Менора 2, 2001 г.
Распространенное заблуждение
Меир бен Нёмен
Что мы представляем, когда слышим: «грехопадение», «первородный грех», «зачат во грехе»? Обычно, если не всегда, такие слова мы связываем с физической близостью наших прародителей Адама и Евы. Когда говорят: «Она согрешила с тем-то» (чаще почему-то именно она согрешила, а не он), имея в виду супружескую измену, то в этом высказывании все верно, ибо любая измена, всякий обман есть грех. В Библии любовная связь, не скрепленная узами брака, называется прелюбодеянием и справедливо считается грехом. Но когда слова «первородный грех», «грехопадение», «зачат во грехе» связывают с интимными отношениями между мужчиной и женщиной, то это не соответствует библейскому пониманию. Интимная, физическая близость мужчины и женщины в Библии передается иначе: «Адам познал Еву, жену свою»; «И познал Адам еще Еву, жену свою, и она родила сына» (Быт. 4:1, 25). Или еще: «И познал Елкана Анну, жену свою» (1Цар. 1:19). Интимная связь между мужчиной и женщиной в соответствии с Библией в глазах Творца не только не является чем-то предосудительным, но, напротив, Господь повелел: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1:28). Это было естественным, они «были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились» (Быт. 2:25). Определив понятие «грех», его библейское значение, можно глубже осознать и библейское понимание грехопадения и первородного греха. Грех - это непослушание Творцу, отход от Бога в любых его проявлениях. Всякое уклонение от установлений Всевышнего есть грех; неисполнение любой Его заповеди - грех; отсюда любая ложь («не произноси ложного свидетельства», Исх. 20:16), любое присвоение чужого («не кради», Исх. 20:15) или даже только желание чего-нибудь, не принадлежащего тебе («не желай... ничего, что у ближнего твоего», Исх. 20:17), есть грех. Больший или меньший - это другой разговор. Мы не знаем, делит ли Бог грехи на большие и не очень, существуют ли в Его глазах мелкие, «простительные» грешки. Это как если при стрельбе не попал в цель, то согрешил, если попал, то нет. Насколько отклонился, значения не имеет. А грехопадение по Библии есть ослушание Бога Адамом и Евой. Змей совратил их на путь неповиновения Богу, совратил вкусить от запретного плода, после чего грех вошел в мир. Поэтому «зачат во грехе» следует понимать, что зачатие произведено грешными людьми, а не сам процесс есть грех. Так и «первородный грех» надо понимать как грех, совершенный первым человеком и наследуемый от родителей.