения, и здесь нет различия между людьми. Именно в этом смысле в Мессии «нет ни эллина, ни иудея». Общая и равная греховность евреев и народов, описанная апостолом Павлом в первой и второй главах Послания к римлянам, предполагает и общность пути оправдания - по благодати, а не по заслугам. Итак, обрезание, равно как и дарованная Израилю Тора, никогда и не давалось Богом с целью оправдания, но лишь как знамение или средство выражения веры тех, кто уже спасен, обрезан сердцем. Вот почему даже обрезанный и ультрарелигиозный, но не верующий в Иешуа еврей, согласно Торе и Писаниям, хотя и является физическим потомком Авраама, не является чадом Авраамова завета, не соответствует цели создания Израиля и является евреем лишь этнически.

- Обрезание было необходимо, чтобы выделить народ, а сегодня ведь обрезание есть и у других народов?

- Из истории известно, что обрезание - достояние не одного только еврейского народа. Некоторые древние народности и племена, не знавшие истинного Бога, также практиковали этот обряд. Этот факт еще более наглядно иллюстрирует, что сам по себе этот ритуал еще не отделяет еврея от язычника. Господь сделал Иешуа «краеугольным камнем» Своего завета с Авраамом; ведь завет включал также обещание Бога, что «благословятся в семени твоем все народы». Как толкует само Писание, Бог имел в виду не потомство вообще, но конкретного Потомка - Мессию и Искупителя (Гал. 3:16). Поэтому отвержение этого Потомка противоречит самой сути высокого призвания быть евреем, лишая человека всех благословений завета, и, как следствие, делает бессмысленным физическое знамение завета на теле человека. Именно о таких иудеях Павел писал: «Не тот иудей, кто таков по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве» (Рим. 2:28-29). Павел не устраняет здесь заповедь плотского обрезания, по букве, как многие полагают, а лишь говорит, что ее исполнение не имеет смысла без обрезания сердца и что, с точки зрения Бога, любые видимые признаки еврейства еще не делают человека, родившегося в еврейской семье, подлинным евреем, потомком Авраама. Он сужает категорию подлинных евреев, утверждая, что из всех евреев, обрезанных плотским обрезанием, лишь верующие в Мессию являются таковыми.

- Какая же польза от обрезания спасенному верующему еврейского происхождения?

- Что касается уже спасенного в Мессии человека, то обрезание или какая-либо другая заповедь Писания уже не сделает его более спасенным или оправданным, так как ничего уже не может прибавить к полному и окончательному оправданию в Мессии. Необрезание мессианского верующего ослабляет силу его свидетельства об Иешуа евреям, которые обычно судят о нашем Мессии по нашим собственным словам и делам. Около 2000 лет назад противники Иешуа оклеветали Павла в том, что он всех иудеев, живших среди язычников, учил «отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям» (Деян. 21:21). И сам Павел, и апостолы знали, что это было откровенной ложью (см. Деян. 21:24-25), и сознание своей правоты и невиновности давало им силы смело защищаться и свидетельствовать, не компрометируя при этом учение Иешуа. Я знаю также, что многие современные мессианские евреи, которые по различным причинам не были обрезаны, не раз испытывали смущение и затруднение при благовестии, когда их неверующие еврейские собеседники узнавали об этом.

- А как ты празднуешь шаббат? Как национальный или как религиозный праздник, учитывая, что мы уже вошли в него?

(Окончание в № 3/2001)

Архив