Менора 3, 2001 г.
«Cовершилось!»
Александр Эзау
Наверное, каждый из нас, будь он молод или стар, пережил потерю кого-нибудь из близких. И в эти скорбные часы мы, узнав о смерти дорогого нам человека, прежде всего задаем вопрос: «Что он сказал перед смертью?» Не думаю, что подобные вопросы возникают из чистого любопытства. Понимая, что люди перед смертью говорят обычно что-то очень важное, мы с особым вниманием относимся к сказанным ими словам. История, начиная с древней и кончая современной, хранит высказывания многих знаменитых людей, сделаные ими перед смертью.
Когда человек «смотрит в глаза смерти», многое, что казалось ему прежде важным, становится далеким, ненужным, бесполезным. У человека происходит переоценка ценностей, и сказанное им исходит из сердца, свободного от всяких корыстных мыслей.
Если нам так важно знать, что сказал тот или другой человек на грани перехода в вечность, то насколько важнее вдуматься в слова нашего Господа, которые Он сказал перед смертью на кресте. Автор Послания к евреям советует: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» (12:3).
Какая же сила заключается в словах Господа, сказанных Им перед Своей смертью? Обратим внимание на последнее слово, сказанное Иешуа. Иоанн пишет об этом так: «Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: «Совершилось!» И, склонив главу, предал дух» (Ин. 19:29-30). Смысл этого слова, кажется, легко понять: наконец страдания закончились и искупление за грехи мира совершилось. Но все ли это? Последние слова Иешуа комментировались и обсуждались в течение столетий многими богословами. Эти слова, кроме прямого значения, имеют и более глубокий смысл, не лежащий на поверхности.
Доктор Гёран Ларсон проводит параллель между словом «Совершилось» и словами в начале Библии: «Так совершены небо, и земля, и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал...» (Быт. 2:1-2).
То, что совершено на Голгофе, по словам Ларсона, является не чем иным, как обновленным актом творения, починкой падшего мира и превращением проклятия в благословение. Иоанн, начав Евангелие словами из Быт. 1:1 «В начале», сопоставляет начало земной жизни Иешуа с процессом творения. И далее он поясняет, что Мессия на самом деле является воплощением Божьего Слова, а именно Он является Словом, через Которое Бог все сотворил: «Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Иоанн видит в смерти Иешуа связь с началом творения. Поэтому после слова «совершилось» следует: «Но так как тогда была пятница, то иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была днем великим, - просили Пилата... снять их» (Ин. 19:31).
Иоанн показывает, что Иешуа, как и Его Небесный Отец, отдыхает в седьмой день от работы, которую Он только что закончил. Наконец у Него наступила «суббота» после тяжелой «недели» работы для нашего спасения.
Также и воскресение Иешуа имело еще одно особое значение, связанное с творением, когда Он явил Себя ученикам после Своего воскресения. «Иисус же сказал им вторично: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Сказав это, дунул и говорит им: «Примите Духа Святого»» (Ин. 20:21-22). Иоанн использует то же слово, что и в Быт. 2:7: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Таким образом, восклицание Иешуа на кресте: «Совершилось!» включает в себя не только жизнь Иешуа, от рождения в хлеву до смерти на кресте, но и новое начало, сопоставимое с началом мира в утро творения.
Само слово «совершилось» имеет несколько значений. Читая другие переводы, мы находим это слово в значении «уплачено», то есть «за ВСЕ заплачено». На иврите это звучит как «шалем», что означает «полностью, без остатка». Это выражение встречается также как «шеламим» при жертвоприношениях, когда имелось в виду, что жертва должна быть полностью принесена на алтарь, с кровью и внутренностями.
Так как в еврейской письменности не было гласных букв, только согласные, то слово «шалем» можно прочесть и как «шалом». Слово «шалом» имеет глубокий смысл и, хотя оно является одним из распространенных слов в Израиле, перевести его на другие языки не удается в той многогранности значений, какое оно несет в себе. Все благословения, утешения оканчиваются словом «шалом», что может означать спасение, совершенство, мир. Одно из благословений заканчивается так: «Господь да распрострет Свой шатер (сукку) спасения (шалом) над тобой». Талмуд повелевает евреям приветствовать неевреев выражением «Шалом! (Спасение вам)».
Если придать слову «шалом» значение «мир», тогда в нем сокрыта мысль: «мир творить» или «мир заключить». Это опять-таки связано с тем, что ты передаешь себя полностью в руки того, с кем заключаешь мир, ибо мир достигается ценой самоотречения, ценой самопожертвования.
Принимая во внимание все значения слова «шалом» и значение последнего слова Иешуа на кресте «совершилось», можно заключить, что Он сказал: «Этой совершенной жертвой все уплачено, чтобы вы имели мир. Мир с Богом и с людьми. Моими ранами вы исцелились, стали святыми и принадлежите Богу. Вы - личная собственность Бога, за вас заплачена самая высокая цена. Врата ада вас не одолеют, потому что Сам Бог хранит вас и дает вам спасение (шалом)».
Важно обратить внимание и на время, когда Иешуа произнес: «Совершилось!» Если искупление и начало новой жизни наступили со смертью Иешуа, напрашивается вопрос, почему Он воскликнул: «Совершилось!» - раньше, чем оно произошло, ведь Он еще не умер?
Одним из ответов служит место Писания «После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: «Жажду»» (Ин. 19:28). Иешуа знал время, когда Ему надлежит умереть. Он жил, чтобы исполнить Писание. Оставалось только одно неисполненное пророчество о Нем из псалма 68:22: «И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом». По исполнении этого пророчества Иешуа мог сказать, что все, написанное о Нем, совершилось. Далее читаем: «И, склонив главу, предал дух» (Ин. 19:30).
В Послании к римлянам написано: «Возмездие за грех - смерть» (6:23). Иешуа жил безгрешной жизнью, и был неподвластен смерти, как Он Сам сказал: «Никто не отнимает ее (жизнь) у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (Ин. 10:18). Иешуа отдал Свою жизнь за человечество именно тогда, когда Он посчитал нужным, когда исполнились все пророчества. Возглас «Совершилось!» был произнесен Иешуа в полном сознании в самый значительный момент - в момент, когда Он отдал Себя за нас.